Урок-игра по теме "Счастливый химический случай"

Разделы: Химия


Тип урока: игра

Цель урока:

  • обобщить, систематизировать знания учащихся, выявить слабоизученный материал;
  • развить логическое мышление, навыки сравнительного анализа, расширять кругозор и развивать познавательный интерес к предмету;
  • воспитывать коммуникабельность, повысить сплоченность в коллективе.

Оборудование и принадлежности:

1. Интеактивная доска.
2. Химическая посуда для гейма «Экспериментальный»:

  1. Пробирка.
  2. Бюретка.
  3. Химический стакан
  4. Эксикатор.
  5. Колба плоскодонная (Эрленмайера)
  6. Колба круглодонная.
  7. Тигель.
  8. Ступка фарфоровая с пестиком.
  9. Мензурка.
  10. .Колба Бунзена.
  11. Химическая воронка.
  12. Холодильник обратный.
  13. Холодильник Либиха.
  14. Колба Вьюрца.
  15. Кристаллизатор.
  16. Аллонж.

3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
4. Таблица растворимости.
5. Часы электронные.
6. Колокольчик.

Столы в классе расставлены заранее. Около столов каждой команды находятся дополнительные для химического оборудования. На интерактивной  доске написано: «Счастливый химический случай».

Подготовительный этап:

  1. Учитель готовит презентацию с заданиями.
  2. Запись на видеокамеру  вопроса завуча  технического цикла  ШМО для третьего задание «Видео вопрос».
  3. Учащиеся подготавливают к уроку-игре названия команд и  девиз.

Ход игры:

1. Вступительное слово ведущего.
2. Знакомство с командами.
3. Представление судей ( учащиеся 11 класса )
4. Первый гейм “Элемент”
5. Второй гейм  “Экспериментальный”.
6. Третий гейм “Видео вопрос”.
7. Четвертый гейм “Тёмная лошадка”.
8. Оглашение результатов игры. Награждение.

Вступительное слово ведущего:

Здравствуйте дамы и господа!
Мы начинаем наш “Счастливый химический случай”. (Приложение 1. Слайд 1)
В нашей команде принимают участие 4  команды:

Команда №1 Название:  «…». Девиз: _____________________
Команда №2 Название:  «…». Девиз: _____________________
Команда №3 Название:  «…». Девиз: _____________________
Команда №4 Название:  «…». Девиз: _____________________

Все они ученики одного 8  класса.
На нашей игре присутствует компетентное жюри: ученики 11 класса. (Фамилия, имя) Они будут следить  решать все спорные вопросы. Итак, мы начинаем наш «Счастливый химический случай». Желаем удачи!

1 гейм “Элемент?” (Приложение 1. Слайд 2)

На интерактивной доске высвечивается слайд 3 с изображением кнопок. Команда выбирает номер вопроса путем нажатия на соответствующую клавишу.

1. Элемент, названный в честь государства Кипр  (Приложение 1. Слайд 4)
Ответ: Сu (Медь)
2. Элемент, названный в честь Земли Русской (Приложение 1. Слайд 5)
Ответ: Ru (Рутений)
3. Элемент, название, которого в переводе с греческого – «несущий свет». (Приложение 1. Слайд 6)
Ответ: P (фосфор)
4. В Российской Федерации для ювелирных изделий установлены пробы благородных металлов. 375, 500, 583, 750 и 958 — пробы этого металла. (Приложение 1. Слайд 7)
Ответ: Au (золото)
5. Элемент, получившие свое название от греческих слов hydor — вода и gennao — рождаю — «рождающий воду». (Приложение 1. Слайд 8)
Ответ: H (водород)
6. Элемент, получившие свое название от греческих слов hydor — вода и gennao — рождаю — «рождающий воду». (Приложение 1. Слайд 9)
Ответ:  Ag (аргон)
7. Гемфри Дэви в результате экспериментов по получению его отравился и тяжело заболел. И в 1816 году для этого элемента было предложено  название — от греческого phtoros — разрушение, гибель. (Приложение 1. Слайд 10)
Ответ: F ( фтор )
8. Основа нитей ламп накаливания. (Приложение 1. Слайд 11)
Ответ: W (вольфрам)
9. Экраны из этого металла служат для защиты от радиоактивного и рентгеновского излучения. (Приложение 1. Слайд 12)
Ответ: Pb (свинец)
10. Этот металл используется, как основной компонент сплавов, таких как чугун, сталь. (Приложение 1. Слайд 13)
Ответ: Fe (железо)
11. Этот металл обладает бактерицидными свойствами, при 40-200 мкг/л погибают неспоровые бактерии, а при более высоких концентрациях — споровые. (Приложение 1. Слайд 14)
Ответ:  Ag (серебро)
12. Металл, названый в честь естественного спутника Земли. (Приложение 1. Слайд 15)
Ответ: Se (селен)

Первой отвечает команда первой поднявшая руку (или если есть возможность, на стол командам устанавливаются круглые электрические светильники). За правильный ответ 1 балл.

2 гейм “Экспериментальный” (Приложение 1. Слайд 16)

Каждой команде выдается по 16 наименований лабораторного оборудования. Участники команды должны их назвать. За каждый правильный ответ назначается по 0.5 балла. Всего 8 баллов.

  1. Пробирка.
  2. Бюретка.
  3. Химический стакан
  4. Эксикатор.
  5. Колба плоскодонная (Эрленмайера)
  6. Колба круглодонная.
  7. Тигель.
  8. Ступка фарфоровая с пестиком.
  9. Мензурка.
  10. .Колба Бунзена.
  11. Химическая воронка.
  12. Холодильник обратный.
  13. Холодильник Либиха.
  14. Колба Вьюрца.
  15. Кристаллизатор.
  16. Аллонж.

3 гейм  “Видео вопрос” (Приложение 1. Слайд 17)

Включается  вопрос  завуча, записанный ранее на видеокамеру по теме: « Простые вещества – металлы или неметаллы ». Ответ оценивается в 5 баллов.

4 гейм “Темная лошадка”(Приложение 1. Слайды 18-27)

На интерактивной доске появляется:

  • изображение различных металлов;
  • золото
  • ртуть
  • калий
  • изображение  их сплавов,
  • Латунь
  • Сталь
  • Мельхиор
  • Бронза
  • Дюраль
  • Чугун

Ответ оценивается в 1 балл.

Судьи подводят итоги и оглашают результаты игры.

Домашнее задание: п.13-16. упр 13, 15 с 79.