Сказка-беседа об истории народных инструментов (домра)

Разделы: Музыка


Здравствуйте, дорогие ребята. (У ведущего в руках - русский народный инструмент - домра) Сегодня у нас вами встреча с народным инструментом, который называется - домра. Давайте вместе повторим название этого инструмента. (дети вместе с ведущим повторяют название, при этом как правило, звучат разные вариации - домбра, балалайка:)

- Ребята, название этого инструмента состоит из двух слогов - Дом и Ра. Всем знакомо слово ДОМ? (все дети, как правило, соглашаются) а слог Ра - означает солнце. У нас получается, что сегодня мы знакомимся с инструментом, который называется солнечный домик, давайте ещё раз повторим его название. (На этот раз название инструмента дети называют правильно)

Ребята, послушайте, как звучит домра и обратите внимание, что исполнитель играет по стрункам вот такой пластинкой (показывает медиатор)

В её три струнки включены все состояния души
И смех, и радость, и печаль,
и молодецкая удаль
Лишь только медиатор струн коснётся -
На звуки музыки и ваше сердце отзовётся -
Уж так природа человека создала -
Поёт от звуков домрочки душа.

Звучит обработка народной песни "Коробейники"

Ну вот, знакомство состоялось, а сейчас слушаем сказку:

Давным-давно ноты умели разговаривать как люди, и жил в то время музыкант, который одинаково хорошо играл на многих музыкальных инструментах. И, конечно же, он дружил с нотками.

А нотки были очень разные: весёлые, как солнышко и грустные, как осень. Он дружил со всеми нотками, чьи голоса были выше самого высокого облака. - Их почти не было слышно. Музыкант дружил с нотками, которые звучали так низко, как будто жили под землёй, и с теми, которые вечно спешили, бежали, скакали и за ними трудно было угнаться, и с теми, которые были ленивыми, тягучими, а их мягкие голоса могли убаюкать. За его дружбу нотки очень любили музыканта и доверяли ему все тайны и душу.

Однажды в лесу, на ясной лужайке музыкант увидел домрочку, которая одиноко сидела возле пенёчка и плакала. В чём дело? - удивился музыкант.

Потерялась. - Отвечает домрочка. Все мои сестрички пошли вперёд, а я засмотрелась на небо, облака, травку зелёную, слушала, как птички поют, и отстала.

Не беда, - отвечает музыкант, я знаю, как помочь тебе вернуться домой, к твоей семье. Взял в руки домру, но она продолжала плакать.

(звучит музыка из к/ф. "Доживём до понедельника" К. Молчанова "Вступление)

Успокоившись, домрочка увидела, что вокруг неё - горы, она с музыкантом находится на вершине самой высокой горы и на троне восседает бог Аполлон, покровитель музыки и поэзии. В руках у него был удивительный инструмент - золотая кифара, удивительно напоминающая современную гитару.

(Ф. Карулли "Вальс")

- Не подскажешь ли, где найти дом нашей домрочки? - спросил музыкант Аполлона.

- Конечно, же, подскажу, - услышали они в ответ.

Твоя семья, милая - всюду, везде. Сейчас я позову твоих старших сестричек.

Звучит музыка XVII - XVIII в.

  • И. Дуссек Старинный танец.
  • А. Курченко Менуэт
  • Й. Гайдн Ригодон

В каждой стране, где бы ты ни оказалась со своим музыкантом, - у тебя есть родственники, очень близкие инструменты:

  • Лира - в Греции
  • Гитара - В Испании
  • Мандолина - в Италии
  • Банджо - в Америке

Балалайка, как и домра - в России, но она намного моложе тебя, милая домрочка.

Вы прибыли из России, и свой дом ты найдёшь по солнечному лучику, который я сейчас пущу вам, указав дорогу, ведь всем струнным инструментам покровительствует Солнце.

(РА - египетский бог солнца")

Посмотри на всех своих сестричек - у них в основании корпуса - солнышко, и вокруг него множество лучиков, которые никогда тебе не позволят затеряться.

Пусть ваша дорога домой будет весёлой и радостной. На вашем пути встретится много твоих друзей и подружек, и ты благополучно вернёшься домой.

  • А. Купревич "Пингвины"
  • В. Шаинский "Песенка крокодила Гены"
  • Рнп "Катенька весёлая"

И, действительно, вскоре перед взором музыканта и домрочки, предстал домик, в котором жила большая и дружная семья народных инструментов. Радости не было конца. Все ноточки были счастливы и их мелодические пассажи и обороты прекрасно отражали это состояние.

Звучат народные мелодии:

  • Рнп " Как ходил, гулял Ванюша"
  • Рнп "Утушка луговая"
  • Рнп "Ай, все кумушки, домой"

Дети любят сказки. Со сказкой приходит понимание добра и зла, силы и мужественности, любви и ненависти. Через сказку, ту особенную атмосферу погружения в особенный мир повествования приходят к детям новые знания, которые год от года крепнут и расширяются. Так как я преподаватель дополнительного образования, контакт с детьми из садиков, общеобразовательных школ у нас происходит на плановых встречах - концертах или в нашей школе, или актовых залах ДОУ, СОШ.

Практика показала, что именно в форме беседы, сказки, встречи с ребятами наиболее запоминающиеся и ожидаемы. Один из вариантов встречи с детьми и представлен на фестиваль творческих уроков. Этот сценарий рассчитан на детей 6-9 лет. Время проведения мероприятия - 25-30 минут. Происходит первая встреча с народными инструментами. Дети запоминают названия инструментов, звучание каждого из них. Также знакомимся с нотами.

Очень горько осознавать, как порой незаслуженно уходят традиции нашей необъятной Родины в никуда. Мы очень много говорим о культуре, и своими же поступками разрушаем накопленные знания, наработки, и опыт. Краснодар - сохраняет и бережёт традиции и обычаи наших предков. В первую очередь у нас очень много концертных народных коллективов инструментальных, и фольклорных. Я преподаватель ДШИ "Родник" г. Краснодара, как и многие преподаватели - народники стараюсь сохранять и поддерживать интерес к народной музыке, её истокам у подрастающего поколения. Мои ученики - постоянные гости в садах и школах нашего города. Каждая встреча - обязательно сопровождается рассказом о русских народных инструментах - домре, балалайке, их истории, развитии. Наиболее популярны темы встреч: "Русские народные традиции, обряды", "Родные русские просторы". Конечно же, музыкальные произведения варьируются, ведь программа выступления составляется из репертуара учащихся всего класса - в одном саду выступают одни дети, в другом - другие. У ребят накапливается навык публичного выступления. Самое главное условие - репертуар должен соответствовать возрастным особенностям детского восприятия.