Интегрированный урок (русский язык + окружающий мир) по теме "Закрепление изученного материала" по теме "Глагол" "Весна в степи"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Пояснительная записка.

Данный урок проводится в 4 классе в разделе «Глагол» (УМК « Школа России). В ходе урока дети выполняют разнообразные задания. Это минутка чистописания, словарная работа, составление и разбор предложения, определение спряжения глаголов. Работа на данном уроке не только коллективная и самостоятельная, но и работа в парах. На основе межпредметных связей идет обобщение и закрепление полученных ранее знаний о глаголе, а также алгоритма правописания окончаний глаголов двух спряжений в безударной позиции.

Урок полностью построен на региональном компоненте. По ходу урока детям предоставляется возможность увидеть фотографии и видеоматериалы по теме «Весна в степи». Все фото- и видеоматериалы сняты на территории хутора Николаевского Пролетарского района. Все задания соответственно подобраны с учетом регионального компонента.

Разнообразие заданий развивает учебно–организационные навыки, заставляет думать, анализировать. На уроке созданы все условия, побуждающие учащихся к добыванию нового уровня знаний. Познавательный интерес позволяет увлечь каждого ученика. Работа в парах помогает воспитывать чувство взаимопомощи. Содержание урока имеет не только воспитательное значение: любовь к родному краю, родной природе и бережного отношения к ней, но также и эстетическое. Конкурс на лучший рисунок о весне развивает художественные способности.

Знакомство со значением нового слова поможет обогатить словарный запас учащихся и познакомить с местным диалектом.

На уроке использована музыка Э. Грига «Весна», «Утро». Она усиливает эмоциональное восприятие учебного материала. Песня «Мой хутор Николаевский» учителя музыки нашей школы Долгополова В. Я. помогает воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

Различного рода анимации и гиперссылки на уроке привлекают внимание, помогают переключиться с одного вида работы на другой, помогают почувствовать тревогу. Эмоциональное впечатление от урока учитель может оценить с помощью рефлексивных карточек.

Рабочая тетрадь ученика содержит те задания, которые будут выполнены на уроке. Записи каждого задания ведутся в ходе урока.

Образовательные цели:

  • Обобщить  полученные ранее знания учащихся о глаголе посредством межпредметных связей и на их основе закрепить  алгоритм правописания окончаний глаголов двух спряжений  в безударной позиции.
  • Продолжить формирование умения, пользуясь полученным алгоритмом, вставлять нужные окончания, аргументировать при этом свой выбор.
  • Продолжить формирование умения производить синтаксический разбор предложения.
  • Расширять словарный запас учащихся.
  • Закрепить умение пользоваться справочной литературой (словарем).

Развивающие цели:

  • Продолжать развитие речи учащихся, орфографической зоркости.
  • Продолжать развитие учебно-организационных навыков (ставить перед собой цели, намечать пути их реализации, анализировать свою деятельность).
  • Продолжать развитие умений классифицировать, группировать по признакам.
  • Создавать условия, побуждающие учащихся к добыванию нового уровня знаний, активизировать умственную деятельность учащихся.
  • Развивать способности творческого самовыражения, любознательность, наблюдательность учащихся.
  • Развивать умение работать в коллективе, в парах, согласовывая свои действия и  мнения.

Воспитательные цели:

  • Воспитывать чувство взаимопомощи.
  • Поддерживать интерес к уроку русского языка.
  • Воспитывать любовь к родному краю, родной природе и бережное отношение  к ней.

Оборудование:

  • Компьютер.
  •  Мультимедийный проектор.
  • Электронное приложение к уроку.
  • Донской словарик.
  • Грамоты для награждения в конкурсе художников.
  • Карточки для рефлексии.
  • Сообщения учащихся.

Ожидаемые результаты:

  • Обучающиеся должны знать алгоритм проверки и написания безударных  личных окончаний глаголов  I и  II спряжения.
  • Правильно писать безударные окончания глаголов I и  II спряжения, пользуясь выведенным алгоритмом.
  • Правильно писать словарные слова.
  • Уметь разбирать синтаксически простые предложения.
  • С помощью опорных слов составлять мини- сочинения.
  • Ставить перед собой учебные цели, намечать пути их реализации, решать учебные задачи, анализировать свою деятельность

Методические рекомендации проведения интегрированного урока

Слайд 1

Организационный момент.

Психологический настрой.

- Ну – ка, проверь, дружок!
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжки и тетрадки?

Прикрыли глазки и медленно сказали: «Я внимателен(а), я хорошо думаю, сообразителен(а), уверен(а) в себе».

Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.

