Цель: сформировать представление о вирусах и бактериофагах как неклеточных формах жизни, их особенностях жизнедеятельности и научно-практическом значении.
Основные понятия: вирус, бактериофаг, капсид, суперкапсид.
Задачи:
Обучающие:
- расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля;
- рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов; значение в природе и для человека;
- познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов.
Воспитательные:
- продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира;
- воспитывать уважение к людям науки, их достижениям;
- продолжить формирование умения работать в коллективе, принимать совместные решения;
- продолжить формирование здорового образа жизни.
Развивающие:
- развивать навыки самообразования, творческие способности учащихся;
- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений; выделять главное и существенное; устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование:
- Мультимедийная установка; презентация;
- телевизор, DVD; видеоролик;
- рычажные весы, жетоны;
- доска.
Оформление доски:
Тема – Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.
Эпиграф – « Вирусы – это плохие новости в упаковке из белка». (Питер Брайн Медавар).
Правая часть доски: термины – вирус, бактериофаг, капсид, суперкапсид.
даты
- 1796 г. – Э. Дженнер – вакцинация против черной оспы;
- 1885 .г – Л. Пастер – создание 1-й прививки от бешенства;
- 1892 г. – Д.И. Ивановский – открытие вируса табачной мозаики;
- 1895 г. – М. Бейеринк – «вирус» – яд.
- 1915 г. – Ф. Тоурт – открытие бактериофага.
Левая часть доски:
Домашнее задание.
$20, выбор творческого задания (на доске)
- Составить памятку «Защита от вирусных инфекций».
- Подготовить сообщения о вирусных заболеваниях.
- Составить мини-сочинение по теме: «Если бы ученые не знали о вирусах…»
- Составить тест-вопросы по теме «Неклеточные формы жизни».
- Свой вариант
Ход урока
I. ОЭУ
Цель: организация деятельности учащихся.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование |
Приветствие детей, проверка готовности класса к началу работы. Объяснение системы накопительного бала. | Приветствуют учителя, готовность к уроку. |
II. Актуализация знаний
Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование |
– что такое жизнь? – каковы основные свойства живого? – что является элементарной структурной единицей всего живого? Ребята, обратите внимание на тему урока «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги». |
– способ существования белковых тел… – обмен веществ, размножение, рост, развитие… – клетка. |
|
– какие цели мы поставим перед собой на уроке? | – изучить особенности неклеточных форм жизни. | |
Подумайте, какие ассоциации возникают у вас с этой темой, а пока откройте тетради и запишите число и тему урока. | Запись в тетради. Тема на доске. |
III. Изучение нового материала
Цель: познакомить с историей открытия вирусов.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование |
Конец 19 в. Бактериология достигла больших успехов. В этот период учеными были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза, дифтерии и других наиболее часто встречаемых и широко распространенных болезней. | ||
Были созданы первые попытки вакцинации против черной оспы, прививки против бешенства (доска). | Доска | |
Однако возбудителей многих других заболеваний, в том числе и очень опасных (натуральная оспа, корь, грипп, гепатит и др.) обнаружить не удавалось, хотя об этих болезнях знали давно. Показ слайдов 1-5 Представьте себе, что мы на табачной плантации, где растения поражены неизвестной болезнью; |
Экран, презентация | |
– предложите пути решения этой проблемы. |
– обнаружить возбудителя болезни табака, определить пути передачи инфекции. | |
– как можно определить возбудителя? | – микроскоп | |
– Ивановский Д.И. рассмотрел огромное количество микропрепаратов, но это не принесло удачи. | ||
Первый вывод? | 1. Возбудители не видны в световой микроскоп | Запись в тетради |
– Как же определить источник инфекции? | – выделить сок и заразить здоровые растения. |
|
– Ивановский Д.И. натирал здоровые листья соком из больных, заражение происходило через 10-15 дней. Второй вывод? | 2. Инфекция имеет инкубационный период. | Запись в тетради |
