Обособленные определения, приложения и обстоятельства. 8-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Цели урока:

Учебные:

  1. Обобщить и систематизировать знания и навыки учащихся по теме «Обособленные определения, приложения и обстоятельства»;
  2. показать особенности стилистического использования изученных синтаксических конструкций в речи.

Развивающие:

  1. Развитие творческих способностей.
  2. Расширение словарного запаса.

Воспитательные:

  1. Воспитание любви и бережного отношения к окружающему нас миру.
  2. Умение видеть прекрасное рядом с нами.

Оборудование и оснащение.

  1. Классная доска.
  2. Учебный материал: Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.
  3. Компьютер.
  4. Проектор.
  5. Экран.
  6. Карточки для индивидуальной работы (3).
  7. Карточки по вариантам для всего класса (I, II варианты).
  8. Тексты для работы по группам (3 группы)
  9. Карточки «Синтаксическое лото».
  10. Опорные конспекты.
  11. Розы в вазе.

Ход урока

I. Слово учителя.

– Сегодня на уроке мы должны обобщить изученный материал по теме «Обособленные определения, приложения и обстоятельства». Слайд 1 Для этого нам необходимо выполнить следующие задачи (слайд 2):

  1. закрепить изученный теоретический материал по теме;
  2. уметь расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами и использовать данные синтаксические конструкции предложений в речи.

В ходе работы я решила предложить вам тексты, героями которых являются цветы. Они помогут нам справиться с поставленными задачами, а кроме того, как говорил великий сказочник Андерсен, «чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».

Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь. И мне очень хочется, чтобы вы, ребята, в течение 45 минут побывали в сказочной стране цветов, наших сегодняшних помощников на уроке.

II. Вопросы классу для повторения.

Слайд 3.

  • Какие члены предложения называются обособленными?
  • Какие члены предложения выступают в роли обособленных?

III. Работа с текстом по группам

(тексты раздаются каждому ученику и с помощью компьютера и проектора выводится на экран). Слайд 4.

– Давайте сейчас проверим свое умение различать обособленные второстепенные члены предложения на практике. У вас в руках текст «Сестра зари». Читаю его.

(Не)смотря на кратк…временность жизни, роза была и остается царицей цветов. Эти яркие цветы, свежие и душистые, украша…т наши будни и праз…ники. Проникнове(н,нн)ые строки посвятил розе – сестре зари – французский поэт Теофил Готье. В стихотворении… «Видение розы» он рассказывает о девушк…, вернувш…ся с первого в жизни бала. Утомле(н,нн)ая и взволнова(н,нн)ая, она бережно прижимает к груди алый розовый цветок, сопутству…щий ей целый вечер. Отдаваясь воспоминаниям, девушка засыпает. Во сне появля…т(?)ся призрак розы и, пройдя (полу)пустую комнату, приглаша…т ее танцевать. Однако их танец обрыва…т(?)ся с первыми утренними лучами. Призрак розы начинает таять, и девушка, просыпаясь, остается в печальном (недо)умени... .
В 1911 году Михаил Фокин, талантливый балетмейстер, поставил на музыку Вебера хореографическую миниатюру «Видение розы».

ЗАДАНИЕ. Слайд 5.

Объясняется написание пропущенных орфограмм.

I ГРУППА. Выписать из текста предложения с обособленными определениями, расставить знаки препинания, объяснить их постановку и перечислить условия обособления определений.

II ГРУППА. Выписать из текста предложения с обособленными приложениями, расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Рассказать, в каких случаях обособляются приложения.

III ГРУППА. Выписать из текста предложения с обособленными обстоятельствами. Рассказать об обособлении обстоятельств.

Ход проверки: Ученик одной группы читает, объясняет практическую часть, остальные следят по текстам. Затем второй ученик рассказывает теорию. Если ответы неполные, то ученики данной группы дополняют или исправляют допущенные ошибки.

Учитель: С этим заданием вы, ребята, справились. Переходим к следующему виду работы. Слайд 6.

IV. Сочинение-миниатюра с заданием на тему «Розы».

V. Учитель:

Слайд 7.

– Я хочу предложить вам написать сочинение-миниатюру с заданием.

– Роза… Роскошь этих цветов рождает богатые описания:

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил осенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих,
Казалось мне, любовь дышала в них, –

так писал в середине XIX века русский поэт Иван Петрович Мятлев. Позднее эта элегия обрела вторую жизнь с появлением известного стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы».

А вот как пишет С.Я. Маршак, наш современник, в стихотворении «Абхазские розы». (Читает подготовленный ученик.). Слайд 8.

О ней поют поэты всех веков.
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прекрасен, холоден и чист, –
Глубокий кубок, полный аромата,
Как дружен с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый.
За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякающий поток
Душистого и свежего дыханья.
Я это чудо видел на окне
Одной абхазской деревенской школы,
И тридцать рук в дорогу дали мне
По красной розе, влажной и тяжелой.
Охапку роз на север я увез,
Цветы Кавказа – в Ленинград далекий.
И пусть опали тридцать алых роз, –
На память мне остались эти строки.

– После этих прекрасных стихов представьте, что перед вами в вазе на столе стоят живые розы – райские цветы, и попробуйте написать сочинение-миниатюру «Розы» в прозе или в стихах, используя в своем тексте обособленные члены предложения. Пожалуйста, пишите.

VI. Индивидуальные задания.

– Пока класс работает над сочинением-миниатюрой, трое ребят выполняют задание по карточкам на доске. Слайды 9-11.

