Содержание:
- Оборудование и материалы:
- товары (хозяйственные мелочи, мобильный телефон, бутылка питьевой воды);
- игровые деньги;
- мультимедийная установка, видеофильм;
- плакаты для оформления урока
- Ход урока:
- Постановка проблемы. Как совершить эффективную покупку.
- Основная часть:
а) правила эффективной покупки.
б) знакомство обучающихся с наиболее открытыми проблемами купли – продажи в наших отечественных магазинах (отчет исследовательской группы).
в) освоение правила этикета для покупателей. - Обсуждение и подведение итогов.
- Задание на дом.
- Приложение:
- Презентация №1 к уроку. Тема: «Уроки эффективной покупки».
- Презентация №2 к уроку. Тема: «Проблемы купли – продажи на рынках и в магазинах города Ельца». Видеоролик (не размещен ввиду превышения допустимых размеров, спрашивать у автора).
- Литература.
Задачи урока:
- Проиллюстрировать механизм торгового обмена и познакомить с правилами эффективной покупки.
- Развивать навыки групповой (коллективной) работы.
- Проводить исследования конкретной экономической ситуации, анализировать полученную информацию
- Проявлять активность в работе, умение высказать свою позицию и аргументировать свое мнение.
- Освоение основных знаний по экономической деятельности людей, экономике России.
- Развитие личности в период ранней юности, ее экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации.
- Воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности.
- Оценивать свои собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Методическая цель:
- Критическое осмысление обучающимися экономической информации, поступающей из разных источников, формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- Освоение типичной экономической роли потребителя, работника, налогоплательщика;
- Способствовать профильному самообразованию обучающихся;
- Формирование информационно- коммуникативной компетенции обучающихся.
Ход урока
Объявляя тему урока, учитель обыгрывает известную поговорку «Не обманешь – не продашь» (Слайд №2). В ходе диспута обучающиеся определяют ряд проблем торговли, высказывают свою точку зрения, приходят к выводу о том, что в процессе купли - продажи перед потребителем стоит выбор:
«Три пути у человека, чтобы разумно поступать:
первый, самый благородный, - размышление;
второй, самый легкий, - подражание;
третий, самый горький, - опыт».
Конфуций (Кун-цзы) (китайский философ) (ок. 551-479 гг. до н. э.)
Это высказывание становится эпиграфом к уроку. (Слайд №3)
Игра. Продавцы и покупатели – обучающиеся 10 класса. Они разыгрывают сцены купли – продажи товаров.
Первая группа обучающихся. Проводится реклама товара (бутылка питьевой воды): «Невиданный вкус и аромат воды с иммуннозащитными функциями»
Полная информация о товаре не дается. Купившие, товар разочарованы, так как обнаруживают в бутылке обыкновенную питьевую воду.
Делается вывод о том что, главным правилом в эффективной покупке, является наличие полной информации о товаре.
Вторая группа обучающихся. На прилавке товары (хозяйственная мелочь) – все по 100рублей. Покупатели, приобретая товар, обнаруживают обман. Ребята объясняют, что «купились» на цену, но о количестве товара и об условиях покупки не поинтересовались. Вывод. Необходимо смотреть не только на качество, но и на количество предлагаемого товара. (Слайд №4).
Третья группа обучающихся. Проводится реклама дешевых мобильных телефонов. Купившие товар, узнают, что скидка на товар произведена из-за б/у. Информацию о товаре мелким шрифтом не читали и видели лишь рекламу о 50% скидке. Вывод. Необходимо иметь полную информацию о товаре и пользоваться услугами продавца – консультанта. (Слайд №5).
В ходе дискуссии обучающиеся приходят к выводу о том, что нельзя обмануть того, кто внимательно анализирует любое экономическое явление. Учитель вновь обращает внимание обучающихся на эпиграф к уроку.
Отчет исследовательской группы по теме «Проблемы купли – продажи на рынках и в магазинах города Ельца». (Видеоролик- презентация №2).
Обучающихся обсуждают проблемы купли – продажи в наших отечественных магазинах и высказываю свои позиции по этим проблемам.
Четвертая группа обучающихся. Учитель затрагивает проблему «Вежливого продавца», а так же правилах этикета для покупателя. Группа старшеклассников знакомит одноклассников с правилами этикета для покупателя. (Слайды 6 – 9).
Заключение. Подведение итогов.
Обучающихся анализируют урок, формируют свое отношение к проблеме.
Заключительное слово учителя.
Задание на дом:
Написать эссе на тему: «Рынок - это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга». (Древние греки, - шутливое утверждение).
Литература:
- Азимов Л.Б. Преподавание экономики в школе. М., 1994г.
- Гребнев. Л.С. Методические материалы по экономическим дисциплинам. М., 2000г.
- Липсиц И. Экономика. Учебник М., 2004г.
- Гладилина И.П., Жиркова М.В. Подготовка педагога к работе с одаренными детьми. М.: ООО «Коллаж», 2009г.
- Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе ( Автор – составитель Татьянкин Б.А.) – М.,2007г.
- Интернет ресурсы:
- http://www.220-volt.ru/news-67701/0-0/0/
- http://www.municipal.ako.kirov.ru/slobodskoy/news/actual/?SHOWALL_1=1
- http://www.pravo.ru/review/?page=9
- http://www.nashchas.by/?p=449
- http://kievgid.net/news/index.php?page=239&type=&kol=&me=&d=
- http://www.evro-st.ru/articles/?page=18
- http://www.rian.ru/photolents/20100723/257348661_13.html
- http://ng.by/ru/issues?rart_ID=89&page=7
- http://www.1000kzn.ru/article/ru/6861/54/
- http://milkaandbillka.sitecity.ru/album_1212201154.phtml?pix=20
- http://photoxs.com/search.php?search=семье&PHPSESSID=d605e347d2233968e4ad3e729cd07f19
- http://www.kovrovgz.ru/details.php?ist=gp&id=121
- http://sapfo.com.ua/page/view/1113/pravila-povedenija-v-magazine.html