Аэрофотоснимки и космоснимки земной поверхности. 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели урока
Образовательные: 1.Познакомиться с различными видами снимков Земли и научиться распознавать их
Развивающие: 1.Развивать умение распознавать, изучаемые объекты на фотографиях, анализировать и сравнивать их, а так же продолжить развивать умения работы с глобусом
Воспитательные: Способствовать формированию экологического мировоззрения, информационной компетентности учащихся.

Оборудование: глобус, компьютер,  геоинформационная программа Google Планета Земля, мультимедийный проектор и параллелей.

Методы ведения урока:
репродуктивный, практический.

Формы ведения урока: беседа, практическая работа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Тип урока.
Изучение нового материала.

Ход Урока.

1. Организационный момент. (2 мин)
Здравствуйте ребята! Я рада нашей с вами встрече. Тема нашего сегодняшнего урока: «Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки
Давайте вспомним с какой моделью нашей планеты мы  познакомились? (глобус- уменьшенная объемная модель Земли). А что мы уже умеем? (определять географические координаты).Сегодня вы познакомитесь с плоскими изображениями Земли- космо и аэроснимками, и научитесь работать с ними.(слайд 1 )

 2. Проверка домашнего задания
Но сначала повторим ранее изученный материал.
Индивидуальные задания получают 4 ученика.( Работа с глобусом по карточкам.  Приложение 1), а в это время мы с вами побеседуем, и  в ходе нашей беседы разгадываем кроссворд : «Градусная сеть»
Итак, кто первый предложил наносить на изображения земной поверхности условные линии- параллели и меридианы. (Эратосфен – древнегреческий ученый).
А теперь обратим внимание на кроссворд. (Приложение 2)
По горизонтали. 1. Окружность, проведенная параллельно экватору.(параллель)
По вертикали. 1. Полуокружность, проведенная через полюса (меридиан)
Вспомните на какие стороны горизонта указывает параллель и меридиан (параллель показывает направление с  Зна В, меридиан с С на Ю).
2 по горизонтали: Самая большая параллель.
Вспомните как называется начальный меридиан, и почему он носит такое название? ( Нулевой)
На какие полушария два полушария  делит экватор и нулевой меридиан Землю? (экватор С и Ю, нулевой- Западное и Восточное)
По вертикали 2. Как называется сеть состоящая из условно пересекающихся линий- параллелей и меридианов, которые нанесены на глобус и карту . (градусная)
Определите по картам атласа через какое число градусов нанесена сеть на физической карте полушарий. (через 10 либо 20 градусов).
Сколько параллелей меридианов можно провести через одну точку? (1 параллель и один меридиан)
По горизонтали 3. Расстояние к северу или к югу от экватора выраженное в градусах (широта)
По вертикали 3. Расстояние к западу или к востоку от нулевого меридиана, выраженное в градусах.
По горизонтали 4: Величина, которая показывает, во сколько раз расстояние на глобусе уменьшены по сравнением с реальным.( масштаб)
4 по вертикали: Уменьшенная объемная модель Земли (глобус)

3. Изучение нового материала.
3.1.Рассказ учителя с элементами беседы.  Тема сегодняшнего урока: « Цель урока. План урока»  (СЛАЙД1-3). 
3.2. Мы познакомились с одной из моделей Земли- глобусом. Однако использование его для решения большинства практических задач неудобно. Главное достоинство глобуса-объёмность - это и его недостаток. Для получения очень подробного изображения земной поверхности глобусы должны быть огромных размеров. Поэтому чаще всего люди используют плоские изображения поверхности Земли. Как лучше всего его получить? Надо сфотографировать Землю сверху. Землю фотографируют с самолетов, с орбитальных станций, дирижаблей.  (СЛАЙД 3-10). Рассказ о летательных аппаратах, и видах съемки.
3.3. Географические объекты на космических и аэрофотоснимках представлены в непривычном для нас виде. Давайте сравним особенности изображения местности на глобусе и космоснимке. (СЛАЙД 11, 12). Работа в парах.(Приложение 3)
Особенности изображения острова Мадагаскар

Особенности изображения На глобусе Космоснимок
1. Вид сверху + +
2. Изображены все предметы, видимые сверху + _
3. Изображены только важные предметы местности + _
4. Предметы изображены так, как они выглядят в действительности _ +
5. Предметы изображены условными знаками + _
6. Имеются буквенные и цифровые обозначения + _
7. Можно точно узнать расстояние + _

Если вы согласны с утверждением поставьте +. Небольшой вывод.
 3.4. (СЛАЙД-14) Съемка земной поверхности с самолетов позволяет получить подробное изображение всех деталей местности. Космические снимки делают со спутников, движущихся по орбитам вокруг Земли, С помощью программы Google Планета Земля, посмотрим как выглядят наша планета, в частности наш микрорайон. (СЛАЙД-13). Рассказ о геоинформационной программе Google Планета Земля. (Переключаемся на о геоинформационную программу Google Планета Земля.) Рассматриваем как выглядит наш микрорайон с борта самолета, летящего на высоте 7.4 км, и с борта МКС (высота 351км).
3.5. С летательных аппаратов   делаются снимки Земли. От высоты, над которой летит спутник либо самолет, зависит охват снимаемой территории и масштаб снимков. Чем выше от Земли летают спутники, тем меньше масштаб снимков и детальность их изображения. (СЛАЙД -15)
Давайте посмотрим как выглядит наш микрорайон снятый:
-дирижабля летящего на максимально допустимой высоте 2500 м
- с борта самолета ИЛ-14 летящего на высоте 7400 м,
-со спутника серии «Дон» находящийся на высоте 306 ,
-с борта метеоспутника «Метеор» находящегося на высоте 625 км
-с борта МКС 351 км.
Посмотрите как выглядит наш микрорайон с предельно низкой высоты, снимок сделан с вертолета, пролетавшего над нашим микрорайоном на предельно низкой высоте. (СЛАЙД 15-21)
В нижней панели высвечивается высота камеры над земной поверхностью
Все эти аппараты поднялись на предельную высоту, у каких аппаратов изображение получится более крупномасштабным, а у каких более мелкомасштабным? Выпишите летательные аппараты  в порядке убывания детальности и масштабности снимков, полученных этими аппаратами. (Приложение 4) ( на магнитной доске прикрепить летательные аппараты в нужном порядке)
3.6. Распознавание объектов на снимке называют дешифрованием. Давайте попробуем распознать основные объекты нашего микрорайона. В программе Планета Земля, я буду метками указывать основные объекты (МОУ СОШ 24, Почта, детский сад, 26 ЦНТИ). (Если есть возможность можно посадить каждого ребенка за компьютер.)
3.7. По мимо нашей планеты существуют  снимки других планет например-Марс. Что мы можем сказать о планетах, посмотрев на их космоснимки. (СЛАЙД 22, если интернет подводит). Переключаемся в Google Планета Земля на изображение Марса.
Давайте сравним как выглядят эти планеты на снимках из космоса. (Приложение 5)

Характеристика планеты Марс Земля
Цвет планеты    
Однородность цвета    
Видны ударные кратеры    
Ледниковые шапки    
Вулканы    
Пустыни    
Долины    
Океаны    
Крупные участки суши    
Речные системы    

Небольшой вывод.
3.7. Закрепление.  Сегодня мы с вами познакомились с плоскими изображениями нашей планеты. На  базе этих изображений делают планы, географические карты, с которыми мы познакомимся на следующем уроке.
3.8. Рефлексия
3.9. Домашнее задание: пар. 9.

Презентация