Цели:
- познакомить детей с терминами «экология», «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»;
- доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бережем здоровье;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
- учить сравнивать, анализировать, обобщать, выполнять правила личной экологической безопасности.
Оборудование: презентация; интерактивная доска; конверты с заданиями для каждого ребёнка для составления цепи загрязнения (Приложение 2); конверты с заданиями для каждого ребёнка для составления правил экологической безопасности (Приложение 3).
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка, помощь.
II. Сообщение темы урока.
– Ребята, недавно я услышала интересный разговор. (Слайд 2)
– Ох, какая сегодня плохая экология, – сказала мама, – от нее у меня разболелась голова.
– Да уж, – согласился папа, – экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять.
– Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? И как ее собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол? (Рассказ взят из урока Марии Шумкиной, учителя школы №225, г. Новокузнецк).
– Ребята, а вы знаете, что такое экология? (Экология – это наука о доме, Земле).
– Чтобы ответить на этот вопрос дядя Фёдор заглянул в словарь и вот что узнал:
(Слайд 3) «В переводе с греческого «экос» – дом, «логос» – учение».
– Что же такое экология?
– Экология – это наука о доме. (Хором вместе учитель и дети).
– А какой же дом изучает экология? (Общий для всех дом, нашу планету – Земля).
– Да, ребята, экология – это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планета Земля.
– Итак, тема нашего урока «Экологическая безопасность». (Слайд 4)
– Сегодня мы постараемся понять, что же это такое – экологическая безопасность.
III. Работа по теме урока.
1) Источники загрязнения окружающей среды.
– Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить. А как мы, люди, относимся к ней, к своей планете? Бережём ли мы её?
– Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на фотографии Шарика, которые он сделал своим любимым фоторужьём. (Слайд 5)
– Посмотрите на них внимательно.
– Ребята, на листах (Приложение 1), которые лежат перед вами, закрасьте квадраты с номерами тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей (Слайд 6-7)
– Давайте проверим. Покажите, что у вас получилось. Посмотрите, ребята, у вас и у меня получились одинаковые работы. Значит. Вы справились с заданием и верно закрасили источники загрязнения окружающей среды. (Слайд 8)
– Что же относится к источникам загрязнения окружающей среды? (Слайд 9) (Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реку вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и несознательные люди бросают его куда попало.)
– Вы видите, человек может своими поступками, как сберечь природу планеты, так и погубить её.
– Человек сам наносит вред природе.
На планете год от года
Человек вредит природе.
И не понял он, чудак,
Что природа – не пустяк!
Он привык всё покорять,
Но не может он понять:
Коль беречь её не будет,
Всё живое он погубит! (Слайд 10)
– Что же произойдёт с нами и нашей планетой, если её загрязнять? (Всё живое погибнет, погибнет планета.) (Слайд 11)
2) Что такое экологическая безопасность?
– Ребята, надеюсь, вы поняли, что очень важно уметь защищать и беречь свой дом Землю, а значит себя и своё здоровье. Каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!
– Чтобы выяснить, что такое ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, дядя Фёдор обратился к профессору.(Слайд 12-13)
– Вот что он узнал.
– ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – это защита от вредного воздействия загрязняющей среды.
3) Составление схемы «Цепь загрязнения».
– Ребята, а теперь давайте напомним Дяде Фёдору, что является источником загрязнения окружающей среды и как загрязнённые вещества поступают в наш организм, составим для него наглядное письмо.
– У вас на партах лежат конверты. Возьмите их в руки. Откройте. Достаньте то, что в них лежит. (Слайд 14)
– Возьмите домик. (Приложение 2). Положите перед собой. Разложите карточки со словами. (Приложение 2). Будьте внимательны, аккуратны и не торопитесь.
– Я буду задавать вам вопросы, а вы должны найти карточку с ответом, показать, потом приклеить на домик.
