Цели урока:
Учебные:
- Обобщить и систематизировать знания и навыки учащихся по теме «Обособленные определения, приложения и обстоятельства»;
- показать особенности стилистического использования изученных синтаксических конструкций в речи.
Развивающие:
- Развитие творческих способностей.
- Расширение словарного запаса.
Воспитательные:
- Воспитание любви и бережного отношения к окружающему нас миру.
- Умение видеть прекрасное рядом с нами.
Оборудование и оснащение.
- Классная доска.
- Учебный материал: Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.
- Компьютер.
- Проектор.
- Экран.
- Карточки для индивидуальной работы (3).
- Карточки по вариантам для всего класса (I, II варианты).
- Тексты для работы по группам (3 группы)
- Карточки «Синтаксическое лото».
- Опорные конспекты.
- Розы в вазе.
Ход урока
I. Слово учителя.
– Сегодня на уроке мы должны обобщить изученный материал по теме «Обособленные определения, приложения и обстоятельства». Слайд 1 Для этого нам необходимо выполнить следующие задачи (слайд 2):
- закрепить изученный теоретический материал по теме;
- уметь расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами и использовать данные синтаксические конструкции предложений в речи.
В ходе работы я решила предложить вам тексты, героями которых являются цветы. Они помогут нам справиться с поставленными задачами, а кроме того, как говорил великий сказочник Андерсен, «чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».
Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь. И мне очень хочется, чтобы вы, ребята, в течение 45 минут побывали в сказочной стране цветов, наших сегодняшних помощников на уроке.
II. Вопросы классу для повторения.
Слайд 3.
- Какие члены предложения называются обособленными?
- Какие члены предложения выступают в роли обособленных?
III. Работа с текстом по группам
(тексты раздаются каждому ученику и с помощью компьютера и проектора выводится на экран). Слайд 4.
– Давайте сейчас проверим свое умение различать обособленные второстепенные члены предложения на практике. У вас в руках текст «Сестра зари». Читаю его.
(Не)смотря на кратк…временность жизни, роза была и остается царицей цветов. Эти яркие цветы, свежие и душистые, украша…т наши будни и праз…ники. Проникнове(н,нн)ые строки посвятил розе – сестре зари – французский поэт Теофил Готье. В стихотворении… «Видение розы» он рассказывает о девушк…, вернувш…ся с первого в жизни бала. Утомле(н,нн)ая и взволнова(н,нн)ая, она бережно прижимает к груди алый розовый цветок, сопутству…щий ей целый вечер. Отдаваясь воспоминаниям, девушка засыпает. Во сне появля…т(?)ся призрак розы и, пройдя (полу)пустую комнату, приглаша…т ее танцевать. Однако их танец обрыва…т(?)ся с первыми утренними лучами. Призрак розы начинает таять, и девушка, просыпаясь, остается в печальном (недо)умени... .
В 1911 году Михаил Фокин, талантливый балетмейстер, поставил на музыку Вебера хореографическую миниатюру «Видение розы».
ЗАДАНИЕ. Слайд 5.
Объясняется написание пропущенных орфограмм.
I ГРУППА. Выписать из текста предложения с обособленными определениями, расставить знаки препинания, объяснить их постановку и перечислить условия обособления определений.
II ГРУППА. Выписать из текста предложения с обособленными приложениями, расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Рассказать, в каких случаях обособляются приложения.
III ГРУППА. Выписать из текста предложения с обособленными обстоятельствами. Рассказать об обособлении обстоятельств.
Ход проверки: Ученик одной группы читает, объясняет практическую часть, остальные следят по текстам. Затем второй ученик рассказывает теорию. Если ответы неполные, то ученики данной группы дополняют или исправляют допущенные ошибки.
Учитель: С этим заданием вы, ребята, справились. Переходим к следующему виду работы. Слайд 6.
IV. Сочинение-миниатюра с заданием на тему «Розы».
V. Учитель:
Слайд 7.
– Я хочу предложить вам написать сочинение-миниатюру с заданием.
– Роза… Роскошь этих цветов рождает богатые описания:
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил осенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих,
Казалось мне, любовь дышала в них, –
так писал в середине XIX века русский поэт Иван Петрович Мятлев. Позднее эта элегия обрела вторую жизнь с появлением известного стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы».
А вот как пишет С.Я. Маршак, наш современник, в стихотворении «Абхазские розы». (Читает подготовленный ученик.). Слайд 8.
О ней поют поэты всех веков.
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прекрасен, холоден и чист, –
Глубокий кубок, полный аромата,
Как дружен с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый.
За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякающий поток
Душистого и свежего дыханья.
Я это чудо видел на окне
Одной абхазской деревенской школы,
И тридцать рук в дорогу дали мне
По красной розе, влажной и тяжелой.
Охапку роз на север я увез,
Цветы Кавказа – в Ленинград далекий.
И пусть опали тридцать алых роз, –
На память мне остались эти строки.
– После этих прекрасных стихов представьте, что перед вами в вазе на столе стоят живые розы – райские цветы, и попробуйте написать сочинение-миниатюру «Розы» в прозе или в стихах, используя в своем тексте обособленные члены предложения. Пожалуйста, пишите.
VI. Индивидуальные задания.
– Пока класс работает над сочинением-миниатюрой, трое ребят выполняют задание по карточкам на доске. Слайды 9-11.
КАРТОЧКА 1.
