Цель:
- воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости и уважения за тех, кто освободил землю от фашистских захватчиков;
- обогащать и активизировать речь детей; развивать логическое мышление и путём восстановления последовательных событий;
- использование технических средств, для полноценного восприятия.
Оборудование:
- Познавательная стенка с изображением военной техники с кармашками для заданий.
- Карты- схемы.
- Фотографии главных сражений.
- Плакаты о Великой Отечественной войне.
- Офтальмологический тренажёр для глаз (минибаскетбол).
- Агитационный мультфильм о войне 1941 года.
- Песня Александрова, Лебедева-Кумача “ Вставай, страна огромная”.
- Песня в исполнении М. Ножкина. “Мы так давно, мы так давно не отдыхали”…
- Экспонаты для мини-музея.
- Отрывки из произведений о войне: В.Катаева, Л. Воронковой,
- С. Алексеева, В.Черкесова, И. Новокрещенова.
Предварительная работа
1. Чтение произведений войне:
Катаев В. Сын полка.
Воронкова Л. Девочка из города.
Симонов К. Сын артиллериста.
Алексеев С. Рассказы о маршале Жукове.
Новокрещенов И. Страницы истории.
2. Написание сочинений:
“Как война повлияла на судьбы капитана Енакиева и Вани Солнцева”
“Письмо на фронт”.
3. Просмотр кинофильмов:
- “Суворов”.
- “Повесть о настоящем человеке”
- “Военная тайна”.
- Просмотр документальных фильмов.
- Изучение и прослушивание песен о войне.
Ход урока
I. Организационный момент
Звучит музыка: “Вставай, страна огромная”
У. Что вы представляете, слушая эту музыку?
Дети отвечают на вопросы.
II. Работа с фоновыми экранами
У каждого ученика в файле лежат напечатанные слова: героизм, смелость, патриотизм, мужество, правда.
У. Подобрать к слову “мужество” синонимы и проверить по толковому словарю.
Дети выполняют задание.
У. Сегодня у нас пройдёт обобщающий урок по теме: “Никто не забыт, ничто не забыто”. Много уроков посвятили этой теме, давайте подытожим наши знания. Когда началась Великая Отечественная война?
Д. В 1941 году, 22 июня.
У. Когда закончилась?
Д. 1945 году.
III. Работа с познавательной стенкой
У. Познавательная стенка необычная. На ней изображена военная техника. Какие военные машины вам знакомы.
Д. Танки: Т-34, ИС-1 – это машина названа в честь И.В. Сталина, артиллерийская установка “Катюша”, истребители-штурмовики.
У. Взять любую карточку из кармашка, прочитать произведение, определить название произведения, автора.
Произведения указаны в оборудовании.
IV. Работа с фоновыми экранами
У каждого ученика в файле распечатаны события Великой Отечественной войны на отдельных листочках.
У. Расположить события Великой Отечественной войны в том порядке, в котором они происходили.
Дети располагают события.
- Вероломное нападение на СССР.
- Оборона Брестской крепости.
- Битва за Москву.
- Сталинградская битва.
- Курская битва.
- Битва за Днепр.
- Освобождение Восточной Европы.
Физкультминутка для глаз с офтальмологическим тренажёром “Меткий стрелок”
V. Работа досками и маркерами
Учитель задаёт вопросы, дети записывают кратко ответы на досках.
У. Название государства напавшего на СССР.
Д. Германия
У. Военный, охраняющий государственную границу.
Д. Пограничник.
У. Полосатый хищник и название самого знаменитого фашистского танка.
Д. Тигр.
У. Какой орден получил маршал Жуков под Курском?
Д. Орден Суворова.
У. Диверсант, взрывающий вражеские заводы, железнодорожные полотна на территории, захваченной врагом.
Д. Партизан.
У. Советский народ, переживший 900 дневную блокаду Ленинграда.
Д. Ленинградцы.
У. Чтобы сильнее ощутить на себе тяготы этой войны посмотрите на этот скудный паёк хлеба, который выдавался властями города Ленинграда. Сколько граммов в сутки?
Д. 125 граммов.
У. Можете потрогать, понюхать этот небольшой кусочек хлеба, который казался вкуснее всего на свете. Поместим этот кусочек в наш музей.
VI. Работа с картой-схемой (работа в командах)
У. На картах написать название нашей страны, найти и подписать столицу нашей родины. По фотографиям определить места сражений.
Дети делятся на команды и выполняют задание.
Дети определяют по фотографиям места сражений и
объясняют, как определяли.
Например: битву под Москвой (на фотографии
изображён парад на Красной площади), битву под
Курском (на фотографии изображено крупное
танковое сражение), битву под Сталинградом( на
фотографии показаны бои в городе) и т. д.
– Что относится к средствам массовой информации?
Д. Газеты, радио, телевидение.
У. Сейчас вы посмотрите небольшой мультфильм, который был создан во время войны в 1941 году. Фашизм шагает по Европе, он захватывает страны: Чехословакию, Бельгию, Нидерланды, Францию, Польшу, Данию, Норвегию и подбирается к Советскому Союзу, но встречает яростное сопротивление советского народа.
Дети после просмотра мультфильма находились под большим впечатлением.
– Как вы думаете, для чего был создан этот фильм?
Д. Чтобы высмеять фашистов и поднять боевой дух советских воинов.
VII. Работа с текстом
У. Прочитайте отрывок из произведения Леонида Булкина “Послевоенные мысли”. Какие по возрасту люди воевали на этой войне?
Д. От 18 и старше.
У. Каких национальностей?
Д. Люди разных национальностей.
У. Как относились к друг другу?
Д. Помогали друг другу, жили дружно.
У. Ради чего люди готовы были терпеть все лишения?
Д. Ради победы над фашистами.
VIII. Письменная работа.
У. Письменно ответить на вопросы:
- Какой должен быть воин, чтобы победить в этой войне?
- Почему воины ,не задумываясь, жертвовали собой ради победы над врагом?
Дети записывают свои мысли о войне под музыку М. Ножкина “Мы так давно не отдыхали” .
Д. Воин должен быть смелым, храбрым, мужественным.
– Они очень любили свою родину.
У. Какую дату отмечали 5 декабря?
Д. 68 годовщину под Москвой.
Рассматривание плакатов детьми.
У. Что написано на плакате?
Д. Отстоим Москву,
У. Кто стоит с оружием в руках?
Д. Рабочий, матрос, солдат.
У. Как они стоят?
Д. Плотно.
У. Как что?
Д. Как стена.
У. Для чего?
Д. Чтобы враг не прошёл.
IX. Заключительная часть
У. Послушайте песню о Москве в исполнении ваших одноклассников.
Звучит песня.
– Урок закончен.