«Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». В.А.Сухомлинский
Пройдет совсем немного времени и вчерашний выпускник детского сада переступит порог школы в новом статусе – первоклассник. Как сложатся его успехи в дальнейшем? Во многом это зависит от того багажа знаний, умений и навыков, которыми он успел овладеть в дошкольном периоде. Поступление в школу меняет весь образ жизни ребенка, так как учеба – дело важное и ответственное. Как правило, будущий первоклассник с радостью и нетерпением ждет I сентября: его привлекает и внешняя сторона школьной жизни, и то, что он теперь ученик. И, самое важное, ребенок хочет учиться. Пусть первоклассники лишь в общих чертах представляют содержание и цели своих будущих занятий – важна готовность к усвоению знаний.
Программа рассчитана на будущих первоклассников – детей дошкольного возраста 6-7 лет, занятия проводятся один раз в неделю – по субботам (2 занятия по 30 минут)
- 1 час – развитие речи, в количестве 15 часов;
- 1 час – математика, в количестве 15 часов;
- Всего 30 занятий в течение 4 месяцев.
Характер воздействия на дошкольника должен соответствовать его возрастным и психологическим особенностям – его образному мышлению, поведению, расположенности к игровой деятельности.
Игра на занятии приближает условия обучения в школе к условиям детского сада. Как показывают исследования, в ситуации дидактической игры ученик усваивает материал значительно успешнее.
Цель программы: подготовить будущего первоклассника к школе, дать определенный объем знаний, поддержать его стремление учиться, желание стать школьником, занять активную жизненную позицию.
Цель программы может достигнута при решении нижеуказанных задач:
Образовательные задачи:
- развитие коммуникативных качеств;
- развитие творческих способностей детей, умения классифицировать, обобщать, делать выводы;
- развитие мелкой моторики кисти руки, навыков письма.
Воспитательные задачи:
- знакомство с правилами поведения в школе;
- воспитание устойчивого интереса к изучаемому предмету;
- воспитание любви к окружающей природе, родному краю, стремление охранять и беречь ее;
- воспитание прилежания, аккуратности, активности.
На занятиях с будущими первоклассниками можно использовать следующие виды работ:
- беседы, использование загадок, задач, занимательных стихов;
- инсценировка сказок, дидактическая игра;
- подвижные музыкальные паузы, физминутки;
- заочные экскурсии и путешествия.
Оборудование и наглядный материал:
С учетом возрастных особенностей детей на занятиях используется богатая красочная наглядность, счетный материал, при проведении подвижных игр и физкультминуток необходимо музыкальное сопровождение.
- магнитофон;
- музыкальные записи, сказки;
- иллюстрации сказок, сказочные персонажи;
- игрушки;
- предметные картинки;
- схемы звуков, слов, предложений;
- геометрические фигуры;
- карточки с цифрами;
- листы бумаги, цветные карандаши.
II раздел. Примерный тематический план по развитию речи
№ |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие. Знакомство с детьми. Правила поведения в школе. |
1 |
2 |
Слово |
1 |
3 |
Предложение |
1 |
4 |
Одушевленные и неодушевленные предметы. |
1 |
5 |
Слоги |
1 |
6 |
Ударение |
1 |
7-8 |
Звуки |
2 |
9-10 |
Гласные звуки |
2 |
11-12 |
Согласные звуки |
2 |
13 |
Гласные и согласные звуки |
1 |
14 |
Соединение букв, чтение слогов |
1 |
15 |
Чтение слогов, слов |
1 |
|
Всего |
15 часов |
III раздел. Содержание тем по развитию речи
1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Правила поведения в школе.
Практика: нарисовать себя и свою любимую игрушку.
2. Слово. Рассказ о любимой игрушке. Сказка «Репка». Инсценировка. Знакомство со схемой слова
Практика: рисование схемы слова.
3. Предложение. Пересказ любимой сказки. Загадки про сказочных героев. Знакомство со схемой предложения.
