Развлечения и праздники – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, обогатить музыкальными впечатлениями, дать детям возможность выплеснуть накопленные эмоции, получить радость от выполненных движений, а также пробудить творческую активность. Одним словом, праздник занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста.
После многих лет тесного сотрудничества два педагога: музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию пришли к выводу, что проведение совместных праздников и развлечений для детей дошкольного возраста как раз и является той самой нишей, что заставляет любить свою профессию и получать удовлетворение от проделанной работы.
Мы задались вопросом, является ли проведение праздников эффективной формой работы в развитии физических и музыкальных способностей? Нами был проведен ряд мониторинговых исследований, который показал, что проведение совместных праздников имеет прямую связь с развитием музыкальных и физических способностей у детей дошкольного возраста, а так же положительно влияет на психоэмоциональное состояние детей и вызывает наибольший интерес к музыке и занятиям физической культурой.
В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одаренным детям, а как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.
Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством воспитания. Занятия физической культурой и спортом представляют исключительно широкие возможности для реализации поставленных задач физического и музыкального воспитания в совокупности. Взаимосвязь физического воспитания с музыкальным заключается в том, что, с одной стороны, музыкальное воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека, с другой стороны, повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момента и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям физическими упражнениями.
В современной литературе применение музыки во время занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста и взаимосвязь музыкального искусства с физической культурой раскрыты недостаточно, несмотря на то, что сочетание музыки и двигательной деятельности человека имеет тысячелетнюю историю. Еще в Древней Греции танец считался наилучшим фактором формирования гармоничного телосложения и усовершенствование движений детей и молодежи.
Использование музыки на физкультурных праздниках является одним из активных средств общения ребенка с ней. При этом одновременно решаются задачи физического и музыкального воспитания дошкольников. Подвижные игры с музыкальным сопровождением содействуют развитию музыкальной памяти детей, повышают их музыкальную культуру. Подбирая музыку к игре, следует помнить, что она должна образовывать единство с двигательным материалом, составлять вместе с ним единственный художественный образ. Только при этих условиях варианты движений закрепляются в памяти детей в единстве с музыкальным произведением. Важно не количество мелодий, которые запомнились, а качество музыки, его воспитательные возможности. Если музыка не отвечает характеру движения, то она плохо запоминается, не вызывает интереса к игре, побуждает к формальному выполнению движений. Музыка, которая отвечает сюжету игры, типажу персонажей вызывает эмоциональные реакции.
Выполнение различных физических упражнений с музыкальным сопровождением способствует формированию правильной осанки, координации движений и их усовершенствованию. Музыка придает движениям особенную выразительность, четкость, ритмичность. Радуясь музыке и чувствуя красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, переживает подъем, становится жизнерадостной. Она положительно влияет на чувство дошкольников, настроение, эмоции, способствует уверенности и решительности в исполнении двигательных действий во время игр, а также формирует, артистические способности выражения движениями внутренних ощущений музыки и эмоциональных переживаний. Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, повышает выразительность движений. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию. Поднятие эмоционального тонуса и улучшение работоспособности организма облегчает выполнение движений. Вместе с тем разнообразное музыкальное сопровождение упражнений обогащает музыкальный опыт ребенка, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, развитию слуховых представлений, чувства ритма.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод о высокой эффективности совместного проведения праздников и развлечений для дошкольников музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию. Хотелось бы предложить вашему вниманию несколько конспектов-сценариев проведения подобных развлечений для детей старшего и младшего дошкольного возраста.
В украшенный зал входят дети, которых приветствует кукла Даша.
Кукла: Здравствуйте, ребята! Я – кукла Даша, пришла вас пригласить совершить со мной увлекательное путешествие на поезде. Вы согласны?
(Ответы детей)
Кукла: Тогда садитесь скорей в вагоны и в путь!
Звучит музыка, дети шагают, имитируя движение поезда.
Кукла: Паровозик, паровоз, на полянку нас привез!
Выходите детки из вагонов. Вот мы с вами в лесу. Красота! Слышите, птички поют. На поляне под сосной собрался народ лесной… Гляньте-ка, здесь Мишка сидит. Давайте с ним поздороваемся.
(Дети здороваются с Мишкой)
Мишка: Здравствуйте дети! Я рад, что вы пришли, мне как раз сейчас нужна помощь. На поляне выросло так много ягод и грибов, что я не смогу их собрать сам. Поможете мне?
(Ответы детей)
Игра “Собери ягоды, грибы”
Мишка: Спасибо ребята, вы мне так помогли!
Кукла:
Дождик капнул на ладошку,
Не цветы и на дорожку
Льется, льется, ей, ей, ей,
Укрываемся скорей…
Мишка: Бегите скорее ко мне по зонт, прячьтесь от дождя!
П/и “Дождик”
Кукла: Спасибо тебе Мишка, укрыл нас от дождя. Никто не промок, молодцы ребята! Солнышка совсем не видно. Но это не беда, давайте попросим что бы оно не скрывалось за тучками.
Проговаривание заклички:
Солнышко покажись,
красное нарядись!
Чтоб теляткам поскакать
Что бы деткам поиграть!
Мишка: Смотрите ребята, солнышко показалось, услышало, как мы его зовем.
Звучит “музыка” поезда.
Кукла: Засиделись мы у тебя Мишка, нам пора прощаться. Садитесь в вагоны, ребятки и отправляемся в путь. До свидания!
Дети передвигаются по залу, имитируя езду на поезде.
Кукла: Поезд сделал остановку, дети из вагонов выходят очень ловко.
Вокруг такая красота! Поиграть вы не хотите?
Дружно за руки беритесь, в хоровод все становитесь! Играем в превращалки.
П/и “Превращалки”
Кукла:
Вот под елочкой сидит
Маленький зайчишка,
Почему же он дрожит
Маленький трусишка?
Заяц: Меня обидела лиса – рыжая краса!
Кукла: Давайте поможем зайчику, прогоним лису.
Метание “листочков”
Лиса: Ой, ой, ой, убегу – спрячусь я в свою нору.
Лиса убегает.
Кукла:
Вот спасибо ребятишкам,
Как мы помогли зайчишке!
А теперь ребятки наши
вокруг елки все попляшут.
Танец “Каблучок”
Кукла:
Вот и кончилась игра
Возвращаться нам пора
Хорошо нам было вместе
Не стояли мы на месте!
Паровозик тук-тук-тук,
Паровоз друг-друг
От зайчишки и зверят,
Он везет нас в детский сад!
Под “музыку” паровозика дети возвращаются в группу.