Математика в мире профессий. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Показать важное значение математики в жизни человека, ее связь с разными профессиями.

Задачи:

  • Развивать интерес к разным профессиям; расширять кругозор учащихся;
  • Закреплять вычислительные навыки в решении примеров и задач;
  • Развивать логическое мышление, внимание, речь;
  • Воспитывать уважение к труду любой профессии.

Ход урока

1. Подготовительная работа.

2. Организационный момент.

I. Рассказ учителя о значении математики в жизни человека.

Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что просто не замечаем ее. А ведь с математики начинается все. Ребенок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слово “математика”, а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету кубиков, игрушек. Да и родители, готовя ребенку пищу, взвешивая его, приходится использовать математику, ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды надо приготовить для малыша, учитывая его вес.

В школе математических задач приходится решать очень много. Они не просто учат детей математике, определенным действиям, но и развивают познавательные процессы ребенка.

– Какие познавательные процессы развивает математика?

(Слушаем ответы учащихся: внимание, память, мышление, логика, речь.)

Занятия математикой, решение математических задач развивает личность, делает ее целеустремленнее, активнее, самостоятельнее.

И вот, казалось бы, окончив школу, думаем, что математика нигде не пригодится уже. Увы! Тут мы начинаем использовать ее все чаще: человек постоянно решает задачи, и не только математические. Сколько денег надо заработать, чтобы купить квартиру? Каким должен быть объем дома и сколько для этого надо кирпича? И тут на помощь придет математика. Она следует за человеком везде: дома, во время учебы в вузе, на работе, помогает решать задачи, делает жизнь намного удобнее. А самое главное, математика развивает человека, его процессы.

Математика – сложная наука, но ее понимание очень важно для вашего обучения, развития и для вашей будущей профессии.

II. Чтение отрывка из пьесы В. Коростылева и М. Львовского “Димка – невидимка”

Чтоб врачом, моряком,
Или летчиком стать,
Надо, прежде всего,
Математику знать.
А на свете нет профессийй,
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Математика.

3. Сообщение темы урока.

Сегодня я приглашаю вас в Страну Великих Мастеров, путешествуя по которой мы узнаем истории Мастеров, как благодаря их труду, мир наполняется теплом и светом. И может быть кто-то из вас поймет какая профессия станет для него главной в жизни, потому, что для каждого человека, она своя!

4. Работа над новым материалом.

I . Беседа о профессиях.

– Ребята, ка вы думаете, какая профессия самая интересная, самая творческая, самая лучшая на Земле?

(Ответы учащихся.)

– Думаю, что самую лучшую профессию определить сложно, и вы в этом со мной согласитесь. И так же сложно сказать, какие профессии самые нужные и на рынке труда будут самыми востребованными. Однако есть такие сферы, которые никогда не уступят, и всегда в эти сферы будут нужны люди. Это сфера питания, медицина, легкая промышленность, строительство, образование.

Эти сферы важны, так как людям надо чем-то питаться, лечиться, надо одеваться, где-то жить, а еще люди должны учиться и воспитывать детей. И вот давайте познакомимся с первым Мастером и его делом, а его дело “вкусное”. Чтобы этого Мастера отгадать, надо выполнить задание (на доске). Вычислить выражения и ответы записать в порядке возрастания.

В А П О Р
1016
+ 294
837
х    3
752
– 495
3200|5__ 94860|9__

(Самостоятельная работа учащимися с проверкой.)

– Это повар, правильно.

II. Профессия – повар.

Повар – мастер щей, борщей
И рагу из овощей.
Вкусный сварит он бульон,
Торт испечь сумеет он.

(Один ученик рассказывает о профессии повара.)

Профессия повара трудная, ему необходимо много знать, иметь хорошую память. Он должен хорошо знать математику, т.к. повару часто приходится рассчитывать время приготовления блюда, а также количество продуктов, необходимых для приготовления определенного числа порций. Повар должен быть внимательным. Чтобы блюдо, которое готовит повар, получилось вкусным ему необходимо следить за процессом его приготовления. Хороший повар должен обладать хорошей памятью, т.к. память позволяет запомнить сотни рецептов на все случаи жизни!

