Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости, так гласит народная мудрость.
В современном обществе предъявляются новые, все более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку – к уровню его развития. Нет необходимости доказывать, что успешный ребенок – это в первую очередь здоровый ребенок. Проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Многие причины от нас не зависящие и изменить что-либо не в наших силах. Но есть одна, на мой взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранении и укреплении своего здоровья.
«Здоровый ребенок есть эталон и практически достижимая норма детского развития …» (В.Т. Кудрявцев).
Опыт моей педагогической работы показывает, что только развитые и практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира.
Организуя свою педагогическую работу, я исхожу из положения, что здоровый образ жизни – это динамическая система поведения человека, основанная на глубоких знаниях закономерностей и причин здоровья или не здоровья, на выборе таких линий поведения, которая максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья. Это постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта.
Результатом своей работы по формированию здорового образа жизни я считаю осознанное отношение и детей и родителей, например к утренней гимнастике, к закаливающим процедурам, к прогулкам на свежем воздухе, к дыхательной гимнастике по системе Стрельниковой, которой мы занимаемся уже второй год, и которая дает положительные результаты.
Для создания психологического комфорта я стремлюсь организовать в группе атмосферу доверия, любви и взаимопонимания.
В конечном счете, мы все хотим, чтобы наши дети были умными и талантливыми, сильными и добрыми, и конечно же, здоровыми. Так как это является подготовкой детей к успешному обучению в школе, к дальнейшей полноценной и интересной жизни.
Цель: закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах; воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться и не перебивать, отвечать на вопросы, развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром у дверей нашей группы. Это письмо. Адрес наш, а вот от кого оно, я не знаю. А вы как думаете?
Давайте посмотрим, что там внутри. Здесь письмо.
«Здравствуйте, ребята! Моя добрая знакомая Сорока рассказала, что вы любите играть, отгадывать загадки, и не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Приглашаю вас к себе в гости. Я приготовила для вас игры, а еще очень трудные задания. Если вы все сделаете правильно, то вы догадаетесь, кто я. Если согласны, помашите мне в окно, я вас увижу, и буду ждать. До скорой встречи! А на этой снежинке первое задание»
Задание первое.
Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица – белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом – все покрыла серебром!
Воспитатель. Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Почему зиму называют царицей? Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица». Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
Дети. Это зимние месяцы.
Воспитатель. Вспомните их названия. (ответы детей). Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля. У этих месяцев есть и другие названия, народные. Например, декабрь народ называл «студень», «стужайло». Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Воспитатель. Декабрь называют «студеный», потому что это самый холодный зимний месяц. «Холодный» и «студеный» - это слова, которые обозначают одно и то же. За декабрем следует январь. Январь называли крыша зимы или просинец. Как вы думаете почему? (ответы детей).
Воспитатель. Просинец за то, что мелкие речки и ручьи иногда промерзают до дна и вода, выступая на поверхность, лед в просинь красит. А главное делается яснее, солнце светит ярче и небо синее – синее.
А какой третий месяц? Февраль – бокогрей, ветродуй. Что это значит? Это сложное слово, в нем части сразу от двух слов. Каких? (ответы детей).
Воспитатель.
Пришел месяц бокогрей,
Бок коровке обогрел.
В феврале солнышко начинает пригревать, а затем возвращаются вьюги да морозы. В народе так и говорят: «В феврале два друга – метель да вьюга». Я думаю, мы и загадку отгадали и задание выполнили. Поищем вторую снежинку.
Задание второе.
Игра «Бывает – не бывает».
Задание третье.
Воспитатель загадывает загадку.
Холодный, но не лед, легкий, но не пух,
Белых, но не сахар, мягкий, но не вата. (снег)
Воспитатель. Без чего зимы не бывает? Какой снег на ощупь? Холодный, как что? Мягкий, как что? Какой по цвету? Как что? Какой по весу? Как что?
Упражнение на дыхание «Снежинка»
Упражнения на дыхание по системе Стрельниковой.
Задание четвертое.
Игра «Подбери словечко» (подбор родственных слов к словам «зима», «снег», «лед», «ветер».)
Задание пятое.
Воспитатель. Скажите, что вы любите делать зимой? (физминутка).
Морозы детям не беда, не страшны им холода.
Ходим в шубах и ушанках и катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем. Вот так!
Снег пушистый все летает, а метель все завывает.
Сколько снегу намело! Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем и в снежки играть пойдем.
Весело в снежки играем, в цель мы метко попадаем. Вот так!
Снег сегодня белый, белый, от него кругом светло.
Рукавички мы наденем, будет в шубках нам тепло.
(движения в соответствии с текстом)
Задание шестое.
Воспитатель. Мы с вами уже говорили, что люди много наблюдали за явлениями природы, находили закономерности, совпадения. Так появились народные приметы, которые помогали «приспособиться» к природе. А вы знаете зимние приметы?
Игра «Вспомни примету».
Воспитатель. Вы еще не догадались, кто пригласил нас в гости?
Задание седьмое.
Воспитатель. А вот и следующая снежинка. Здесь конвертик с картинками. Посчитайте слоги в своих словах. У кого самое большое количество слогов в слове?
Составьте предложение со своим словом.
Воспитатель. Догадались, кто пригласил нас в гости? А вот там блестит еще одна снежинка. Царица – зима хвалит вас за то, что вы так много о ней знаете, и дарит вам снежинки двух цветов: желтая – понравилось, было интересно, фиолетовая – не понравилось. И в конце надпись «Я вас жду». Как вы думаете, где нас ждет зима? Мы пройдем на прогулку и там обязательно с ней встретимся.