Программа нравственно-патриотического воспитания для детей с ограниченными возможностями от 3 до 7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это:
-любовь к родным местам, своим родителям;
-гордость за свой народ;
-ощущение своей неразрывности с окружающим миром;
-желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Цель: развитие у детей потребности совершать добрые дела и поступки, формирование таких качеств, как сочувствие, находчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность, чувство собственного достоинства.

Программа включает в себя целый комплекс задач:

  1.  Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, городу, улице.
  2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
  3. Воспитание уважения к труду.
  4. Развитие интереса к русским традициям и народным промыслам, истокам русской культуры.
  5. Формирование элементарных знаний о правах человека.
  6. Освоение социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
  7. Развитие нравственно-патриотических качеств: гордость, гуманизм, глубокое уважение к стране, народу, российской символике.

Методы и приемы воспитательно-образовательного процесса:

  • игровые
  • поисково-исследовательские
  • проблемные
  • воспитывающие ситуации

Формы работы с детьми :

- групповые занятия
- индивидуальные занятия
- подгрупповые занятия
- чтение художественной литературы
- просмотр видеофильмов
- игровая деятельность ( сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, режиссерская игра, подвижные игры.)
- проведение праздников ( развлечений)
- проведение познавательно-развлекательных мероприятий (конкурсов, КВН, викторин)
- вставки детского творчества
- этические беседы с детьми
- рассматривание фотографий, иллюстраций
- организация спортивных мероприятий
- организация экскурсий

Работа с детьми по данному направлению строится на следующих принципах:

  • Принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»
  • Принцип индивидуального и личностного подхода.

Учебно- тематический план.

Тема Количество часов В том числе практических занятий
1. Моя семья 1 1
2. Это Я. Мои друзья. 1 1
3. Наши праздники. 1 1
4. Мой город. 1 1
5. Наша Родина – Россия. 1 1
6. Наши защитники. 1 1
7. Знакомство с профессиями 1 1
8. Родная природа. 1 1
  Итого 8 8

Содержание программы.

1 раздел – Развитие речи.

  • Чтение сказок, произведений русских писателей и поэтов;
  • Знакомство с малыми фольклорными жанрами ( потешки, песенки, считалки, потягушки, пестушки, дразнилки, поговорки, прибаутки);
  • Составление описательных рассказов;
  • Разучивание стихотворений;
  • Обогащение словарного запаса детей

2 раздел – Изобразительная деятельность

  • Знакомство с народно-прикладным творчеством
  • Рассматривание иллюстраций, репродукций
  • Знакомство с традициями народа
  • Просмотр видеофильмов « Зарисовки родной природы »

3 раздел - Музыкальная деятельность

  • Слушание произведений русских композиторов
  • Разучивание танцевальных и хороводных движений
  • Знакомство с музыкальным фольклором – припевки, прибаутки, частушки

4 раздел – Физическое развитие

  • Знакомство с играми разных народов
  • Знакомства с играми уральского региона
  • Разучивание русских народных игр
  • Разучивание народных считалок, речевок

5 раздел – Ознакомление с окружающим, ознакомление с природой

  • Знакомство с народными праздниками
  • Народный календарь ( времена года – приметы, поговорки)
  • Знакомство с родным городом, районом
  • Животные и растения Урала
  • Особенности национальной культуры

Программное содержание по тематическому планированию.

Тема Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Моя семья Беседовать с детьми о членах семьи, подчеркивать их заботу друг о друге.
Дать детям представление о том, что такое семья.
Учить называть своих ближайших родственников.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать)
Формировать интерес к своей родословной. Рассматривать фотографии родственников, рассказывать о своей семье. Помочь ребенку увидеть внешнее сходство с родителями и другими родственниками.
Это Я.
Мои друзья
 Воспитывать и развивать образ Я.
Помогать детям, осознавать себя.
Знать свое имя, фамилию. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам. Объяснять, что нельзя драться и обижать других детей.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Привычку играть, заниматься сообща. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.
Учить детей заботиться о младших, помогать им.Формировать такие качества как отзывчивость, сочувствие.
Наши праздники Приобщать детей к праздничной культурой русского народа. Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях. Расширять представления о народных праздниках. Знакомить с народными традициями и обычаями.
Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам.
Мой город Учить называть родной город. Побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни, любимые места детей. Расширять представления о родном крае, городе.
Продолжать формировать интерес к « малой Родине»
Познакомить с достопримечательности родного города. Познакомить с произведениями родного края , писателями родного края.
Наша Родина - Россия Формировать элементарные представления традициях края.
Воспитывать любовь к родному краю. Рассказать о самых красивых местах родного города.
Поддерживать интерес к событиям, происходящим в стране. Углублять представления о Родине- России. Закреплять представления о флаге, гербе, гимне. Рассказать детям о том, что Москва- главный город, столица нашей Родины.
Наши защитники Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину.
Знакомство с некоторыми родами войск.
Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
Знакомство с профессиями Продолжать знакомить с профессиями (медицинская сестра, повар, воспитатель) Расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества. Формировать интерес к людям новых профессий.
Учить оказывать помощь взрослым.
Родная природа Формировать у детей интерес к явлениям природы. Учить определять состояние природы.
Дать начальные представления о приспособленности растений и животных к среде обитания.
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Расширять представления детей о различных природных объектах, о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.
Объяснять экологические зависимости.