– В природе сок никто не выжимает, как же происходит инфицирование? | – возможно через корни, семена, листья. | |
– В результате опытов Ивановского источником заражения оказался лист. Третий вывод? | 3. Источником инфекции является область поражения. |
Запись в тетради |
Какова основная заслуга Ивановского? | – Он доказал что вирус есть, но возбудитель невидим. | |
Где еще в науке были сделаны такие же открытия? Слайд 6 (высказывание А. Энштейна) |
– Мендель, Менделеев. | |
Предположите, что было бы, если ученые не обнаружили вирус? |
– ответы по домашнему вопросу – 6 человек | |
Обратите внимание на историческую справку, запишите в тетрадь | Даты на левой части доски. |
IV. Изучение нового материала
Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование |
Увидеть вирусы удалось лишь в электронный микроскоп, спустя 50 лет после открытия. Вирус табачной мозаики был изучен более подробно. Оказалось, что вирусы имеют сходное строение. | ||
Слайды 7-8 | Капсид – оболочка вируса, имеющая белковую природу Суперкапсид – дополнительная оболочка, содержащая гликопротеины, липопротеины, фрагменты ядерной и цитоплазматичексой мембраны. |
Запись в тетради |
Рассмотрите рис. 38, стр.79 учебника. Чем отличаются вирусы друг от друга? | Симметрией, размерами, формой. | Эпиграф на доске. |
Жизненные циклы самых разнообразных вирусов сходны. Видеофильм. | Телевизор, видеофильм. | |
Неслучайно английский ученый, лауреат Нобелевской премии 1950 г. в области иммунологии сказал: Эпиграф «Вирусы – это плохие новости в упаковке из белка». (Питер Брайн Медавар). | Доска | |
А именно в чем сходны ж-ц. ? | – в том, что все вирусы – это паразиты. | |
В 1915 г. Тоуртом (даты на доске) были открыты вирусные паразиты бактерий – бактериофаги. Рассмотрите рис.39., стр.80. Докажите, что бактериофаг имеет вирусную природу (ответ имеет значение 3-х накопительных баллов) | Ответ – 1-2 х человек | Учебник, стр.80 рис.39 |
V. Закрепление
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование |
Но ученый мир не сразу принял особую природу вирусов. С момента их открытия возникало немало вопросов: это существа или вещества; они живые или неживые? Используя знания, полученные на уроке, предложите свои доводы в пользу того или иного мнения. |
Доводы в пользу того или иного мнения оцениваются жетоном на чашу весов. | Весы, жетоны. |
На самом деле мир вирусов действительно таинственен. Если бы человеческий глаз был подобен электронному микроскопу, то все убедились бы, как тесно связан мир человека и микроорганизмов. Ежесекундно вокруг нас находятся миллионы невидимых спутников, среди которых есть и вирусы. И самое интересное то, что не все люди страдают вирусными заболеваниями. Если целенаправленно исследовать кровь любого из нас, то стопроцентно выявится несколько вирусов. Получается, что не все вирусы и не у всех вызывают болезни.
Вариант 1 (если буду успевать) | Вариант 2 (если успевать не буду) |
– Составьте краткую памятку: «Как защитить себя от вирусной инфекции» (озвучивание 1-2 памятки (3 балла)) |
|
Слайд на экране Долгое время, с момента открытия первых вирусов, бытовало мнение, что это случайные единичные структуры, ошибки природы. Но благодаря ученым вирусологам доказано существование очень большого количества вирусов, что заставило выделить их в отдельное царство Вира. Сегодня вирусы повинны в возникновении более сотен заболеваний. Может быть когда-то кто–то и докажет обратное и найдет полезные свойства вирусов…? |
|
VI. Подведение итогов 6 баллов – оценка «5» 5 баллов – оценка «4» 4 и менее переносятся на следующий урок с правом накопления. |
|
VII. Домашнее задание. $20, выбор творческого задания (на доске) Подготовить сообщения о вирусных заболеваниях. Составить мини-сочинение по теме: «Если бы ученые не знали о вирусах…» Составить тест-вопросы по теме «Неклеточные формы жизни». Свой вариант. |
VII. Домашнее задание. $20, выбор творческого задания (на доске) Составить памятку «Защита от вирусных инфекций». Подготовить сообщения о вирусных заболеваниях. Составить мини-сочинение по теме: «Если бы ученые не знали о вирусах…» Составить тест-вопросы по теме «Неклеточные формы жизни». Свой вариант. |