Урок-КВН по русскому языку. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Развитие интереса к изучению русского языка и литературы;
  • Обогащение словарного запаса учащихся;
  • Развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности;
  • Укрепление и сплочение детского коллектива.

Оборудование:

  • Плакат “Русский язык – ты богат и могуч.”;
  • 2 плаката с кроссвордом;
  • Ребусы в картинках.

Ход урока – КВН

(Ученики входят в класс командами под музыку.)

Учитель:

– Ребята, сегодня на уроке у нас гости.
– Поприветствуем гостей!
– Урок русского языка у нас сегодня проводится в форме КВН.
– Ребята, а что такое КВН? (Клуб Веселых и Находчивых)
– Итак, урок-КВН по русскому языку мы открываем песней (звучит песня на мотив “Улыбка”).

Учитель:

– Встречаются две команды:

Команда – Приставка,

Команда – Предлог.

– Поприветствуем друг друга!

Все вместе: (в форме частушек)

Мы веселые ребята
И не любим мы скучать
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть

Приставка:

Приставка встретилась с предлогом
Свои знанья показать
Будем очень мы стараться
Чтоб победу одержать

Предлог:

Грамматика, Грамматика –
Наука очень строгая
Соперник наш, не позабудь
К победе очень труден путь

Учитель:

Ваши знания, вашу находчивость будет оценивать Жюри.

Поприветствуем Жюри:

Вам и слава и почет!
Все мы любим точный счет.

(Участники команд проходят и садятся за свои места.)

1. Конкурс капитанов “Разгадывание кроссвордов”

Приставка:

Предлог:

По условным знакам написать название членов предложения

2. Конкурс от капитанов.

Капитаны приготовили ребусы в картинках и предлагают их командам противника.

Например:

3. Конкурс “Домашнее задание”.

В ходе подготовки КВН каждой команде было дано задание: Составить сказку по одному из орфографических правил и оформить ее в виде книжки с иллюстрациями.

Команда – Приставка.

Команда – Предлог.

Например: Сказка о разделительном мягком знаке.

4. Конкурс “В стране непроверяемых написаний”.

Задание: в словосочетаниях со словарными словами вставить пропущенные буквы, над существительными обозначить падеж.

Команда “Предлог”

  1. Читать г . зету
  2. Смотреть к . л . ндарь
  3. Плыть на к . р . бле
  4. Сидеть под б . резой
  5. Выходить из в . гона
  6. Теплая . дежда
  7. В кабинете у д . ректора
  8. Подъезжаю к ст . лице
  9. По широкой ул . це

Команда “Приставка”

  1. Работать на к . мбайне
  2. Гордиться к . см . навтом
  3. Держать . б . рону
  4. Подойти к в . кзалу
  5. Находиться у к . рабля
  6. Линия г . р . зонта
  7. Живу в М . скве
  8. Выхожу из б . бл . отеки
  9. Повесить к . ртину

5. Конкурс “Знаем правило любое и примером подтвердим”.

Команда Приставка Команда Предлог
1. Какие знаете части речи? Какие знаете члены предложения?
(главные и второстепенные)
– назвать главные члены
– назвать второстепенные члены
2. Назвать части слова? 2. Назвать значимую часть слова?
Привести примеры родственных слов
3. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? 3. В чем сходство окончания с предлогом?
4. Какие члены называются однородными?

4.1 Что такое склонение имен существительных?

4. Чем выделяются однородные члены? Предложение с однородными членами.
4.1. Назвать падежи с вопросами имен существительных
5. Склонение слов (Картинка) 5. Склонение слов (Картинка)

Жюри проверяет работу.

6. Конкурс “Как мы можем писать диктанты”.

Диктант.

Русский язык.

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.

Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка.

Русский язык помогает нам дружить.

Учитель: Пока Жюри проверяет работы – мы отдохнем, обе команды приготовили номера художественной самодеятельности.

Номера художественной самодеятельности (песня + танец)

7. Конкурс “Отгадывание загадок, нахождение знакомых орфограмм в словах-отгадках”.

  1. Дед в шубу одет
    А наружу мех.
    (Медведь)
     
  2. Бродит одиноко
    Огненное око,
    Всюду где бывает
    Взглядом согревает
    (Солнце)
     
  3. Какая игрушка стреляет, как пушка?
    (Хлопушка)
  1. Без рук, без топоренка
    Построена избенка
    (Гнездо)
     
  2. Каким музыкальным
    инструментом можно щи хлебать?
    (Ложка)

8. Конкурс “Подтверди название своей команды”.

(Заключительный.)

Участники команд выходят к доске и строятся.

Команда “Предлог”

1. Что такое предлог?

2. Для чего служит предлог?

3. Как предлог пишется со словами?

Команда “Приставка”

1. Что такое приставка?

2. Для чего служит приставка?

3. Как приставка пишется со словами?

Что еще вы знаете о приставке и предлоге?

4. Употребляется со словами разных частей речи

5. Между приставкой и корнем нельзя поставить вопрос или другое слово.

4. Никогда не стоит с глаголом

5. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.

Слово Жюри

Награждение команд.

Выход из класса (под музыку).

Использованная литература:

  1. А. Заикина “Умные кроссворды”.
  2. Журнал для педагогов начальной школы “Педсовет” № 2 – 1996г.