Петр I. Россия на рубеже веков

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цели:

  • показать приход к власти Петра I;
  • учить анализировать ответ и оценивать ответы других учащихся

Задачи:

  • познакомить с детством Петра 1 и приходом его к власти;
  • развивать монологическую речь, память, способность анализировать ответ других учащихся;
  • воспитывать любовь к истории Отечества.

Оборудование урока: учебник «История России XVI-XVIII вв.» Данилов, Косулина, 7 класс, словарик по истории, компьютер и интерактивная доска.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания:

Устный опрос словарика: регентство, тафта, изразцы, парча, реестровые казаки, голытьба, гетман, быдло, протопоп
– Кто какое задание выбрал? ( Назначаются ответчик и эксперт, которые работают по опоре:

Эксперт

Мне ответ понравился.
Весь материал изложен (не) полностью.
Соответственно (не) хочу добавить (следующее…)
Ученик (не) следил за культурой речи.
Я оцениваю его работу на….

Ответчик

По данному вопросу могу сообщить следующее….
Могу предположить….
Поэтому …
В заключение …

Оценивание учащихся.

III. Новый материал

Учитель объявляет тему урока: «Петр I. Россия на рубеже веков».

Цель: показать приход к власти Петра I.

Рассказ учителя (сопровождается показом слайдов на интерактивной доске):

Показ портрета Алексея Михайловича на слайде

У Алексея Михайловича было два брака: 1-й с Марией Ильиничной Милославской (13 детей), Среди них два сына: Федор и Иван и дочь Софья, 2-й брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной: сын Петр, который родился 30 мая 1672 г. 3,5 года его в семье баловали, пока не умер царь Алексей Михайлович в 1676 г.

Новый царь Федор (старший сын Алексея Михайловича) был крестным отцом Петра.

(Показ портрета царя Федора на слайде).

Он любил его и заботился о нем. При нем Петра стали обучать грамоте, а с 10 лет должны были обучать риторике, философии, истории и иностранным языкам. Ног Федор умирает за 1 месяц до 10 лет Петра и его обучение заканчивается.
В 1682 году остро встает вопрос о престолонаследии.
По-старшенству, царем должен стать Иван, но он болен слабоумием. Провозглашают 10-летнего Петра, но Милославские поднимают против Нарышкиных стрелецкое войско. Царями провозглашают двух братьев: Ивана и Петра. (Показ портретов царей Ивана и Петра).

(ИВАН)

До их совершеннолетия регентом назначили Софью – старшую сестру. (Показ потрета Софьи).

Сложилось двоевластие: два трона, а за занавеской Софья. Петру с мамой пришлось уехать из Москвы в село Преображенское. Недалеко находилась Немецкая слобода (показ Немецкой слободы), где иноземцы помогали ему в строительстве «потешной крепости», в обучении арифметики, геометрии и военному делу, и плавать под парусами.

Отсюда у Петра не царские познания и навыки в этих делах. Петр создает два «потешных полка»: Семеновский и Перображенский, которые потом приведут его к власти.

В августе 1689 года Петра извещают о готовящемся в пользу Софьи перевороте и о том, что стрельцы хотят его убить. Он уже достиг совершеннолетия и выезжает в Троице-Сергиеву лавру. (Показ Лавры)

Там к нему присоединились бояре, дворяне, военные, которые почувствовали в нем силу. Петр пишет письмо Ивану, чтобы тот правил самостоятельно, В сентябре он пришел в Москву, объявил о прекращении ее правления и заточил ее в Новодевичий монастырь. Среди стрельцов провел аресты и казни.
Таким образом, началось самостоятельное правление Петра (Иван только присутствовал).

Общаясь с иностранцами, Петр понял, как важен для России выход к иноземным морям. В январе 1695 года Петр предпринимает 1-й Азовский поход.

Он оказался неудачным, т.к. отсутствовало единое командование, слабая артиллерия, отсутствовал флот. Петр учел недостатки первого похода и в 1697 году предпринял 2-й поход на Азов. Поход закончился победой. Но мало завоевать территорию, на ней еще нужно закрепиться. Вот для этого нужны союзники. Петр в 1697 году отправляется в Великое посольство в Западную Европу.

Главная официальная цель: организация единого союза христианских государств, против Крымского ханства и Турции. Неофициальная цель: знакомство с жизнью и порядками европейских стран.

Петр отправился инкогнито под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Он изучил военные науки, морское дело, кораблестроение. Но вынужден был прервать поездку, т.к. стрельцы устроили заговор с Софьей против Петра. Он вернулся и расправился с мятежниками.

Эта поездка утвердила Петра в необходимости выхода России к Балтийскому морю и в борьбе против Швеции.

IV. Домашнее задание: п.13 вопросы по выбору, словарь

V. Итог урока

– С кем познакомились?
– Что нового узнали?