Термин «краеведение» включает в себя изучение природы, населения, хозяйства, культуры, истории какой – либо части страны. Наиболее массовая форма – школьное краеведение. Функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие музеи. Не всегда музеи активно сотрудничают со школами, поэтому я на своих уроках окружающего мира и внеклассных занятиях использую элементы краеведения. Краеведческий материал, по моему мнению, - это средство художественно-творческого развития учащегося. Так, происходит становление и развитие личности ученика, способного к восприятию, воспроизведению и развитию культуры общества, в котором он живёт.
При отборе краеведческого материала придерживаюсь следующих правил:
- доступность, понятность возрасту учащихся;
- факты должны быть яркими, эмоционально насыщенными;
- предоставить учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-либо теме или знакомому объекту;
- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
- вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе, городу);
- содействовать формированию патриотических чувств.
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно: в предложениях по русскому языку, в задачах по математике, в беседах по литературному чтению, в рисунках по изобразительному искусству, музыке, трудовому обучению.
Начиная с первого класса, я предлагаю ребятам на уроках окружающего мира элементы краеведения:
- географическое положение родного Воронежского края;
- животный мир и его богатство;
- растительный мир и его богатство;
- из истории города Борисоглебска;
- Борисоглебск на пороге третьего тысячелетия;
- известные люди города Борисоглебска;
- земляки – герои.
Дети имеют возможность самостоятельно выбирать тему для сообщения, доклада, мини-проекта, например, изучение своей семьи, рода («Моя родословная»); лекарственные растения родного края; художники города Борисоглебска…
Эффективно использовать элементы краеведения на тематических классных часах, экологических КВН-ах, викторинах.
Уместно оформлять краеведческий материал в виде презентаций или электронных методических пособий. Это способствует развитию компьютерной грамотности у учащихся.
Итогом всей краеведческой работы в начальной школе является участие в городской краеведческой викторине. Дети с увлечением готовятся и участвуют в ней, занимая призовые места.