Современный повар работает на специально оборудованной кухне. И работа повара требует чистоты во всем. Поэтому у повара есть специальная одежда – поварской колпак, халат или фартук.

Задания:

  1. Самовар закипает за 30 минут. Кипятить в нем воду начали в 6 ч вечера. Когда можно будет пригласить гостей к столу?
    ( В половине седьмого вечера.)
  2. Яйцо варится 5 мин. Сколько необходимо времени, чтобы сварить 2 яйца?
    (15 минут.)

III. Профессия – врач.

Старинная русская пословица говорит “Добрый повар стоит доктора”.

– Почему так говорят? (Ответы учащихся.)

Правильно, от питания зависит здоровье человека. Питание в сухомятку, на бегу, а также однообразное питание, в котором не хватает витаминов и других полезных веществ, может привести к болезням. И тогда человек обращается к кому? (Ответ детей.)

Правильно, к врачам.

Врач – это второй Мастер, о труде которого мы поговорим на уроке.

Рассказ ученика о профессии врача.

Профессия врача очень трудная и очень древняя. Ей пять тысяч лет. В старину врачей считали волшебниками. Ведь самое дорогое, что есть у человека – это здоровье. А врачи вам в этом помогают. Врачи – это очень добрые люди. Они все время думают о нас, заботятся о нашем здоровье, следят, чтобы мы не болели. И чтобы стать врачом, нужно учиться в медицинском институте. И очень хорошо учиться, ведь от них зависит здоровье и жизнь людей. Врач должен много знать и уметь. Нужно уметь распознать болезнь у человека, нужно выбрать самые лучшие лекарства, и научить больного правильно себя вести, чтобы поскорее выздороветь.

Самое главное для врача – это любить и жалеть других людей и хотеть им помочь стать здоровыми. Врач должен быть очень хорошим человеком, веселым, дружелюбным.

– А еще у врачей есть предметы – помощники, без которых невозможно оказать людям медицинскую помощь. Назовите эти предметы! (Ответы учащихся: градусник, специальные палочки, шприц…)

– Я предлагаю вам назвать еще один медицинский инструмент, без которого любой врач не сможет обойтись.

А для этого надо выполнить задание:

954 361 871 452 807 1263 312 945 263
Т К Т С О С О А П

данные числа записать в порядке убывания. Каждому числу соответствует буква, сложив которые получите слово. (Дети выполняют задание в тетради, идет проверка.)

– Какое слово получилось? (Статоскоп.)
– Для чего нужен он?

IV. Профессия – строитель.

Продолжим наше путешествие в Страну Великих Мастеров. Следующий Мастер – это человек, чьи дома выдерживают ураганы, и даже землетрясения, дома так искусно построены, что будто пустили в землю корни.

– Что это за Мастер? Ответы учеников.)

Правильно, следующий Мастер – это строитель. (Рассказ учащегося о профессии строителя.)

Сколько существует человек, столько он нуждается в крове, и поэтому профессия строителя древнейшая, она связана с творчеством, созиданием. Строитель – одна из самых нужных профессий, ведь жизнь на земле без монтажников, каменщиков, маляров, плотников, сварщиков вообразить очень сложно. Любое здание от заказа до сдачи в эксплуатацию проходит долгий путь, в процессе которого работает немало людей строительных специальностей. Прежде чем воплотить какой-то проект нужно понимать, насколько он технологически возможен, надо просчитать все детали. Сметчики просчитают, какой материал потребуется для строительства, сколько и стоимость каждого из них. Дальше за работу берутся каменщики. Каменщик – это строительный рабочий, который возводит здания из строительных материалов. Кровельщики завершают строительство здания, они возводят крышу. Когда строение готово, за работу берутся маляры, штукатуры, монтажники. Они выполняют отделочные работы и проводят воду, электричество, связь. И вот здание готово к эксплуатации.

Строитель – нужная профессия, каждый ее представитель должен обладать хорошим глазомером, силой, ловкостью, большой ответственностью. В нашей стране День строителя отмечается 14 августа.

– А сейчас давайте решим задания, связанные с этой профессией.

  1. На земельном участке площадью 120 кв. м построили дом со сторонами 14 м и 6 м. Найти площадь незастроенного земельного участка.
  2. На строительном объекте работают 84 строителя, причем каменщиков на 24 человека больше, чем маляров. Сколько маляров и каменщиков работают на стройке?