– Что является источником загрязнения окружающей среды? (Источником загрязнения окружающей среды являются: фабрики, транспорт, дома).
– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на нижний ряд.
– Проверим. (Слайд 15)
– Куда попадают вредные вещества? (Вредные вещества попадают в воздух, воду, почву).
– Что образуют воздух, вода и почва вместе? (Всё это окружающая среда).
– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на средний ряд.
– Проверим. (Слайд 15)
– Куда попадают вредные вещества из окружающей среды? (Из воздуха, воды, почвы загрязнённые вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек).
– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на верхний ряд.
– Проверим. (Слайд 15)
– Ребята, обратите внимание, загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют «ЦЕПЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ».
– Как вы видите, самое страшное, что человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются. (Слайд 16)
– Молодцы, ребята! Мы с вами составили наглядное письмо дяде Фёдору «Цепь загрязнения».
– Вот это письмо я отправлю от всех нас дяде Фёдору. Согласны? (Да). А свои письма вы оставите себе. Надеюсь, что эти письма помогут задуматься вам о бережном отношении к природе.
4. Физкультминутка. Игра «Правила поведения в природе».
– Ребята, а чтобы проверить, как же вы знаете правила поведения в природе, Дядя Фёдор придумал для вас игру. (Слайд 17)
– Вы в игру сыграть готовы?
– Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Хорошо)
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (Хорошо)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Плохо)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Хорошо)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!
– Молодцы, ребята! Посмотрите, как улыбаются дядя Федор, Матроскин и Шарик.
5. Составление памяток «Правила ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ».
– Ребята, чтобы сберечь наш дом – планету земля, очень важно знать и, конечно, соблюдать правила экологической безопасности. Профессор прислал телеграмму жителям Простоквашина с «Правилами экологической безопасности». А почтальон Печкин попал под дождь и некоторые слова в ней исчезли. Он просит вашей помощи. Давайте поможем восстановить текст телеграммы и узнаем правила экологической безопасности. Вы согласны? (Слайд 18)
– У вас на партах лежат тексты с телеграммой (Приложение 3). Возьмите их. Положите перед собой. (Слайд 19)
– Внизу у вас есть слова-помогайки. Прочитаем их хором.
– А теперь, прочитайте текст и е восстановите правила экологической безопасности, вставляя необходимые по смыслу слова. (Самостоятельная работа.)
– Заканчиваем работу. Положите ручки. Посмотрите на меня.
– Читаем восстановленный вами текст телеграммы по цепочке. (Коллективная проверка.)
(Слайд 20)
– Молодцы, ребята, теперь и вы, и жители Простоквашино знаете правила экологической безопасности. Каждый человек должен знать и выполнять эти правила, чтобы сохранить планету здоровой, а значит сохранить и своё здоровье.
IV. Итог урока.
– Сегодня вы и жители Простоквашина познакомились с новыми понятиями. Какими? (Ответы детей.) (Слайды 21-23)
– А ещё сегодня мы составили правила экологической безопасности.
– Давайте полюбуемся природой, которую мы должны беречь и охранять. (Показ видеофильма.)
(Слайды 24-33)
(Учитель на фоне музыки читает стихотворение)
Природа – это дом, украшенный трудом.
В любой мороз и зной устроен и приветлив.
Храните этот дом, в котором мы живём.
Другого дома нет на целом свете.
– Ребята, вам понравились картины русской природы?
– Мне тоже.
– Как прекрасна земля и на ней человек, если он правильно себя ведёт.
– Спасибо вам, ребята, за вашу помощь. Надеюсь, нет, я верю, что после сегодняшнего урока вы будете беречь природу, беречь своё здоровье.
Используемая литература:
- Учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков, Е.А. Крючков.
- Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. О.И. Дмитриева
- «Мир и человек». А.А. Вахрушев, А.С. Раутина.
- Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов.
- Светлана Сульдимирова. Сценарий экологического праздника «День Земли».