Интеллектуальная игра "Клуб всезнаек естественных наук" (КВЕН)

Разделы: Физика, Химия


Цели и задачи:

  • Способствовать дальнейшему расширению кругозора обучающихся и получению ими новых естественнонаучных знаний.
  • Продолжить формирование логического мышления, умения находить объяснения природных явлений, оценивать ситуацию и применять к наблюдаемым природным явлениям изученные законы.
  • Содействовать формированию чувства ответственности перед членами команды, культуры общения, сплоченности коллектива.
  • Способствовать развитию быстроты реакции, умения применять полученные знания в необычной ситуации.
  • Стимулировать желание самостоятельно работать с дополнительной литературой по предметам естественнонаучного цикла.

От каждой группы формируется команда участников, состоящая из 4–5 человек. Командам дается задание подготовить представление команды (название, эмблема, девиз). Игра начинается с представления участников и членов жюри.

План проведения

1-й конкурс: Представление команды (название, эмблема, девиз). Приветствие команды
2-й конкурс: Разминка (по 6 вопросов каждой команде).
3-й конкурс: Сетка понятий.
4-й конкурс. Блеф клуб.
5-й конкурс: Конкурс капитанов (игра со зрителями – загадки).
6-й конкурс: Домашнее задание.
7-й конкурс: Подведение итогов конкурсов, награждение победителей.

Приложение mp3

Ход игры

Звучит немного торжественная музыка, и на авансцену выходит Ведущий.

Ведущий 1: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые, здравствуйте маленькие и большие! Мы приветствуем вас на игре “Клуб всезнаек естественных наук”. У нас 3 команды из 3-х групп – 181 гр., 481 гр., 681 гр. Игра проводится по 3-м предметам: химии, физике, экологии, максимальная оценка большинства конкурсов – 4, наконец, наше жюри состоит из 3-х человек.
Приглашаем команды за игровые столики. (У каждой команды на столе таблички с названиями.)

Ведущий 2:

О, физика – наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет экология плечами
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире.

А сейчас разрешите представить членов команд (называет фамилию и имя каждого, при этом каждый раскланивается), разрешите представить болельщиков команд (представляет по очереди: группа.., болельщики при этом производят как можно больше шума).

И, наконец, разрешите представить вам уважаемое жюри (называет фамилию и имя каждого члена жюри, тот раскланивается).

Теперь, когда мы познакомились друг с другом, можно наконец-то заняться тем, для чего мы сюда собрались: объявляю первый конкурс турнира знатоков: “Приветствие”.

Ведущий 1: Первой выступает команда № 181. Вам слово.

1-й конкурс. Приветствие

Представление команд и защита символики: максимальная оценка – 4 балла – оцениваются естественно-научный смысл и оригинальность названия (1б); соответствие эмблемы названию (1б); содержание, оригинальность инсценировки, артистичность (2б). (15мин).

Ведущий 2: Молодцы команды. Не знаю как жюри, а мне понравилось выступление обеих команд. Ну, пока жюри думает, переходим ко второму конкурсу: “Разминка”.

2-й конкурс. Разминка

Ведущий 1: Следующий конкурс: “Разминка“. Каждой команде ведущий задает 6 вопросов подряд, за каждый правильный ответ – 1 б. Предлагаются задания, вопросы и загадки. На них по очереди команды должны давать ответы. Если возникает затруднение, отвечает другая команда. Вопросы подготовлены заранее и записаны на карточках. (30мин.). Начинает команда № 481.

Вопросы команде 1

  1. Как называется оболочка Земли, населенная живыми организмами? (Биосфера.)
  2. Можно ли встать со стула, не наклоняясь? (Нет, так как необходимо смещение центра тяжести.)
  3. Что ест медведь зимой? (Он находится в спячке и не ест.)
  4. Если в 12 ч ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 ч будет солнечная погода? (Нельзя, так как через 72 ч опять будет полночь.)
  5. У какого русского ученого в детстве было прозвище “великий химик”? (М.А. Бутлеров.)
  6. Что раньше упадет на Землю в вакууме: 1 кг железа или 1 кг пуха? (Одновременно.)