Мы не плохо поработали, давайте немного отдохнем и поиграем…

Физминутка.

Игра “Не пропустите профессию”.

– Я буду называть слова, вы должны внимательно слушать. Всякий раз, когда среди слов услышите название профессии, вы должны присесть.

Слова: лампа, водитель, ножницы, карандаш, швея, пекарь, листок, терпение, парикмахер, шутка, экономист, пожарный, речь, президент, компас, память, музыкант, внимание, геолог, чертежник.

Игра “Назови предметы”.

– Я называю профессию, а вы должны назвать предметы, относящиеся к этой профессии. (Игра с мячом; передают мяч после называния предмета другому.)

V. Профессия – портной.

А сейчас я предлагаю распутать клубок ниток, в этом нам поможет знание таблицы умножения.

Каждому примеру соответствует буква. Решили пример, перевернули букву.

Сумев распутать клубок, мы сможем узнать, еще об одном Мастере. (Дети решают примеры на доске устно: )

8х3 24:4 6х3 18:2 9х4 36:6 6х8
П О Р Т Н О Й

– Какая профессия получилась? Правильно, следующий Мастер – это портной.

Рассказ о профессии портного.

Со времен появления человека, появилась и одежда, ведь надо было во что-то одеваться. Одежда – самый популярный предмет быта, с ней связана мода. Развитие моды – это стремление к новому. И больше всего на пути модникам и модницам помогают люди, сделавшие иголку и нитку своей профессией – это портные. Профессия портного нужная.

Отлично сшитый костюм, изящное платье, оригинальное пальто и множество других изделий мужской, женской и детской одежды – все это результат умелых рук портного.

На производстве есть две специальности, связанные с этой профессией – это закройщик и сам портной. В обязанности закройщика входит выбрать фасон будущего изделия, снять мерки с клиента, изготовить лекала для раскроя, выполнить само раскраивание. И затем за работу берется портной. К нему ткать попадает в раскроенном виде, и он стачивает все детали одежды. Так и рождается модный шедевр.

Профессиональная деятельность портного требует внимания, аккуратности, творческого воображения, умение общаться с людьми. И самое большое удовольствие для портного – смотреть на красиво одетых людей, видеть их счастливые лица и считать себя творцом этой красоты.

Сейчас мы решим задачу об этой профессии.

Задание:

Из 27 м ткани можно сшить 9 платьев. Сколько потребуется ткани на 14 таких платьев?

VI. Профессия – учитель.

Отгадайте загадку, о ком она?

Когда приходите в свой класс,
Она встречает первой вас,
Она добра, хоть и бывает строгой
В мир знаний открывает вам дорогу

– О какой профессии эта загадка? Правильно, это учитель. Учитель – очень важный человек в жизни каждого из нас. Он помогает сделать самые первые, самые трудные шаги по “лестнице знаний”. Каждый человек вместе с учителем учится читать, писать, считать.

Рассказ о профессии учителя.

Профессия учителя – это важная профессия. В жизни каждого человека есть первый учитель, который не только учит, читать, писать, считать, но и воспитывает вас, он – друг и советник.

Для того, чтобы получить профессии учителя, необходимо окончить педагогический институт. Хороший учитель не только сам много знает, но еще умеет правильно передать свои знания детям. Знает, как сделать так, чтобы ученик не отвлекался, чтобы ему было интересно на уроке.

Работа учителя трудная, потому что именно учитель дает первые знания будущим космонавтам, ученым, капитанам и людям других профессий.

5. Подведение итогов.

Наше путешествие по Стране Великих Мастеров подходит к концу.

– О каких профессиях мы сегодня говорили?

Сегодня мы вспомнили лишь крошечную часть всех, существующих на Земле, профессий. Перечислять все сферы деятельности человека можно бесконечно. И среди множества профессий человек выбирает себе ту, которая близка ему по духу. Можно быть кем угодно, но самое главное, что в любой профессии нужно иметь доброе сердце, терпение и стараться своим трудом приносить радость окружающим. Все профессии важны и нужны обществу!

(Оценивание работ учащихся.)

Урок окончен.