Расставить знаки препинания и объяснить их постановку. Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко а он отдал свое сер…це Любаве любимиц… полей и лесов. Волхова опечале(н,нн)ая этим стала плакать выйдя на берег. Где падали сл…зинки царевны там выр…сли ландыши символ чистоты любви и грусти. |
КАРТОЧКА 2.
Расставить знаки препинания, объяснить их. Сделать синтаксический разбор предложения. Пробудившись весной одуван(?)чик внимательно посмотрел вокруг и увид…л солнышко, которое заметило одуван(?)чик и осв…тило его ж…лтым лучиком. |
КАРТОЧКА 3.
Из стихотворения «Абхазские розы» выписать и подчеркнуть обособленные второстепенные члены с определяемым словом. Указать, что обособляется. |
Проверяем в такой последовательности:
- 2-3 ученика читают сочинение-миниатюру, объясняют постановку знаков препинания, класс коллективно редактирует.
- Работающие с карточками 3 и 1 садятся, выполненное ими задание проверяют ученики-консультанты.
- Розы – гости в скромной северной природе. А нашему сердцу милей и ближе незаметные лесные ландыши и одуванчики.
Предложение (К. 3) записываем, делаем синтаксический разбор и оцениваем ответ учащегося, работающего с карточкой 2.
VII. Синтаксическое лото.
Слайд 12.
– Достаем карточки «Синтаксическое лото» по теме «Обособленные члены предложения».
Задание: Читаю текст, учащиеся записывают номер схемы, которая соответствует прочитанному мной предложению. Слайд 13.
Навстречу солнечным лучам протянул широкие листья ландыш – лучший цветок майского леса. Понежившись несколько мгновений, цветок начал петь гимн весне. Стебелек ландыша унизан маленькими белыми кувшинчиками, перевернутыми горлышками вниз. Кажется, что цветы, колеблемые ветерком, с кем-то перешептываются. Весна полюбила ландыш. Вечно поющая, она очень непоседлива. Вскоре весна ушла, мимоходом приласкав ландыш, и оставила весенний цветок жаркому лету.
Вследствие сложившихся обстоятельств, ландыши прикалывают к одежде в День 1 Мая во Франции, так они символизируют солидарность трудящихся.
VIII. Работа с текстом «Снежная капля»
(раздается каждому ученику и с помощью компьютера и проектора выводится на экран). Слайд 14.
– Расставить знаки препинания, подчеркнуть обособленные второстепенные члены предложения. Указать, что обособляется.
Читает учитель.
Подснежники, вестники весны, первыми вступают в единоборство с суровой зимой. Внезапно появившиеся среди снега, они представляют, зацветая, удивительное зрелище. Кажется, на землю наброшено белое кружевное одеяло, сотканное из пушинок снегопада и из бликов маленьких белых цветов. Очарованный ослепительной красотой подснежников, человек, увидевший эти цветы, не может оторвать от них взгляд.
Появятся проталины, и подснежник, раскачиваясь на тонком стебельке, начинает подпевать ручейкам. Цветы звенят, как колокольчики, чтобы разбудить природу, спящую крепким сном.
Слайд 15.
Беседа по вопросам. Слайд 16.
– Как вы думаете, ребята, для каких стилей речи характерны обособленные члены предложения?
– Назовите тип речи, в котором чаще всего используют обособленные члены предложения?
– Давайте представим, что в тексте нет ни одного обособленного члена предложения. Прочитайте текст без обособленных членов предложения. Каким стал текст?
– Какую роль выполняют обособленные члены предложения в нашей речи?
IX. Подведение итогов урока.
- Давайте вспомним, какие задачи мы поставили в начале урока?
- Выполнили мы поставленные задачи?
- Выставление оценок.
X. Домашнее задание.
– Ребята, вам даны карточки с текстом «Легенды рассказывают…». Дома вы должны расставить и графически объяснить знаки препинания и пропущенные орфограммы. Указать, что обособляется. На карточках напишите свою фамилию. Завтра карточки сдадите. Я поставлю вам оценки. Задание дается по вариантам.
Читаю.
Текст I варианта. Слайд 17.
Древнегреческая легенда. Молодой Пан, бог лесов и лугов, однажды повстречал пр…красную реч(?)ную нимфу Сирингу – нежную вес…ницу утренней з…ри. Он залюбовался ее нежной грацией и красотой, забыв о своих забавах. Решил Пан заг…ворить с Сирингой, но та, и(с,з)пугавшись, убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа (не)ожиданно пр…вратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Пан (не)утешно плакал возле куста и с тех пор стал печальным, гуляя по лесным чащам в одиночестве, и всем старался делать добро. А имя Сиринги стало латинским названием с…рени. |
Текст II варианта. Слайд 18.
Однажды пут…шественник попал в страну латофагов, пита…щ…ся лотосами. Отведав кушанья из листьев р…стений, он забыл о матери, о родине, прельстившись красотами чуж…й земли. Долго ждала его мать и, отчаявшись, попросила прохожего гусляра отнести сыну букет (не)забудок. Придя в восточную страну, гусляр увид…л пут…шественника, утопающ… в роскоши и богатстве. Откашлявшись, гусляр попросил разрешения исполнить дорожную песню. Он так запел, что юноша вспомнил землю, его породивш…. Со слезами на глазах упросил юноша гусляра указать дорогу на родину, а гусляр вместо ответа прот…нул ему букетик (не)забудок, луговой цветной узор. По (не)забудкам и песням нашел юноша дорогу на родину, но застал мать ум…рающей. |
- ОК 8 «Предложения с обособленными членами».
- §31, 32.
Слайд 19. Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания.