В современном обществе люди недостаточно интересуются поэзией классиков, таких как А.С.Пушкин, Некрасов, Лермонтов, И.Бунин и т.д. Через художественное слово можно выражать свое мнение, отношение, настроение, возмущение, свои чувства, воздействовать на происходящее.
Красивая грамотная речь, “упакованная” в стихотворение, значительно быстрее проникнет в человеческую душу.
Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности людей.
Речь не передается по наследству, овладев речью, человек находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Опираясь на многочисленные запросы общества приходишь к выводу, что именно в детском саду необходима работа с художественным словом.
Главная педагогическая ценность стихосложения заключается в его универсальности, позволяющей организовывать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения детей всех возрастных групп. Занимаясь стихосложением, ребенок приобретает универсальный опыт во многих видах деятельности: рисование, сочинительство, ручной труд и т.п. Работа по стихосложению позволяет выявить и развить творческий потенциал ребенка, помогает ему в осознании целостности мира и своей причастности ко всем явлениям жизни, т.е. в формировании активной жизненной позиции личности.
Одновременно отшлифовывается речь детей (становится более выразительной, образной, складной), развивается их поэтическое чутье. Ребята открывают новые звуковые и смысловые ресурсы художественного слова. Обогащается словарный запас дошкольников. Кроме того, различные виды работы с рифмой подвигают детей к собственному словотворчеству.
Можно предвидеть недоумение взрослых людей, а зачем это нужно?
Ну, пусть в такие игры играют литераторы, пусть себе балуются, им это вроде бы положено, а нам-то зачем?
Цель: формирование речи дошкольников посредством стихосложения и умения взаимодействовать между собой.
Задачи:
- Подготовить детей к реализации своих словотворческих возможностей;
- Развить поэтический слух и умение излагать свои мысли в стихотворной форме;
- Сформировать словарный запас слов детей,
- Совершенствовать выразительность, образность и складность речи,
- Расширить представления о мире, приобщить к чувствам прекрасного, доброго.
Игры, подобные буриме, удивительно раскрепощают человека, учат не бояться слова, заставляют искать синонимы, если какое-нибудь слово, подходящее по смыслу, ломает размер стиха или выпадает из общего стилистического рисунка. Подобные игры оттачивают, воспитывают чувство юмора, остроумие, которое, как считали многие мудрецы самоценно.
Предметно-развивающая среда
- Игрушка Словечек;
- Банка рифм;
- Речевые настольные игры;
- Игры на развитие дыхания;
- Фонотека (записи шума моря, голоса птиц, различные звуки, классическая и расслабляющая музыка, детские сказки и стихи);
- Разнообразный природный и бросовый материал;
- Атрибуты на выработку ритма: маракасы, деревянные палочки, погремушки, обвязанные футляры от шоколадных яиц для простукивания, сочинения и проговаривания чистоговорок: Та-та-та – взяли мы кота;
- Набор мелких игрушек, предметов; предметные и сюжетные картинки;
- Альбомы впечатлений для рассматривания (с изображениями моря, природных зон, животных, людей и т.д. в зависимости от тематика словотворчества);
- Шкатулка с фишками для подбора существительных, прилагательных, глаголов и т.д. (синие фишки – сущ., красные – прилаг., зеленые – глаголы);
- Блокнотики с фотографией ребенка для записи словотворчества;
Методика стихосложения
Подготовительная работа по подборке рифмы к слову, по сочинению стихотворений уже начинается с младшего дошкольного возраста. В младшей, средней группах дети выбирают 2-3 рифмующихся слова, подбирают рифму к любому выбранному слову, к заданному словосочетанию. В старшей и подготовительной группе дети сочиняют двустишия, четверостишия, изготавливают книжки – малышки со стихами, загадками, сказками.
Стихотворение не рождается из ничего. Чтобы что-то создать необходимо иметь определенный опыт: впечатления от поездки, происшествие, интересный случай, эмоциональный настрой, чувство пережитого и увиденного и т.д. если у ребенка нет такого опыта, то ему просто нечего будет сказать, да еще при условии недостаточного словарного запаса наступит просто ступор. Педагогу необходимо насытить скудный опыт ребенка впечатлениями, переживаниями, элементарными знаниями и т.д. Зачастую ребенку не хватает элементарного кругозора и слов для творчества, но и эмоциональной насыщенности, чувственных переживаний и состояний. Именно для решения этой проблемы направлена коллекция различных поверхностей земли в сочетании с соответствующим музыкальным сопровождением и набором наглядных пособий. Например, поверхность – наклеенный песок; музыкальное сопровождение – шум морского прибоя; наглядные пособия – ракушки, камешки, морская звезда и результат = чувственный опыт и расширение кругозора ребенка, как подготовительная работа перед сочинением стихотворения о море, о морских приключениях. Аналогичная работа может проводиться с любым объектом словотворчества. При работе с поверхностями земли уместны вопросы: Как называется данная поверхность земли? (Осенняя дорожка) и Как получилась данная поверхность земли? (В результате листопада, рассыпанного осеннего букета кем-то, случайно и т.д.)
Прежде, чем приступать непосредственно к стихосложению (прозе) рекомендуется пройти ряд этапов:
Этапы | Пример |
1. Чтение об объекте сочинения детской научной литературы;
рассматривание “Альбома … впечатлений”. |
Бабочка. Большая энциклопедия. |
2. Лепка, аппликация, рисование объекта сочинения. | Графическое изображение мотылька. |
3. Подбор слов// рифм к объекту сочинения (запись в индивидуальный
словарик – блокнотик). |
порхает легкая она летает порхающая цветок садится пестрая красавица кружится воздушная лепесток |
4. Сочинение лимерика, стихотворения, сказки и т.д. | Лимерик по плану: Жила-была…………? Какая…………………? Что делала…………? С кем общалась……? Вывод. |
5. Запись художественного произведения в блокнотик. | Либо самим ребенком, Либо взрослым. |
6. Изготовление книжек-малышек, открыток и т.д. | Используются различные техники ИЗО. |
Диагностика детей дошкольного возраста
Диагностика в младшей группе.
Сентябрь (во время адаптационного периода)
Цель: выявить способности у детей из ряда слов выбирать два и более рифмующихся слова.
Материал: предметные картинки: лягушка, подушка, мак, лук, кот, рак.
Инструкция к проведению: ребенок рассматривает предложенные картинки и называет изображения по очереди вслух; затем по просьбе воспитателя называет похожие по звучанию слова, живущие как бы в одном домике.
Оценка
Критерий – называние (выделение) двух рифмующихся слов, записывается количество подобранных пар слов.
Май
Цель: обобщить и систематизировать полученные умения в рифмовании слов, провести сравнительную диагностику с результатами диагностики декабря месяца.
Материал: абсолютно новые предметные картинки, раннее с которыми ребенок практически не сталкивался.
Инструкция к проведению: на столе несколько предметных картинок (игрушек); ребенок рассматривает их все и выбирает понравившиеся; затем подбирает рифму.
Оценка.
Критерий – количество подобранных рифмованных слов, записывается количество слов, проводится сравнительная диагностика.
На заметку.
Низкий уровень не ставится, т.к. это начальный этап работы. Дети, назвавшие 3-4 слова получают высокий уровень (ромбик), 2 слова - средний уровень (квадратик). После проведения диагностики намечается индивидуальная работа.
Диагностика в средней группе.
Май
Цель: выявить уровень способностей детей по умению рифмовать словосочетания, подбирать рифму к заданному словосочетанию.
Материал: игра “Бином фантазии”.
Инструкция к проведению: из двух выбранных ребенком картинок он составляет словосочетание, подбирает рифму к своему словосочетанию (ситуацию обыграть).
Оценка.
Критерий – грамматически правильно составленное словосочетание и придуманная к нему рифма.
Низкий уровень – ребенок не может составить элементарное словосочетание. Наводящие вопросы не помогают.
Средний уровень – ребенок составляет словосочетание по наводящим вопросам (либо сам), самостоятельно подбирает рифму к придуманному словосочетанию.
Высокий уровень – самостоятельно составляет словосочетание и подбирает рифму к нему.
Диагностика в старшей группе.
Апрель
Цель: выявить умение детей связывать словосочетания (простые предложения) по смыслу между собой и умение соединять эти словосочетания в двустишия, четверостишия.
Материал: иллюстрация к любой сказке.
Инструкция к проведению: рассмотрев несколько иллюстраций к сказкам ребенок выбирает одну, составляет первую строчку, затем подбирает к ней следующую так, чтобы получился стишок и т.д.; ситуация обыгрывается.
Оценка.
Показатель – сочинение двустишия, четверостишия по иллюстрации к сказке.
Низкий уровень – ребенок не может составить словосочетание, не может подобрать рифму к словосочетанию составленным взрослым.
Средний уровень – ребенок составляет словосочетание по наводящим вопросам взрослого (либо сам), сочиняет двустишия.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно составляет словосочетание (простое предложение), сочиняет двустишия, четверостишия.
Диагностика в подготовительной группе.
Наблюдение воспитателем в течение всего учебного года в ходе кружковой работы по стихосложению.
Оценка.
Критерий – сочинение стихотворений с интересом, а также загадок, поздравлений; оформление детских книжек (самостоятельное); запись стихов осуществляется взрослым, либо детьми, умеющими писать самостоятельно.
Результаты диагностики каждой возрастной группы фиксируются в графиках, диаграммах. На основании полученных результатов планируется дальнейшая индивидуальная работа, как с детьми высокого уровня развития, так и низкого.
В диагностических картах группы используются условные обозначения высокого, среднего, низкого уровней. В младшей группе это красный ромбик (высокий уровень) и синий квадрат ( средний уровень), низкий уровень в этой возрастной группе не выставляется: – более трех слов; – менее трех слов.
В средней возрастной группе для выставления уровня развития ребенка используются рожицы с различными эмоциональными состояниями:
– активное участие, интерес, желание;
– с трудом выполняет задания, пассивен.
В старшей, подготовительной группах добавляется звездочка, которая отмечает определенные склонности к прозе:
– активное участие, интерес, желание;
– с трудом выполняет задания, пассивен;
– склонности к прозе.
Такое условное обозначение позволяет наглядно педагогу прослеживать уровни развития детей, занимающихся стихосложением.
Какие бы формы не выбрал педагог, главное, чтобы интересно было и родителям и детям в совместном творчестве, тогда и будет отличный результат в работе. (Приложение).