 

Тема Ознакомление с окружающим Изобразительная деятельность Игровая деятельность Ознакомление с художественной литературой Музыкальная деятельность Физическое воспитание
Моя семья

Составь рассказ на тему: «Самая лучшая мама на свете »
« Моя любимая
мама »
« Как мы проводим выходные дни »
Фотоальбом « Где мы отдыхали летом »
Беседа на тему: « Мой дом, моя семья»

Рисование « Моя семья»
Конструирование « Подарок маме »
Выставка работ « Семейная фотография»

Сюжетно-ролевая игра « Семья »
«День рождения мамы»
«В гостях»

В.Брюсов « Колыбельная »
С.Черный « Когда никого нет дома »
А.Костецкий «Дай, бабуля, поцелую…»
Е.Трутнева
Л.Квитко

В.Иванников « Самая хорошая »
М.Парцхаладзе « Песенка про бабушку »
А.Александрова « К нам гости пришли »

« Дружные ребята »- подвижная игра
Подвижная игра «Нам не тесно»
Игра- драматизация «Найди свою маму »

 Это Я
Мои друзья

Беседа
« Я и мое имя »
« Как меня ласково называют дома »
Занятие «Что я больше всего люблю делать»
Минутка вежливости « Урок дружбы »
Ситуации: « Давайте познакомимся»
«Как меня зовут»
«Познакомься друг с другом»

Рисование «Моя любимая игрушка »
Рисование «Мой лучший друг»
«Как мы любим играть »
Аппликация « Друзья»

Сюжетно- ролевая игра « День рождения »
«В гостях»
Игра-драматизация « Угощение»
«Мы ждем гостей»
«Узнай себя»
Дид.игра»Мальчик или девочка»

А.Барто « Игрушки»
С.Михалков
« Я расту »
И.Токмакова « Мне грустно… »А.Кузнецова» Подружки »

Слушание:
П. Чайковский
« Болезнь куклы », «Новая кукла »

Р.н. игра « Лавата »
«Если нравится тебе, то делай так»
Игры состязания для мальчиков «Рыцарский турнир»
«Кто сильнее»
Под.игра « Нам не тесно»

Наши праздники

День рождения
Новый год
Масленица
Рождество
Мамин день
День Победы
23 февраля

Аппликация « Подарок маме »
Рисование « Нарядная елочка »
« Что мне больше всего понравилось на празднике»
Рисование « Портрет Деда Мороза »

Сюжетно - ролевая игра « Приглашаем на День рождения »
Дид. игра «Что бывает в Новый год »

Н.Рубцов « Какие бывают подарки »
Е.Воробьев « Обрывок провода »

Песни :
Е.Тиличеева.Е.Шманова « Елка »
В.ГерчикЗ.Петрова « К нам приходит Новый год »
Ю.Гурьева С. Вигдоров
« Мамин праздник »
М. Парцхаладзе « Праздник Победы »

« Гори, гори, гори ясно»
« Два Мороза»
«Ледяные ворота »
«Поймай снежок»
«Заморожу»
«Зайцы и лиса»
« Снежинки »

Мой город

Экскурсия по городу
Экскурсия в музей камня
Видеоряд- док. фильм « Наш Екатеринбург »
Фоторяд – любимые места родного города
Беседа на тему : « Мой город »

Конструирование « Улицы нашего района»
Рисование « Вечерний город »
« Дома на нашей улице »

