Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Закреплять и конкретизировать знания учащихся о том, что звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково глухо;
  • Развивать у учащихся навыки грамотного письма, речь, фонематический слух;
  • Воспитывать аккуратность.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел звонок.
Начинается урок.

– Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков. А теперь – чьё имя начинается с согласного звука.

II. Минутка чистописания

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

– Что записано на доске? (Буквы)
Какая буква лишняя и почему? (У – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
– Какие это согласные? (Звонкие – глухие, парные)
Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней – буквы, обозначающие глухой звук.

III. Словарная  работа

Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной! (Мороз.)

– Что называет это слово? (Предмет)
– Что можете ещё сказать про это слово? (Нарицательное, неодушевлённое,  м.р., ед.ч., двусложное, 2 слог ударный).
– Образуйте родственные (однокоренные) слова.
(Мороз, морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, изморозь, заморозки, подмораживать, морозно, морозить, отморозить и т.д.)
– Запишите слово мороз, обозначьте ударную и безударную гласные.
– Какая ещё орфограмма в этом слове? (Парный согласный в конце слова)

Парные согласные в конце слова

– Что такое орфограмма? Почему мы можем назвать парные согласные в конце слова орфограммой? (Есть выбор)

– Между чем мы выбираем?

IV. Постановка темы урока

– Догадались, какая у нас тема урока?
– На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в конце слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать.
– Для чего надо изучать эту тему?

V. Введение в тему

День вступил в свои права,
Снова в дверь стучат слова.

– Какие ещё знаем словарные слова с парным согласным в конце? Запишем их (на доске и в тетради запишем в столбик):

арбуз
завод
класс
мальчик
ученик
платок

– Давайте определим последние звуки и сравним их с буквами, которыми мы их обозначаем.

       [с]
арбуз
       [т]
завод
       [с]
класс
           [к]
мальчик
         [к]
ученик
          [к]
платок.

– Что происходит с парными согласным? (Оглушаются)
– Сравните произношение и обозначение звуков на письме буквами. Что вы можете сказать о произношении последнего согласного звука и его обозначении на письме?  (Произношение и написание парного согласного в конце слова может совпадать, а может и не совпадать)

VI. Отработка нового материала

– Если произношение и написание не совпадают, то в какой позиции стоят парные согласные в конце слов? (В слабой)

– А это орфограмма? (Вернуться к первой схеме). Существует выбор: буква глухого или звонкого согласного звука?
– Что требует слабая позиция? (Проверки)
– Как узнать, что писать в конце слова с парным согласным? (Нужно поставить в сильную позицию)
– Что такое сильная позиция? (Когда написание и произношение совпадают)
– Когда согласный слышится отчётливо? (Перед гласным)

– Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным  на конце слова? (Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)

Парные согласные –
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

(С опорой на схему)

– Какие слова будут проверочными для наших слов?

арбуз – арбузы
завод – заводы
класс – классы
мальчик – мальчики
ученик – ученики
платок – платки

7. Физминутка

8. Обобщение и систематизация знаний

– Поупражняемся в подборе проверочных слов. Назовите парную согласную, которую нужно писать в слове. Ответ докажите.

1) Чтобы в цель попасть не раз,
Зоркий требуется … (глаз).

2) Всё перетрут терпение и … (труд).

3) Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший … (друг).

4) Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук, да стук. (Гвоздь)

5) Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

IX. Итог урока

– Как произносятся парные звонкие и глухие согласные в конце слов?
– Совпадает ли произношение и написание парных согласных в конце слов? (Может совпадать, а может не совпадать) (Обратиться к схемам)
– Что нужно делать с парными согласными в конце слов?

X. Самостоятельная работа

– А сейчас я предлагаю поработать самостоятельно. Будем работать по вариантам. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово.

1 вариант: Ду(б/п) – …, горо(д,т) – …, обе(т,д) – …, су(п,б) – …
2 вариант: Зу(п,б) – …, огоро(д,т) – …, гла(з,с) – …, жу(г,к) – …

Взаимопроверка.

– Возьмите карандаш. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.

XI. Домашнее задание: стр.111, упр.141.