Экологический проект "Они тоже хотят жить"

Разделы: МХК и ИЗО


Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.

Наше дошкольное учреждение детский сад «Сказка» комбинированного вида работает по программе «Воспитание и обучение в детском саду» (М. А. Васильевой) и авторскими программами «Юный эколог» С. Н. Николаева, используем парциональные программы: «Наш дом – природа» Н. А. Рыжова, «Мы» Н. Н. Кондратьева. Для ознакомления детей и освоения правильного отношения их с природой я разработала проект, рассчитанный на дошкольников 5-6 лет (старшая группа) годичный цикл обучения.

Россия обладает самой большой площадью занятой лесом. И ни для кого не секрет, что состояние лесов и в России, и в нашей области, и в нашем районе желают лучшего.

Лес – наше богатство. Он постоянно подвергается опасности. Причинами неудовлетворительного состояния природы нашего края являются: возгорания, которые происходят от длительной жары и сухой погоды, от неосторожного обращения людей с огнём.

Пожар в лесу – это главная беда:

  • уничтожающая громадные площади живых деревьев и кустарников, погибают звери, птицы, насекомые, страдают люди;
  • незаконные вырубки леса из-за чего идёт нарушение экологии и гибнет всё живое;
  • расположение несанкционированных мусорных свалок в лесу и на окраинах леса;
  • неосмысленное уничтожение растений и насекомых, занесённых в Красную книгу.

Поэтому, обострение экологической проблемы в нашем районе и в целом по стране диктует необходимой просветительной работы по формированию экологического сознания и культуры природопользования. Считаю, что эту работу следует начинать с раннего возраста, т.е. ещё в детском саду – в первом звене системы непрерывного образования, для чего, и предназначен мой проект «Они тоже хотят жить».

Форма воспитательно-образовательной деятельности

Основные направления работы с детьми:

  • совместная деятельность взрослого и ребёнка;
  • самостоятельная деятельность ребёнка;
  • экскурсия;
  • наблюдения;
  • музыка;
  • художественная литература;
  • стихи, загадки;
  • беседа;
  • путешествие по иллюстрациям;
  • мнемотаблица;
  • динамические паузы;
  • дидактические игры;
  • мультимедийное видео;
  • лепка;
  • аппликация;
  • рисование;
  • досуги и развлечения.

Методическое сопровождение

  • сбор информации о насекомых;
  • подборка иллюстраций о жизни насекомых;
  • подбор художественной литературы о насекомых;
  • подборка загадок о насекомых;
  • дидактические игры;
  • беседы;
  • конспекты занятий;
  • музыкальное сопровождение «Времена года» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика ит. д.);
  • головные уборы (ободок с изображением насекомого);
  • альбомные листы;
  • акварель, кисть, салфетка, баночка с водой;
  • графитный карандаш, ластик;
  • наглядный материал (поэтапное рисование);
  • консультационный материал для родителей.

Сотрудничество с родителями

  • проведение совместной экскурсии в ближайший лес;
  • сбор интересной информации о насекомых;
  • совместная работа родителей и детей (домашнее задание)

Ресурсное обеспечение проекта

  • наглядный материал;
  • музыкальное сопровождение (голосовая динамическая пауза);
  • материал для изобразительной деятельности;
  • мнемотаблица;
  • поэтапное рисование насекомого;
  • монитор (для просмотра мультимедийного видео);

Предполагаемый результат

  • формирование навыков культурного поведения в природе;
  • формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе: доброжелательность к живым существам;
  • эмоциональная отзывчивость на их состояние;
  • развитие познавательного интереса детей;
  • интерес к природным объектам;
  • стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ;
  • вызвать желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Планирование проекта

Для разработки проекта определяю основные критерии, которыми буду оперировать в ходе практической деятельности с детьми по осуществлению работы над проектом «Они тоже хотят жить» в старшей группе МДОУ детский сад «Сказка» г. Купино Купинского района Новосибирской области.

Критерии

1. Подготовительный этап (сбор информации о насекомых)
2. Экологическое ориентирование

  • что мы знаем о насекомых;
  • мнемотаблица (развитие насекомых);

3. Экологическое воспитание

  • для чего нужны насекомые, какую пользу они приносят;
  • почему насекомые исчезают;

4.  Экологическая культура

  • для того, чтобы стать другом насекомых, нужно соблюдать несколько правил;

5. Экологическое мышление

  • на полянку на лужок, пойдём за загадкою дружок;
  • знаешь ли ты…

6. Итог проекта.

Этапы реализации проекта

Лес – это наше богатство! Лес – это сообщество растений и животных (насекомых), которые живут вместе и нужны друг другу. В лесу много животных, которые питаются разными частями растений: листьями, плодами, корой, почками, цветами. Лес составляет основу жизни всех живых существ в т. ч. и человека.

В настоящее время заметно ухудшился экологический фон нашей среды из-за низкой экологической грамотности человека. В связи с этим, формирование экологического сознания следует начинать ещё в детском саду.

Дошкольное образование – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период нужно успеть вложить позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа – одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в её решении может изобразительное искусство.
Человек, умеющий видеть – это прекрасно! Надо с раннего детства воспитывать в детях это великолепное качество – умение видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией родного живописного края.

Для полноценного восприятия окружающего мира детям необходим запас наблюдений, опыта положительно-активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой «накладывание» имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.

Особенность занятий заключается в том, что природа представлена как ценность, а гуманное отношение к живому – как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребёнком необходимости экологически правильного отношения к природе. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия. Ребёнок учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости. Художественно-творческая деятельность, рисунки о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созидательные возможности в окружающем мире.

Планируя  работу с детьми старшей группы по формированию у них осознанно-правильного отношения к природе и насекомым, живущим в ней, я оперировала следующими критериями:

1. Подготовительный этап. Дети совместно с родителями собирали интересную информацию о насекомых нашего края (сообщение, иллюстрации, загадки и т. д.). Познакомились  с содержанием Красной  книги о насекомых, их многообразии и среде обитания.
Перед детьми была поставлена задача – понять, что такое насекомое, для чего они нужны, чем полезны.  Разработана красочная мнемотаблица, поэтапное появление красивой бабочки, от невзрачного кокона (куколки). Делались зарисовки.

Экспериментируя разными изобразительными средствами, дети приобретали опыт рисования круговыми движениями, что способствует развитию мелкой моторики и подготавливает руку к письму.

Для более эффективного закрепления материала использую в процессе обучения полихудожественный подход: совмещая художественное произведение, музыку и изобразительное искусство. Где «поли» – много, «художеств» – искусств.
Формируя у детей экологическое воспитание, оно выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, руководствовалась методическим сопровождением:

  • подборка иллюстраций о насекомых;
  • подборка художественной литературы о насекомых;
  • подборка загадок о насекомых;
  • видеокассета «Флора и Фауна Сибири»;
  • аудиокассета «Голоса нашего леса»;
  • итоговое занятие «Возвращение Мурашика».

В разделе экологическая культура, основной  упор делала на родителей и детей – взаимоотношение и понимание сохранения насекомых в природе, их польза; правила поведения в лесу с зарисовкой (экскурсия в лес). Проведение таких встреч позволили повысить экологический уровень знаний детей и родителей.

Задачи по формированию экологического сознания детей старшей группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:

  • познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
  • дети готовы охранять и защищать насекомых;
  • у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.

В заключение работы экологическим проектом «Они тоже хотят жить» следует сделать вывод:

  • для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразие форм и методов работы: литературно-художественный, музыкальный, изобразительный, наглядный, беседы;
  • работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности.

Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

Приложение 1

Приложение 2