Вопросы команде 2

  1. Какой металл самый тяжелый? (Осмий.)
  2. Какого цвета водяной пар? (Бесцветный.)
  3. Какие организмы называют редуцентами? (Разлагатели, перерабатывают мертвое органическое вещество – детрит – до минеральных соединений.)
  4. Изменилась ли масса сена, если его спрессовали в тюк? (нет.)
  5. Какой химический элемент был открыт на Солнце, а потом на Земле? (Гелий.)
  6. В каком случае выброшенная из вагона вещь долетит до земли раньше: когда вагон в покое или когда он движется? (Одинаково.)

Вопросы команде 3

  1. Что такое “Царская водка”? (Смесь азотной и соляной кислоты.)
  2. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
  3. Какой экран защищает все живое на Земле от ультрафиолетовых лучей?
  4. Можно ли на Луне ориентироваться с помощью компаса? (Нет, на Луне нет магнитного поля.)
  5. Какой неметалл жидкий при комнатной температуре? (Бром.)
  6. Как стоящий на полу человек может быстро удвоить давление на пол, не нагружая себя никакими дополнительными грузами? (Поднять ногу.)

Ведущий 2: Попросим жюри объявить результаты первого и второго конкурсов и общий счет. Представитель жюри объявляет результаты.

3-й конкурс. Сетка понятий

(Приложение 1) (максимум – 8 б)

Ведущий 1: Начинаем третий конкурс “Сетка понятий”. Каждой команде выдаются карточки с заданиями. Эти же задания перед вами на экране. Это сетка из букв, в которой вы должны найти слова(4 слова) – связанные с физикой и химией. За каждое найденное слово по 1 б, за определение -1б. Каждая клетка может быть использована лишь один раз. (Карточки готовятся заранее) (7мин).

Команде 1:

Б

В

В

Ж

В

Р

А

Б

Р

С

Л

О

Т

А

Л

Г

В

И

В

Л

Е

К

У

П

З

К

Р

О

М

Б

Л

О

Я

Г

Б

Г

В

Ж

А

Т

И

В

Р

З

Р

Г

И

Е

Ц

Г

К

О

Н

Б

Ц

Н

А

С

Н

Е

Д

Г

Р

Б

Команде 2:

Б

З

Б

Р

Е

У

Г

В

Н

А

З

И

Ц

И

Л

Ф

У

П

В

Н

У

В

У

Б

Я

Р

У

Д

Е

О

С

В

Ж

У

Б

И

Ф

Б

Х

Ф

Е

В

Ф

Н

Е

Н

И

Е

Н

И

Е

А

Е

К

Т

О

Б

З

Т

Р

З

Я

И

Р

Команде 3

Г

Е

Н

И

Е

Т

У

П

О

Р

В

Ж

Ф

Б

Ф

Е

Ж

З

Е

Т

Е

М

Е

Р

Б

Т

Е

Б

Щ

Ф

Б

У

Д

Е

Л

У

Е

У

Ж

Т

Н

Т

Ж

Ф

Н

И

Е

Ф

Е

М

У

Н

И

Е

У

И

З

Б

Т

Е

Р

А

П

С

Команда 1: молекула, конденсация, потенциал, кислота.
Команда 2: глицерин, соединение, напряжение, траектория.
Команда 3: Менделеев, горение, испарение, перемещение.

4-й конкурс. Блеф клуб

Ведущий 2: Переходим к следующему конкурсу “Блеф клуб”.
В этом конкурсе вы должны подумать и ответить “да” или “нет” на вопрос
“Верите ли вы, что...”. Если только “да” или “нет” – по 1 б. за вопрос. За правильный полный ответ – 2б. Начинает команда №1. (15мин)

Вопросы команде 1

Верите ли вы, что...

... – в Мировом океане биомасса животных во много раз превышает фитомассу? (Да. 93,7% биомассы приходится на долю животных и 6,3% – на долю растений и микроорганизмов.)

Что обычный человек за свою жизнь может пешком обойти земной шар и даже не один раз? (Да, если считать, что в день человек проходит 5 км, то только за 25 лет он пройдет 45600 км, т.е. больше, чем длина экватора.)

Вопросы команде …2

Верите ли вы, что...

