Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это:
-любовь к родным местам, своим родителям;
-гордость за свой народ;
-ощущение своей неразрывности с окружающим миром;
-желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Цель: развитие у детей потребности совершать добрые дела и поступки, формирование таких качеств, как сочувствие, находчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность, чувство собственного достоинства.
Программа включает в себя целый комплекс задач:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, городу, улице.
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
- Воспитание уважения к труду.
- Развитие интереса к русским традициям и народным промыслам, истокам русской культуры.
- Формирование элементарных знаний о правах человека.
- Освоение социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
- Развитие нравственно-патриотических качеств: гордость, гуманизм, глубокое уважение к стране, народу, российской символике.
Методы и приемы воспитательно-образовательного процесса:
- игровые
- поисково-исследовательские
- проблемные
- воспитывающие ситуации
Формы работы с детьми :
- групповые занятия
- индивидуальные занятия
- подгрупповые занятия
- чтение художественной литературы
- просмотр видеофильмов
- игровая деятельность ( сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, режиссерская игра, подвижные игры.)
- проведение праздников ( развлечений)
- проведение познавательно-развлекательных мероприятий (конкурсов, КВН, викторин)
- вставки детского творчества
- этические беседы с детьми
- рассматривание фотографий, иллюстраций
- организация спортивных мероприятий
- организация экскурсий
Работа с детьми по данному направлению строится на следующих принципах:
- Принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»
- Принцип индивидуального и личностного подхода.
Учебно- тематический план.
№ | Тема | Количество часов | В том числе практических занятий |
1. | Моя семья | 1 | 1 |
2. | Это Я. Мои друзья. | 1 | 1 |
3. | Наши праздники. | 1 | 1 |
4. | Мой город. | 1 | 1 |
5. | Наша Родина – Россия. | 1 | 1 |
6. | Наши защитники. | 1 | 1 |
7. | Знакомство с профессиями | 1 | 1 |
8. | Родная природа. | 1 | 1 |
Итого | 8 | 8 |
Содержание программы.
1 раздел – Развитие речи.
- Чтение сказок, произведений русских писателей и поэтов;
- Знакомство с малыми фольклорными жанрами ( потешки, песенки, считалки, потягушки, пестушки, дразнилки, поговорки, прибаутки);
- Составление описательных рассказов;
- Разучивание стихотворений;
- Обогащение словарного запаса детей
2 раздел – Изобразительная деятельность
- Знакомство с народно-прикладным творчеством
- Рассматривание иллюстраций, репродукций
- Знакомство с традициями народа
- Просмотр видеофильмов « Зарисовки родной природы »
3 раздел - Музыкальная деятельность
- Слушание произведений русских композиторов
- Разучивание танцевальных и хороводных движений
- Знакомство с музыкальным фольклором – припевки, прибаутки, частушки
4 раздел – Физическое развитие
- Знакомство с играми разных народов
- Знакомства с играми уральского региона
- Разучивание русских народных игр
- Разучивание народных считалок, речевок
5 раздел – Ознакомление с окружающим, ознакомление с природой
- Знакомство с народными праздниками
- Народный календарь ( времена года – приметы, поговорки)
- Знакомство с родным городом, районом
- Животные и растения Урала
- Особенности национальной культуры
Программное содержание по тематическому планированию.
