Цели:
- Развитие интереса к изучению русского языка и литературы;
- Обогащение словарного запаса учащихся;
- Развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности;
- Укрепление и сплочение детского коллектива.
Оборудование:
- Плакат “Русский язык – ты богат и могуч.”;
- 2 плаката с кроссвордом;
- Ребусы в картинках.
Ход урока – КВН
(Ученики входят в класс командами под музыку.)
Учитель:
– Ребята, сегодня на уроке у нас гости.
– Поприветствуем гостей!
– Урок русского языка у нас сегодня проводится в форме КВН.
– Ребята, а что такое КВН? (Клуб Веселых и Находчивых)
– Итак, урок-КВН по русскому языку мы открываем песней (звучит песня на мотив
“Улыбка”).
Учитель:
– Встречаются две команды:
Команда – Приставка,
Команда – Предлог.
– Поприветствуем друг друга!
Все вместе: (в форме частушек)
Мы веселые ребята
И не любим мы скучать
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть
Приставка:
Приставка встретилась с предлогом
Свои знанья показать
Будем очень мы стараться
Чтоб победу одержать
Предлог:
Грамматика, Грамматика –
Наука очень строгая
Соперник наш, не позабудь
К победе очень труден путь
Учитель:
Ваши знания, вашу находчивость будет оценивать Жюри.
Поприветствуем Жюри:
Вам и слава и почет!
Все мы любим точный счет.
(Участники команд проходят и садятся за свои места.)
1. Конкурс капитанов “Разгадывание кроссвордов”
Приставка:
Предлог:
По условным знакам написать название членов предложения
2. Конкурс от капитанов.
Капитаны приготовили ребусы в картинках и предлагают их командам противника.
Например:
3. Конкурс “Домашнее задание”.
В ходе подготовки КВН каждой команде было дано задание: Составить сказку по одному из орфографических правил и оформить ее в виде книжки с иллюстрациями.
Команда – Приставка.
Команда – Предлог.
Например: Сказка о разделительном мягком знаке.
4. Конкурс “В стране непроверяемых написаний”.
Задание: в словосочетаниях со словарными словами вставить пропущенные буквы, над существительными обозначить падеж.
Команда “Предлог”
|
Команда “Приставка”
|
5. Конкурс “Знаем правило любое и примером подтвердим”.
Команда Приставка | Команда Предлог |
1. Какие знаете части речи? | Какие знаете члены предложения? (главные и второстепенные) – назвать главные члены – назвать второстепенные члены |
2. Назвать части слова? | 2. Назвать значимую часть слова? Привести примеры родственных слов |
3. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? | 3. В чем сходство окончания с предлогом? |
4. Какие члены называются однородными? 4.1 Что такое склонение имен существительных? |
4. Чем выделяются однородные члены? Предложение с
однородными членами. 4.1. Назвать падежи с вопросами имен существительных |
5. Склонение слов (Картинка) | 5. Склонение слов (Картинка) |
Жюри проверяет работу.
6. Конкурс “Как мы можем писать диктанты”.
Диктант.
Русский язык.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.
Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка.
Русский язык помогает нам дружить.
Учитель: Пока Жюри проверяет работы – мы отдохнем, обе команды приготовили номера художественной самодеятельности.
Номера художественной самодеятельности (песня + танец)
7. Конкурс “Отгадывание загадок, нахождение знакомых орфограмм в словах-отгадках”.
|
|
8. Конкурс “Подтверди название своей команды”.
(Заключительный.)
Участники команд выходят к доске и строятся.
Команда “Предлог” 1. Что такое предлог? 2. Для чего служит предлог? 3. Как предлог пишется со словами? |
Команда “Приставка” 1. Что такое приставка? 2. Для чего служит приставка? 3. Как приставка пишется со словами? |
Что еще вы знаете о приставке и предлоге? |
|
4. Употребляется со словами разных частей речи 5. Между приставкой и корнем нельзя поставить вопрос или другое слово. |
4. Никогда не стоит с глаголом 5. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. |
Слово Жюри
Награждение команд.
Выход из класса (под музыку).
Использованная литература:
- А. Заикина “Умные кроссворды”.
- Журнал для педагогов начальной школы “Педсовет” № 2 – 1996г.