Слайд 2

Дата

Откройте тетради. Запишите дату.

Слайд 3

Чистописание

Чистописание.

Начнем мы наш урок с минутки чистописания.

Прочтите слова и определите: какое из них лишнее? Почему?

Сейчас мы выделим буквы, с которыми будем работать .

  • 1-я – находится в местоимении 3-го лица ед.ч. и обозначает непарный звонкий согласный звук. (н)
  • 2-я – в местоимении 2-го лица мн.ч. и обозначает парный звонкий согласный звук. (в)
  • 3-я - в этом же местоимении и обозначает парный глухой согласный звук. (с)
  • 4-я – обозначает гласную букву, которая дважды встречается в местоимении 2-го лица ед.ч.(е)
  • 5-я – гласная, образует ударный слог в лишнем слове. (а)

Составьте из данных букв слово. (весна)

Пропишем его деля на слоги.

(КГ поможет включить звуковой файл и перейти на слайд №4. Дети прописывают слово весна по образцу)

(КГ помогает вновь вернуться на слайд №3)

Из букв данного слова составьте и запишите новые слова. Прочтите их. (вес, сан, сев, навес)

С помощью цепочки слов превратим слово сан в сок, меняя только одну букву в слове. (сан-сон-сок)

Молодцы! Вы отлично справились с работой!

Что вы можете рассказать о глаголе рисовать? (неопределенная форма, 1 спряжение)

(КГ поможет перейти на слайд № 5)

Слайд 4

Письмо

Слайд 5

Тема

Сообщение и запись темы урока.

Сегодня на уроке мы закрепим изученный материал по теме «Глагол» посредством межпредметной связи с окружающим миром .

Наша цель: закрепить умение определять спряжение глагола по неопределенной форме, пользуясь алгоритмом, правильно писать гласные в безударном личном окончании глагола. А также повторить разбор по членам предложения.

Чтобы урок был интересным, используем материал, связанный с нашим региональным компонентом. Нас ждет впереди много интересного.

Слайд 6

(фильм №1)

Стихотворение

Работа над темой урока.

Видеофильм. Ученица читает стихотворение Н. Евсеева «Весна».

(Включение фильма по щелчку)

Слайд 7

Составь предложение

Восстановите деформированное предложение. Начните с выделенного слова. (Весной солнце льет на землю теплые лучи.) Запишите его . Разберите по членам предложения и составьте схему.

(Оценка работы)

Слайд 8

Словарная работа

Словарная работа.

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
В словах все гласные отгрызли
И в норку быстро утащили.

Вставьте в слова необходимые гласные.

( КГ поможет включить веселую музыку, которая активизирует работу учащихся)

Взаимопроверка. Учитель щелчком открывает пропущенные буквы в словах.

Как эти слова связаны с нашим краем?

Составьте с любым из данных имен существительных словосочетание по схеме «глагол + сущ.», в котором глагол – главное слово.

(Определите падеж имени существительного.)

Слайд 9

Блиц-турнир

Блиц – турнир.

(На экране появляются вопросы. Дети читают их и отвечают на поставленный вопрос.)

Слайд 10

Распредели глаголы по спряжениям

Самостоятельная работа. Распределите глаголы по спряжениям.

Как определить спряжение глагола в неопределенной форме?

Проверка спряжений глагола с помощью сигнальных карточек.

Слайд 11

Работа в парах

Работа в парах.

На столах лежат листочки с заданием.

(КГ поможет включить звуковой файл, который активизирует работу учащихся)

Дети выразительно читают полученный текст.

Слайд 12

Спиши

Спишите полученный текст.

(После списывания)

Выполните задания:

  • выделите окончания в глаголах;
  • определите их спряжение.

Слайд 13

Физминутка

Физминутка.

(КГ поможет включить звуковой файл)

(Дети под музыку выполняют движения)

Руки подняли и покачали
Это тюльпаны в степи.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.

Слайд 14

Когда идешь тропинкою

(видео)

Видеофильм.

(КГ поможет включить видеофильм и звуковой файл)

Голос учителя в записи. (Стихотворение «Когда идешь тропинкою…».)

Слайд 15

Воспитательный момент. Ученица читает текст «Первые весенние цветы.»

Наступила ранняя весна. Солнце льет на землю теплые лучи. Появляются первые весенние цветы.

Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год все меньше цветов распускает свои пышные головки. Необходимо сохранять и оберегать первые весенние цветы.

Учитель: да, ребята, к сожалению, многие раннецветущие растения стали редки в наших краях. Многие из них погибают, сорванные любителями весенних букетов. Все ранневесенние растения цветут всего несколько дней. Стоит ли рвать эти цветы, если они в доме стоят всего один день, а то и того меньше. В Красную книгу Ростовской области занесены… (Показ раннецветущих цветов.)