Тема | Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Моя семья | Беседовать с детьми о членах семьи, подчеркивать их заботу друг о друге. Дать детям представление о том, что такое семья. Учить называть своих ближайших родственников. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать) |
Формировать интерес к своей родословной. Рассматривать фотографии родственников, рассказывать о своей семье. Помочь ребенку увидеть внешнее сходство с родителями и другими родственниками. |
Это Я. Мои друзья |
Воспитывать и развивать образ Я. Помогать детям, осознавать себя. Знать свое имя, фамилию. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам. Объяснять, что нельзя драться и обижать других детей. |
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Привычку играть, заниматься сообща. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам. Учить детей заботиться о младших, помогать им.Формировать такие качества как отзывчивость, сочувствие. |
Наши праздники | Приобщать детей к праздничной культурой русского народа. Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях. | Расширять представления о народных праздниках. Знакомить с народными традициями и обычаями. Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам. |
Мой город | Учить называть родной город. Побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни, любимые места детей. | Расширять представления о родном крае, городе. Продолжать формировать интерес к « малой Родине» Познакомить с достопримечательности родного города. Познакомить с произведениями родного края , писателями родного края. |
Наша Родина - Россия | Формировать элементарные представления традициях края. Воспитывать любовь к родному краю. Рассказать о самых красивых местах родного города. |
Поддерживать интерес к событиям, происходящим в стране. Углублять представления о Родине- России. Закреплять представления о флаге, гербе, гимне. Рассказать детям о том, что Москва- главный город, столица нашей Родины. |
Наши защитники | Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомство с некоторыми родами войск. |
Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. |
Знакомство с профессиями | Продолжать знакомить с профессиями (медицинская сестра, повар, воспитатель) | Расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества. Формировать интерес к людям новых профессий. Учить оказывать помощь взрослым. |
Родная природа | Формировать у детей интерес к явлениям природы. Учить определять состояние природы. Дать начальные представления о приспособленности растений и животных к среде обитания. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. |
Расширять представления детей о различных природных объектах, о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе. Объяснять экологические зависимости. |
Тема | Ознакомление с окружающим | Изобразительная деятельность | Игровая деятельность | Ознакомление с художественной литературой | Музыкальная деятельность | Физическое воспитание |
Моя семья | Составь рассказ на тему: «Самая лучшая мама на свете » |
Рисование « Моя семья» |
Сюжетно-ролевая игра « Семья » |
В.Брюсов « Колыбельная » |
В.Иванников « Самая хорошая » |
« Дружные ребята »- подвижная игра |
Это Я Мои друзья |
Беседа |
Рисование «Моя любимая игрушка » |
Сюжетно- ролевая игра « День рождения » |
А.Барто « Игрушки» |
Слушание: |
Р.н. игра « Лавата » |
Наши праздники | День рождения |
Аппликация « Подарок маме » |
Сюжетно - ролевая игра « Приглашаем на День рождения » |
Н.Рубцов « Какие бывают подарки » |
Песни : |
« Гори, гори, гори ясно» |
Мой город | Экскурсия по городу |
Конструирование « Улицы нашего района» |
Сюжетно-ролевая игра « Путешествие по городу » |
П.Бажов « Серебряное копытце » |
Е.Радыгин |
|
Наша Родина – Россия | Беседа « Москва – столица нашей Родины » |
Рисование « Русский национальный костюм» |
С/р игра « Путешествие по России » |
Сказки разных народов |
Слушание: |
Русские народные игры. |
Наши защитники | Беседа « Наши защитники » |
Конструирование « Подарок папе » |
Сюжетно- ролевые игры: |
Былины: Илья Муромец, Добрыня Никитич |
Слушание: |
П.игра «Самолет » |
Знакомство с профессиями | Наблюдение за работой:
|
Рисование « Кем я хочу быть » « Космос » |
Сюжетно-ролевые игры: |
Р.н.с. « Семь Симионов, семь работников » |
В.А. Моцарт « Веселый крестьянин » |
Р.н. игра « Земелюшка – чернозем » |
Родная природа | Циклы занятий: - Дикие животные -Домашние животные Беседы: « Осень на Урале » |
Знакомство с искусством: И. Шишкин « Рожь», « Утро в сосновом лесу » Рисование пейзажей на темы « Родная природа » |
Экскурсия в дендрарий. |
С.Есенин « Береза » |
В гости к музыке П.И. Чайковского муз.-лит. композиция по фрагментам произведений цикла « Времена года » |
Подвижные игры |