  1. ... – пресная вода стала предметом мировой торговли? (Да.)
  2. ... Что летом железная дорога от Москвы до Санкт-Петербурга длиннее, чем зимой? (Да, на 300 м, с повышением температуры линейные размеры тела увеличиваются, происходит тепловое расширение тел.)

Вопросы команде …3

Верите ли вы, что...

  1. ... – диагноз “синдром Мюнхгаузена” ставят пациенту, который много врет? (Нет.)
  2. Что существуют “звуковые зеркала”? (Да, если считать слово “зеркало” означает предмет или тело, способное отражать падающие на него звуковые волны. Например, стена леса, забор или строение, гора. Благодаря “звуковым зеркалам”, мы слышим эхо.)

5-й конкурс. “Конкурс капитанов”

(Приложение 1)

Ведущий 1: Пятый конкурс – конкурс капитанов “Только смелым покоряются моря” – так поётся в песне, и мы считаем, что это по праву относится к капитанам наших команд. Поиграем в слова. На экране слово, используя буквы которого капитаны попробуют составить как можно больше слов, имеющих непосредственное отношение к химии, физике, экологии. Каждое составленное слово принесёт команде полбалла. Время 2 минуты.

Сульфадиметоксин
(Препарат применяют при лечении пневмонии.)

Ведущий 2: А пока наши капитаны выполняют задание, болельщики могут помочь команде заработать лишний балл, отгадывая загадки, которые вы увидите на экране.

Город загадок. (Приложение 2)

1 (за правильный ответ – 1 балл)

Из меня состоит все живое:
Я – графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод.)

2. (за правильный ответ – 1 балл)

Я – металл серебристый и легкий,
И зовусь самолетный металл,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий.)

3. (общая для обеих команд, ответы через 1 мин в письменном виде, максимальная оценка – 7 баллов):

Алхимики утверждали “Семь металлов создал свет по числу семи планет”. Назовите эту “великолепную семерку”.

Ответ: Золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, ртуть.

4. Кто, не научившись, на всех языках говорит? (Эхо.)

5. Сперва блеск, потом треск, потом плеск. (Гроза.)

6. Чего в избе не видно? (Воздух.)

7. То справа, то слева, то за спиной идет она рядом со мной. (Тень.)

8. Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. (Запах.)

9. Не неженки вовсе и не недотроги
    В пустыне, в горах, на железной дороге
    Сегодня нам вспомнить об этом с руки.
    Они называются… (Проводники.)

6-й конкурс. “Домашнее задание”

(Приложение 3)

Ведущий 1: Теперь, когда команды так успешно справились с пятым заданием. Можно перейти к следующему конкурсу – “Домашнее задание”. Для этого конкурса наши команды должны были повторить все пройденные темы по физике и химии. На экране на ваш выбор темы, включающие в себя по два вопроса – стоимостью 1б. и 2б. Команды ответьте на вопрос: какой заряд имеет атом? (Нейтральный.)

(Кто первый ответил, тот и выбирает тему первым.)

Домашнее задание

Повторить темы: на слайде темы (по 3 темы от каждого предмета, всего 6 тем, по 2 вопроса, выбирают тему и вопрос) время на обдумывание – 30 секунд.

Ведущий 2: Ну, вот мы и подобрались к самому приятному – подведение итогов и награждение. Прошу жюри огласить результаты конкурсов и итоговую оценку.

Председатель жюри объявляет результаты и называет команду-победительницу.

Ведущий 1: Команде-победительнице вручается главный приз: большой торт, а команде, занявшей почетное второе место – утешительный приз – маленький тортик! Поздравляю команду-победительницу, всем спасибо, все свободны! Спасибо за внимание!

Звучит веселая музыка. Мероприятие заканчивается общим чаепитием с тортами.

Такое живое участие всех студентов, помогает лучше усвоить материал, учит применять знания, полученные на уроках на практике, учит живому общению. Помогает студентам лучше узнать друг друга. Формирует уважение друг к другу, таким умным и знающим, разбирающимся в сложных вопросах. Студенты начинают вести себя как солидные люди, ответственно подходящие к делу. И такое чудесное превращение, конечно, не может вызвать у педагогов никаких других чувств кроме радости. Это лишний раз показывает, что дети всегда остаются добрыми и отзывчивыми, и ничто не может заменить живое общение учителя и ученика, старшего и младшего.