Цели:
- Закрепить умение в подборе определений к заданному слову; образовывать притяжательные прилагательные (значение принадлежности) и прилагательные от слов существительных.
- Закрепить умение составлять из частей целое, находить близкие по звучанию слова.
- Развивать фонематическое слуховосприятие: дифференциацию гласных и согласных звуков.
- Развивать логическое мышление, умение строить связные высказывания типа рассуждений, использовать различные средства связи частей предложения.
- Формировать навык выражения собственного мнения.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Развивать коммуникативные навыки.
Материал: декорации зимнего леса, мольберт, маленькие магнитики, картинки к игре «Логическая цепочка», игра «Звуковая мозаика», игра «Из чего варенье» (банки, вырезанные из картона с наклейными картинками ягод), мяч, пособие «Звуковые часы».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.
Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся
Мы улыбнемся друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте.
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки превращаю,
Белю леса, поля, дома, а зовут меня… (Зима)
– Молодцы, а как вы догадались, что это зима? (Она все укрывает снегом. Реки превращает в лед.)
Воспитатель. А вы хотели бы оказаться в сказочном зимнем лесу? (Да) Ребята, я предлагаю поехать в зимний лес на поезде (подходят к мольберту, на котором прикреплен паровозик, вырезанный из бумаги и картинки) посмотрите, паровозик есть, а вагончиков нет. Давайте составим поезд из картинок-вагончиков, но каждую картинку должно объединять что общее.
Первым вагончик картинку я прикрепляю елочку, потому что ель и зимой и в другие времена года зеленого цвета. Кто прикрепит следующий вагончик? (Я прикрепляю еловые шишки, потому, что они растут на елочке. Белочку, потому, что белочка грызет еловые шишки. Кошку, потому, что она тоже умеет лазать по деревьям, как белочка. Цыпленок, потому, что он тоже живет дома, как кошка. Солнышко, потому, что оно желтое, как цыпленок. Шуба она согревает, как солнышко. Варежки – это зимние вещи, как и шуба).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Поезд к отправке готов. Становитесь, друг за другом и поехали в лес. (Под музыку дети передвигаются к лесу).
– Вот и приехали мы в зимний лес. В лесу зимой сказочно красиво, деревья укрыты снегом. Ребята, какой снег в лесу?
Дети. Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый серебристый, белый и т.д.
Воспитатель. (Из-за сугроба достает Лесовичка – игрушку). А вот и сам хозяин леса – Лесовичок.
Лесовичок. Здравствуйте, ребята! Я очень рад гостям. У меня в лесу давно никого не было и я приглашаю вас в дом, но при одном условии (открывает сугроб, на котором 4 разрезных картинки, одна картинка разрезана на 4 части, каждая картинка разного цвета). Ребята, возьмите каждый по две части одного цвета, садитесь за стол со скатертью такого же цвета и вместе соберите картинку. (Дети выполняют задание)
Воспитатель. Маша, что у вас
изображено на картинке? (Медведь). А у
вас? И т.д.
Ребята, на картинках изображены: медведь, лиса,
заяц, волк, собака, подумайте и подскажите
Лесовичку, кто в лесу лишний и почему?
Дети. Собака, потому, что она домашнее животное.
Воспитатель. Лесовичок говорит вам спасибо и хочет угостить вас вареньем, но забыл из чего варенье варил. Положите перед собой баночки с вареньем (баночки , вырезанные из картона на которых изображены ягода или фрукт), посмотрите на картинку и напомните Лесовичку из чего варенье. У меня на баночке нарисована земляника, варенье земляничное, а у тебя Никита? (Груша – грушевое, яблоко – яблочное, слива – сливовое, брусника – брусничное, малина – малиновое и т.д.).
Воспитатель. Молодцы. Ребята. А сейчас все скорее выходите и на лес наш посмотрите.
Физминутка
Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она. (Подтягивание – рук вверх)
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул. (Руки в стороны)
Белка прыгает по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забирается нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте)
На дворе у нас мороз,
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам, топают ногами, хлопают руками.)
Воспитатель. Ребята, зимой в лесу
холодно и Лесовичок приглашает вас в дом
погреться, садитесь за столы.
– А сейчас мы порадуем Лесовичка. Положите перед
собой сказочные часы. Найдите близкие по
звучанию слова и укажите на них стрелочками. (Дети
выполняют задание). Обращаясь по имени, друг к
другу назовите эти слова. (Ворона – корона,
фонарик – шарик, шкаф – жираф, картина – корзина
и т.д.)
– А теперь придумайте с этими словами маленький
стишок. (Ответы детей. Например: на стене висит
картина, на полу стоит корзина.)
Воспитатель. Молодцы, ребята!
Порадовали вы, Лесовичка своими стихами. А теперь
подарим Лесовичку разноцветный коврик, игра
«Звуковая мозаика» (Белый картон разделен на 9
одинаковых квадратов и фишки красного и
синего цвета).
Я буду называть слова, если слово начинается на
гласный звук, то положите какую фишку? (Красную.)
А если на согласный звук, то какую фишку положим? (Синию).
Итак, начали: эхо, лес, ау, снег, утро, заяц, олень,
сосна, улитка.
– У нас получился красивый узор на коврике, и мы
дарим его Лесовичку.
Воспитатель. В лесу живет много
зверей. Сейчас мы узнаем у кого, чей дом.
В круг скорее все встаем, и играть сейчас начнем. (Воспитатель
стоит в кругу, кидает каждому мяч.)
- У медведя, чей дом? – Медвежий.
- У зайца? – Заячий.
- У волка? – Волчий.
- У белки? – Беличий.
- У барсука? – Барсучий.
- У черепахи? – Черепаший.
- У лисы? – Лисий.
- У кабана? – Кабаний.
Лесовичок. Молодцы, ребята, порадовали вы меня. А сейчас подойдите к этому сугробу (открывает сугроб). Если вам понравилось в сказочном лесу, то возьмите красную снежинку, а если нет, то – желтую. Что понравилось? А тебе что не понравилось?
Воспитатель. А нам пора в детский сад. До свидание, Лесовичок!
Итог занятия
Используемая литература:
- Скорлупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима». Москва, 2005.
- Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. Москва, 1998.
- Максаков А.И. Учите играя. Москва «Просвещение», 1983.