(КГ поможет включить звуковой файл, который создает тревожность и заставляет задуматься детей)

Будем же бережно относиться к красоте родной природы!

Слайд 16

Отгадай загадку

Отгадайте загадку.

Что это? (Чтение текста с экрана)

В каком месяце это бывает? (В марте)

Значение какого слова вам непонятно?(это слово можно услышать от бабушек т.е. людей более старшего поколения.

Воспользуемся «Донским словариком».

Найдите и объясните значение этого слова.

Слайд 17

Наши овраги

На территории нашего хутора очень много оврагов, многие из которых превратились в балки, поросшие травой.

(КГ поможет включить звуковой файл, который создает весеннее настроение)

Слайд 18

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания.

Вы должны были составить алгоритм «Определи гласную в безударном личном окончании глагола». Наиболее удачные работы были у (учитель называет фамилии учащихся). И сейчас они зачитают их. (Оценка работ)

Пользуясь алгоритмом, выполним следующее задание.

(По щелчку переходим на следующий слайд)

Слайд 19

Выборочная работа.

Прочтите выразительно четверостишье.

Выпишите глаголы с пропущенными окончаниями и объясните их написание (т.е. определите время , лицо, число и спряжение глаголов.)

В каком месяце журавли к нам прилетают?(в апреле.)

У нас есть возможность посмотреть возвращение в наши края журавлей.

Слайд 20

(видео)

Журавли прилетели

(КГ поможет включить видеофайл, на котором возвращение журавлей в родные края)

Слайд 21

Лебеди на пруду

Мне удалось заснять пару лебедей, обитающих на нашем Степновском пруду.

(Просмотр фильма.)

Лебеди и журавли занесены в Красную книгу.

Слайд 22

Рассказ о степи

(видео)

А теперь поговорим о последнем месяце весны.

Ученица читает рассказ у доски о просторах степных и майском утре.

В степи.

Посмотрим на степь ранним майским утром, когда солнце только что взошло и небо на востоке еще розовое, а воздух свеж и прозрачен. Какая ширь, какое раздолье! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела! Иди в любую сторону… Да что иди! Скачи верхом, мчись на автомобиле, на самолете – и будут подниматься перед тобой все новые и новые просторы.

(По К. Меркуловой.)

Слайд 23

Степь в мае

Как прекрасна степь в мае!

(КГ помогает открыть звуковой файл, в котором звучит авторская песня Долгополова В.Я. - учителя пения - «Мой хутор Николаевский»)

Слайд 24

Конкурс художников

Итоги конкурса художников.

Приступила к работе Весна-красна. Призадумалась: какую бы ей картину нарисовать. Вот вы ребята и помогли весне передать ее настроение с помощью кисти и красок. У вас получились замечательные рисунки. Давайте все вместе рассмотрим их.

Итоги. Вручение грамот победителям

  • 1 место:
  • 2 место:
  • 3 место:

(КГ поможет включить звуковой файл, который создает весеннее настроение)

Слайд 25

Творческая работа.

А сейчас попробуйте с помощью опорных слов нарисовать картину «Весеннего утра».

(Читаем опорные слова. Пишем текст.)

(КГ поможет включить звуковой файл, который позволит усилить эмоциональный настрой и образное мышление)

(Затем дети читают получившиеся сочинения)

Оценка работ.

Слайд 26

Итог урока

Итог урока.

Слайд 27

Рефлексия

Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Какое впечатление произвел на вас урок поможет определить ваше настроение.

У вас на партах лежат фотографии трех человечков. Выберите ту, которая соответствует вашему настроению

Исполнение 1 куплета песни «Улыбка.»

КГ позволяет перейти на 5 слайд.

КГ-кнопка гиперссылки

Список источников информации

  1. Астапенко М.Т. Природа и история родного края. Изд. «Баро – Пресс», 2006
  2. Бутенко Т.А. Край родной. Хрестоматия для чтения мл. шк. 1 – 4 кл. (на региональном компоненте) Изд. «Баро – Пресс», 2003
  3. Канакина В.П. Русский язык. Дидактический материал. М., Просвещение, 1999
  4. Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 кл. М., Дрофа, 2006
  5. Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе. Ростов/Дону, Феникс, 2003
  6. Умнова М.С. Нестандартные уроки в начальной школе. Изд. Панорама, 2008
  7. Интернет - ресурсы: анимации.

Приложение 1 (сообщения учеников)

Приложение 2 (рабочая тетрадь)