КАРТОЧКА 1.
Расставить знаки препинания и объяснить их постановку.
Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко а он отдал свое сер…це Любаве любимиц… полей и лесов. Волхова опечале(н,нн)ая этим стала плакать выйдя на берег.

Где падали сл…зинки царевны там выр…сли ландыши символ чистоты любви и грусти.
КАРТОЧКА 2.
Расставить знаки препинания, объяснить их. Сделать синтаксический разбор предложения.
Пробудившись весной одуван(?)чик внимательно посмотрел вокруг и увид…л солнышко, которое заметило одуван(?)чик и осв…тило его ж…лтым лучиком.
КАРТОЧКА 3.
Из стихотворения «Абхазские розы» выписать и подчеркнуть обособленные второстепенные члены с определяемым словом. Указать, что обособляется.

Проверяем в такой последовательности:

  1. 2-3 ученика читают сочинение-миниатюру, объясняют постановку знаков препинания, класс коллективно редактирует.
  2. Работающие с карточками 3 и 1 садятся, выполненное ими задание проверяют ученики-консультанты.
  3. Розы – гости в скромной северной природе. А нашему сердцу милей и ближе незаметные лесные ландыши и одуванчики.

Предложение (К. 3) записываем, делаем синтаксический разбор и оцениваем ответ учащегося, работающего с карточкой 2.

VII. Синтаксическое лото.

Слайд 12.

– Достаем карточки «Синтаксическое лото» по теме «Обособленные члены предложения».

Задание: Читаю текст, учащиеся записывают номер схемы, которая соответствует прочитанному мной предложению. Слайд 13. 

Навстречу солнечным лучам протянул широкие листья ландыш – лучший цветок майского леса. Понежившись несколько мгновений, цветок начал петь гимн весне. Стебелек ландыша унизан маленькими белыми кувшинчиками, перевернутыми горлышками вниз. Кажется, что цветы, колеблемые ветерком, с кем-то перешептываются. Весна полюбила ландыш. Вечно поющая, она очень непоседлива. Вскоре весна ушла, мимоходом приласкав ландыш, и оставила весенний цветок жаркому лету.
Вследствие сложившихся обстоятельств, ландыши прикалывают к одежде в День 1 Мая во Франции, так они символизируют солидарность трудящихся.

VIII. Работа с текстом «Снежная капля»

(раздается каждому ученику и с помощью компьютера и проектора выводится на экран). Слайд 14.

Расставить знаки препинания, подчеркнуть обособленные второстепенные члены предложения. Указать, что обособляется.

Читает учитель.

Подснежники, вестники весны, первыми вступают в единоборство с суровой зимой. Внезапно появившиеся среди снега, они представляют, зацветая, удивительное зрелище. Кажется, на землю наброшено белое кружевное одеяло, сотканное из пушинок снегопада и из бликов маленьких белых цветов. Очарованный ослепительной красотой подснежников, человек, увидевший эти цветы, не может оторвать от них взгляд.
Появятся проталины, и подснежник, раскачиваясь на тонком стебельке, начинает подпевать ручейкам. Цветы звенят, как колокольчики, чтобы разбудить природу, спящую крепким сном.

Слайд 15.

Беседа по вопросам. Слайд 16.

– Как вы думаете, ребята, для каких стилей речи характерны обособленные члены предложения?

– Назовите тип речи, в котором чаще всего используют обособленные члены предложения?

– Давайте представим, что в тексте нет ни одного обособленного члена предложения. Прочитайте текст без обособленных членов предложения. Каким стал текст?

– Какую роль выполняют обособленные члены предложения в нашей речи?

IX. Подведение итогов урока.

  • Давайте вспомним, какие задачи мы поставили в начале урока?
  • Выполнили мы поставленные задачи?
  • Выставление оценок.

X. Домашнее задание.

– Ребята, вам даны карточки с текстом «Легенды рассказывают…». Дома вы должны расставить и графически объяснить знаки препинания и пропущенные орфограммы. Указать, что обособляется. На карточках напишите свою фамилию. Завтра карточки сдадите. Я поставлю вам оценки. Задание дается по вариантам.

Читаю.

Текст I варианта. Слайд 17.

Древнегреческая легенда.
Молодой Пан, бог лесов и лугов, однажды повстречал пр…красную реч(?)ную нимфу Сирингу – нежную вес…ницу утренней з…ри. Он залюбовался ее нежной грацией и красотой, забыв о своих забавах. Решил Пан заг…ворить с Сирингой, но та, и(с,з)пугавшись, убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа (не)ожиданно пр…вратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Пан (не)утешно плакал возле куста и с тех пор стал печальным, гуляя по лесным чащам в одиночестве, и всем старался делать добро. А имя Сиринги стало латинским названием с…рени.

Текст II варианта. Слайд 18.

Однажды пут…шественник попал в страну латофагов, пита…щ…ся лотосами. Отведав кушанья из листьев р…стений, он забыл о матери, о родине, прельстившись красотами чуж…й земли.
Долго ждала его мать и, отчаявшись, попросила прохожего гусляра отнести сыну букет (не)забудок.
Придя в восточную страну, гусляр увид…л пут…шественника, утопающ… в роскоши и богатстве. Откашлявшись, гусляр попросил разрешения исполнить дорожную песню.

Он так запел, что юноша вспомнил землю, его породивш…. Со слезами на глазах упросил юноша гусляра указать дорогу на родину, а гусляр вместо ответа прот…нул ему букетик (не)забудок, луговой цветной узор.

По (не)забудкам и песням нашел юноша дорогу на родину, но застал мать ум…рающей.
  • ОК 8 «Предложения с обособленными членами».
  • §31, 32.

Слайд 19. Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания.