Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
- Сформировать представление о действии деления, раскрыть его смысл и взаимосвязь с действием умножения, познакомить с соответствующей терминологией и символикой.
- Рассмотреть частные случаи деления и составить таблицу деления на 2.
- Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, интерес к математике.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал:
- Компьютерные слайды.
- Эталоны для самопроверки.
- Алгоритм проверки действия деления умножением.
- Иллюстрации, орехи.
План урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности (2минуты).
Цель: 1. Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. 2. Определить содержательные рамки урока.
2. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности (6 минут).
Цель: 1. актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить название ранее изученных математических действий (сложение, вычитание, умножение); повторить алгоритмы выполнения обратной операции и проверки сложения вычитанием, а вычитание сложением. 2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогии, обобщение. 3. Зафиксировать необходимость введения действия, обратного делению умножения.
3. Постановка проблемы (3 минуты).
Цель: 1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость нового математического действия. 2. Согласовать цель и тему урока.
4. Проектирование и фиксация нового знания (10 минут).
Цель: 1. Организовать коммуникативное взаимодействие для введения понятия действия деления. 2. Зафиксировать новый способ действия в знаковой и вербальной форме.
5. Первичное закрепление во внешней речи (6 минут).
Цель: Зафиксировать действие деления в громкой речи.
6. Самоконтроль с самопреверкой по эталону (7 минут).
Цель: Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.2. Проверить умение выполнять действие деления как обратное действию умножения.
7. Включение в систему знаний и повторение (6 минут).
Цель: Треноровать способность к делению на 2 при решении задач.
8. Рефлексия учебной деятельности (3 митуты).
Цель: 1. Оценить результаты собственной деятельности.2. Согласовать дамашнее задание.
Ход урока.
Ι. Самоопределение к учебной деятельности (2 минуты).
Цель: 1. Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством
создания эмоциональной обстановки.
2. Определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Урок математики.
- К нам на урок пришел Смайлик.
Он приглашает нас в путешествие по зимнему лесу.
- Вы хотите отправиться в путешествие?
- Ах, как красиво!
- У Смайлика есть для нас вопросы:
- Над какой большой темой вы работали на предыдущих уроках? (Над темой «Умножение»).
- Чему вы научились? (Научились заменять сложение одинаковых чисел действием умножения).
- Какие математические действия вам известны? (Сложение, вычитание, умножение).
- А как вы думаете, могут в математике существовать еще какие-либо действия? (Наверное).
- А хотите узнать? (Да.)
- Сегодня мы попытаемся это выяснить.
ΙΙ. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности (6 минут).
Цель: 1. Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить название ранее изученных математических действий (сложение, вычитание, умножение); повторить алгоритмы выполнения обратной операции и проверки сложения вычитанием, а вычитание сложением.
2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогии, обобщение.
3. Зафиксировать необходимость введения действия, обратного делению умножения.
Организация учебного процесса на этапе ΙΙ.
1. Задачи в стихах.
- Соберем наше внимание:
(задачи на умножение на 2)
Носил орехи бурундук,
По два за каждою щекой.
Насыпал доверху сундук-
Не будет голоден зимой.
Сколько орехов за один раз приносил бурундук?
2х2=4
Дарит бабушка – лисица
Трем внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте»
Сколько всех, пересчитайте?
3х2=6
Мышка зерна собирала,
По два зернышка таскала.
Принесла девятый раз
Каков мышки стал запас?
2х9=18
- Ой, чьи это следы?
-Зайка так весело умеет прыгать, вот посмотрите.
- У вас на столе лежит лист.
Помогите зайке допрыгать до конца луча.(На числовом луче на доске отметить числа через 8)
- Мы, кажется, заблудились, впереди три дороги по какой же идти?
Давайте решим цепочки, числовой луч закончился на 80 значит наша дорога должна начинаться с 80.
- Посмотрите на снегу снова следы.
Чьи они?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
пушистый хвост- краса
Кто она?(Лиса)
- Ох и хитрая лисичка, посмотрите приготовила нам задание.
- Что общего в записях? (неизвестен объект операции)
- Как найти неизвестный объект операции? (надо выполнить обратную операцию)
- Напишите операции обратные данным. (-7, +9, -36).
- Какая операция обратна сложению.(Вычитание).
- А вычитанию? (Сложение).
8 16 24
- Что интересного заметили в ответах.(Числа увеличиваются на 8, счет идет через 8)
- Придумайте задачу, используя данные числа. (Дети составляют задачи)
- Какие операции использовали.
- Какое действие обратно действию сложения?
- Какое действие обратно действию вычитания?
- Мы вышли с вами на зимнюю поляну.
- Рассмотрите рисунок и придумайте по нему задачу.
На одном дереве сидело 8 птиц. Сколько птиц на трех таких деревьях?
-как будем решать задачу.
8х3=24
-что значит 8 умножить на 3 (это значит найти сумму трех слагаемых, каждое из которых равно 8)
ΙΙΙ. Постановка проблемы (3 минуты).
Цель: 1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость нового математического действия.
Согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе ΙΙΙ.
- А теперь составьте и решите обратную задачу.
- Почему все решали по-разному?
- Чем эта задача отличается от предыдущих?(В ней надо выполнять действия, обратное умножению, а мы не знаем, какое?)
- Какая операция обратная умножению?(Раскладывание поровну, деление и т.д.).
- Кто знает, как записать действие деление?(Двумя точками)
- Как вы думаете какова цель нашего урока?(Научиться делить поровну)
- Какая тема сегодняшнего урока?(Деление)
- Как часто в жизни вам приходилось выполнять деление поровну? Приведите примеры.
ΙV. Проектирование и фиксация нового знания (10 минут).
Цель: 1. Организовать коммуникативное взаимодействие для введения понятия действия деления.
2. Зафиксировать новый способ действия в знаковой и вербальной форме.
Организация учебного процесса на этапе ΙV.
1.Работа в парах.
- Посмотрите на снегу снова следы
Чьи они?
- У вас на партах 32 орешка. Их надо разложить поровну между четырьмя белочками.
- Как будете решать такую задачу? (Раскладывать в 4 кучки по одному, перебрать кратные чисел по числовому лучу, воспользоваться таблицей умножения)
- разложив 32 ореха на четверых, вы видите, что в каждой части по…(8 ор.). Так что же значит - разделить?(Отсюда следует, что разделить на равные части- это значит найти число предметов в каждой части.)
- Как это решение записать? (32:4 =8)
- Удобно ли каждый раз при делении раскладывать предметы на кучи?(Нет, это долго, предметов может быть много, предметы могут быть очень большими).
- Какое действие напоминает деление, для какого оно может быть обратным?(Умножение. Деление- это действие, обратное умножению).
- Значит, как мы можем проще выполнить деление?(Воспользоваться таблицей умножения).
Физминутка (музыкальная).
- Отдохнули, пора за работу!
- Какое действие обратно действию умножения?(Деление).
- В учебнике на стр.90 в №1 вы видите, что рисунки для двух обратных задач одинаковые. Значит, какие операции здесь надо выполнить?(Обратные)
- При делении 8 орехов на 4 части получается число 2, которое при умножении на 4 дает 8.
(Знак < = > используют в математике для обозначения равносильных предложений, т.е. предложений, выражающих одно и то же).
V. Первичное закрепление во внешней речи (6 минут).
Цель: Зафиксировать действие деления в громкой речи.
Организация учебного процесса на этапе V.
Решение№2, стр. 90.
VΙ. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (7минут).
Цель: 1. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
2.Проверить умение выполнять действие деления как обратное действию умножения.
Организация учебного процесса на этапе VΙ.
- Как связаны между собой операции умножения и деления?(Чтобы разделить число а на в, надо подобрать такое число с, которое при умножении на в дает а).
Вывод, полученный детьми, проговаривается вслух и распространяется на все случаи деления. Этот эталон дается на доске. Аналогичный вывод читаем в учебнике и проговариваем вслух.
VΙΙ. Включение в систему знаний и повторение (6 минут).
Цель: Тренировать способность к делению на 2 при решении задач.
Организация учебного процесса на этапе VΙΙ.
- Составление таблицы деления на 2. (с.91, №4).
2 х 2 = 4 4 : 2 = 2
2 х 3 = 6 6 : 2 = 3 6 : 3 = 2 и т.д.
- Что замечаете?(Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель).
- Решение задач №5 по вариантам.
VΙΙΙ. Рефлексия учебной деятельности (3 минуты).
Цель: 1. Оценить результаты собственной деятельности.
2. Согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе VΙΙΙ.
- Рефлексия.
- Какая была перед нами цель? (Научиться делить)
- Что такое деление? (Действие обратное действию умножения.)
- Какую формулу деления вывели? (а : в = с, т.к. с х в=с)
- Оцените свою деятельность на уроке.
- Кто хорошо понял, что такое деление, кто старательно и успешно работал, оцените, на сколько вы продвинулись за время урока. У каждой белки по 8 орехов. Нарисуйте своей белке из 8 орехов столько, на сколько вы оцениваете свой успех на сегодняшнем уроке.
- Домашнее задание.
- Придумайте свою задачу на деление, сделайте к ней рисунок, составьте схему и запишите равенства по эталону в учебнике на стр.91.
- Желающим предлагается выполнить задание С. 91,№7.