Умножение положительных и отрицательных чисел. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


 «Знание – это набор фактов. Мудрость – умение их использовать»

Цель урока: 1) выведение правила умножения положительных и отрицательных чисел; способы применения этих правил в простейших случаях;
2) развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
3) поиск различных способов и методов решения практических задач;
4) составить мини – проект. Информационный бюллетень.

Оборудование: модель термометра, карточки для взаимотренажера, проектер.

Ход урока

Приветствие. Узнать какую новую тему мы рассмотрим сегодня, нам поможет устный счет. Вычислите примеры, ответы замените буквами, используя «число – буква».

Слайд №1    Немного подумайте

Слайд №2                          Кто это?

Индийский математик Брахмагупта, живший в VII веке, положительные числа представлял как «имущества», отрицательные числа как «долги».
Правила сложения положительных и отрицательных чисел он выражал так:
«Сумма двух имуществ – имущество»:

«Сумма двух долгов есть долг»:

А мы узнаем правило после того, как рассмотрим тему «Умножение отрицательных и положительных чисел»
Ваша задача научиться умножать положительные и отрицательные, а также перемножать отрицательные числа.
Мы составим мини – проект.
Мини-проект.
 Информационный бюллетень
«Умножение положительных и отрицательных чисел»

Работа в группах (4 группы). (Действие помещаем в математический тренажер)

Задача 1 (1 группа)
Температура воздуха понижается каждый час на два градуса. Сейчас термометр показывает ноль градусов. Какую температуру он покажет через три часа? Изобразите это на координатной прямой. Приведите подобные примеры. Сделайте вывод и обобщите.
Решение: Так как сейчас температура ноль градусов и за каждый час она понижается на 2 градуса, то за 3 часа она будет равна -6,
(-2)·3=-(2·3)=-6

Задача 1 (2 группа)
Температура воздуха понижается каждый час на два градуса. Сейчас термометр показывает ноль градусов. Какую температуру воздуха показывал термометр 3 часа назад? Изобразите это на координатной прямой. Сделайте вывод.
Решение: Так как температура каждый час понижается на два градуса, а сейчас ноль градусов, то 3 часа назад она была равно +6.
(-2)·(-3)=2·3=6

Задача 1 (3 группа)
Фабрика выпускает в день 200 мужских костюмов. Когда стали выпускать костюмы нового фасона, расход ткани на один костюм изменила на -0,4 м2. На сколько изменился расход ткани на костюмы за день?
Решение: Это значит, что расход ткани на костюмы за день изменился на – 80.
(-0,4)·200=-(0,4·200)=-80.

Задача 1 (4 группа)
Температура воздуха понижается каждый час на два градуса. Сейчас термометр показывает ноль градусов. Какую температуру воздуха показывал термометр 4 часа назад?
Решение: Так как температура каждый час понижается на два градуса, а сейчас ноль градусов, то 4 часа назад она была равна +8, то есть
(-2)·(-4)=2·4=8

Выводы (учащиеся  информацию заносят в макет информационного бюллетеня).

Слайд №4  Хорошенько подумайте

Первичное осмысление и применение изученного.
Работа с таблицей у доски и на местах (используя макет информационного бюллетеня).

Повторяем правило (вопросы задают ученики).
Работа с учебником:

  • 1 ученик: №1105 (ж, з, и)          2 ученик: №1105 (к, л, м)
  • № 1107 (работаем по группам) 1 группа: а), г);

  2 группа: б), д);
3 группа: в), г).
Физкультминутка (2 мин.)
Повторяем правило на уравнение положительных и отрицательных чисел.

Слайд №5     Задача 2

Задание 2 (всем группам одинаковое).

Примените переместительное и сочетательное свойство, выполните произведение нескольких чисел и сделайте  вывод:

Если число отрицательных множителей четное, то произведение – число _?_

Если число отрицательных множителей нечетное, то произведение – число _?_

Занести ещё одну информацию в макет информационного бюллетеня.

Слайд №6                     Правило знаков.

Определите знак произведения:
1) «+»·«-»·«-»·«+»·«-»·«-»
2) «-»·«-»·«-»·«+»·«+»·
·«+»·«-»·«-»
3) «-»·«+»·«-»·«-»·«+»·«+»·
·«-»·«+»·«-»·«-»·«+»

Итак, пройдемся по всему бюллетеню и повторим правила применение их к решению заданий по карточки.
Тренажер (4 варианта).

Проверь себя.
Ответы к карточкам.

  1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант
1) 18 20 24 18
2) -20 -18 -18 -24
3) -24 16 24 18
4) 15 -15 1 -2
5) -4 0 -5 0
6) 0 2 2 -5
7) -1 -3 -1,5 -3
8) -0,8 -3,5 -4,8 3,6
 

9)

 

-1

Слайд №7        Консультанты проставят баллы в оценочный лист.
Рефлексия.
Что помогло в работе?  Информационный бюллетень.
Оцените свои знания. Как мы сегодня поработали.
Д/З. 1. Я продавец, вы благодарные покупатели.
«5»                                      «4»                                           «3»
№1132, 1150;                № 1128(г, д, е), 1132;           №1127(а - г), 1128(а, б, е)
2. Повторяем правило п. 35, используем информационный бюллетень.

Презентация

Приложение