Сюжетно-ролевая игра « Путешествие по городу »
Дид. Игра « Узнай по описанию »

П.Бажов « Серебряное копытце »
«Огневушка-Поскакушка»
«Голубая змейка»
«Хорзяйка Медной горы»
Д. Мамин- Сибиряк – сказки
«Серая шейка»
Стихи Е. Хоринской

Е.Радыгин
« Если Вы не бывали в Свердловске »
« На лугу у ворот … »
р.н.п. « Во поле береза стояла »

Наша Родина – Россия

Беседа « Москва – столица нашей Родины »
Беседа « Мои соседи »
Занятие « Знакомство с гербом, флагом, гимном России »

Рисование « Русский национальный костюм»
Рассматривание произведений искусства В. Васнецов « Аленушка»,
« Богатыри »
« Иван Царевич на сером волке »

С/р игра « Путешествие по России »
Дид. игра « Узнай город »

Сказки разных народов

Слушание:
Ю.Чичков « Ромашковая Русь »
М.Мусоргский
« Рассвет на Москва-реке »
Песни:
Ю.Чичков
К.Ибряева
«Здравствуй, Родина моя »
Русские посиделки.
« Ромашковая Русь»
« Незабудковая гжель»
« Палех»
« Свирель и рожок »

Русские народные игры.
Игры разных народов.

Наши защитники

Беседа « Наши защитники »
Рассматривание картин из серии « Защитники Родины »

Конструирование « Подарок папе »
Рисование « Пограничник с собакой »

Сюжетно- ролевые игры:
Моряки
Пограничники
Летчики
Танкисты

Былины: Илья Муромец, Добрыня Никитич
С.Алексеев « Первый ночной таран »

Слушание:
С.Прокопьев « Марш »
Пение :
М. Парцхаладзе « Брат – солдат »

П.игра «Самолет »
«Чье звено скорее соберется»

Знакомство с профессиями

Наблюдение за работой:

  • повара
  • дворника
  • мед.сестры
  • врача
  • пом. воспитателя
  • Составление рассказов по картинам из серии « Профессии », ознакомление с профессиями:
  •  пожарные
  • милиция
  • продовец
  • парикмахер

Рисование « Кем я хочу быть »
« Красный, желтый, зеленый »

« Космос »
« Как я помогаю дома »
« Не мешайте мне трудиться »
Конструирование атрибутов к сюжетно-ролевым играм

Сюжетно-ролевые игры:
Парикмахерская
Прачечная
Магазин
Больница
Дид. Игра « Профессии »

Р.н.с. « Семь Симионов, семь работников »
Е. Благинина « Не мешайте мне трудиться»

В.А. Моцарт « Веселый крестьянин »

Р.н. игра « Земелюшка – чернозем »

Родная природа

Циклы занятий: - Дикие животные -Домашние животные
- Растения нашего края
- Перелетные птицы
- Зимующие птицы
- Красная книга Урала
- Животные жарких стран

Беседы: « Осень на Урале »
«Уральская зима »
«Хищники наших лесов »»Птицы наших краев»
«Уральское лето»

Знакомство с искусством: И. Шишкин « Рожь», « Утро в сосновом лесу »
И. Левитан « Золотая осень », « Март », « Весна. Большая вода »
А. Саврасов « Грачи прилетели »

 Рисование пейзажей на темы « Родная природа »
« Осенний пейзаж »
« Зимушка- зима »
« Весенняя песенка »
« Лето- прекрасная пора »

Экскурсия в дендрарий.
С/р игра « Зоопарк »
« Путешествие в Антарктиду »
Н/п игра « Зоологическое лото »
« Подбери пару »
« Съедобное - несъедобное »
Н/печатная игра « Зоопарк »
Лото « Животный мир».
«Растительный мир »
Дид. игра « Кто, где живет »
« Чей голос»

С.Есенин « Береза »
П.Воронько « Лучше нет родного края»
В.Орлов « Ты лети к нам скворушка »
Произведения В. Чарушина, К. Паустовского. Г. Скребицкого.
К. Ушинского
М. Пришвина

В гости к музыке П.И. Чайковского муз.-лит. композиция по фрагментам произведений цикла « Времена года »

Подвижные игры
« Лягушки и цапля »
«Перелет птиц »
«Ловля обезьян »
Развлекательная игра « Звееробика »


Приложение 1

Приложение 2