Практика: письмо схемы предложений, элементов
4. Одушевленные и неодушевленные предметы. Знакомство с одушевленными и неодушевленными предметами. Вопросы кто? что? Отгадывание загадок, игра «Кто – что?»
Практика: письмо элементов букв.
5. Слоги. Знакомство с делением слов на слоги. Рассказ по фотографии про свою семью. Игра « Не ошибись!».
Практика: письмо схемы слогов, элементов букв.
6. Ударение. Знакомство с ударением. Его схематическим обозначением. Выставка любимых игрушек. Загадки про игрушки.
Практика: письмо схемы слов с ударением.
7. Звуки. Речевые и неречевые звуки. Знакомство со звуковыми домиками. Игра «Найди пару».
Практика: письмо элементов букв.
8. Звуки. Закрепление знаний о звуках. Путешествие в «лесную» школу. Игра « Белочка потерялась».
Практика: «Построить» звуковой домик для животных.
9-10. Гласные звуки. Знакомство с гласными звуками и его схематическим обозначением. Загадки про птиц. Игра «Помоги утенку».
Практика: составление схем слов, письмо элементов.
11-12. Согласные звуки. Знакомство с согласными звуками, их схематическим изображением. Загадки о животных. Составление рассказа «Лес». Игра «Поймай звук».
Практика: составление схемы слов, зарисовка «Лесная прогулка»
1. Гласные и согласные звуки. Закрепить знания о гласных и согласных звуках. Загадки про животных. Рассказ «Миша». Игра «Собери ягоды»
Практика: составление схемы слов. Рисование ягод.
2. Соединение букв, чтение слогов. Упражнение в чтении открытых и закрытых слогов. Загадки про Буратино. Игра « Помоги Буратино».
Практика: письмо узора, элементов.
3. Чтение слогов, слов. Отгадывание загадок. Игра «Узнай героя». Чтение слогов, слов
Практика: печатание слогов, слов. Письмо элементов.
Примерный тематический план по математике
№ |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Счет до 10 и обратно |
1 |
2 |
Счет предметов. Пространственные отношения «впереди», «позади», «между». |
1 |
3 |
Число и цифра 1. Пространственные отношения: выше, ниже, слева, справа. |
1 |
4 |
Число и цифра 2. Сравнение предметов: больше, меньше, равно |
1 |
5 |
Число и цифра 3. Сравнение предметов: на сколько больше, на сколько меньше? |
1 |
6 |
Число и цифра 4. Состав 4. Четырехугольник. |
1 |
7 |
Число и цифра 5. Состав 5. Пятиугольник. |
1 |
8 |
Число и цифра 6. Состав 6. Шестиугольник. |
1 |
9 |
Число и цифра 7. Состав 7 |
1 |
10 |
Число и цифра 8. Состав 8 |
1 |
11 |
Число и цифра 9. Состав 9 |
1 |
12 |
Состав чисел 3-9 |
1 |
13 |
Число и цифра 0 |
1 |
14 |
Число 10. Состав числа 10. |
1 |
15 |
Обобщение. Числа 1-10 |
1 |
|
Всего |
15 часов |
Содержание тем по математике
1. Счет до 10 и обратно. Сравнение предметов больше? Меньше? На сколько?
Практика: рисование кружков, квадратов. Письмо по образцу.
2. Счет предметов. Пространственные отношения «впереди», «позади», «между». Счет до 10 и обратно. Знакомство с пространственными представлениями «впереди», «позади», «между». Игра « Что изменилось».
Практика: рисование флажков, корабликов.
3. Число и цифра 1. Пространственные отношения: выше, ниже, слева, справа. Знакомство с числом и цифрой 1. Упражнения в счете. Пространственные представления «слева», « справа», «снизу», «сверху».
Практика: письмо цифры 1.
4. Число и цифра 2. Сравнение предметов: больше, меньше, равно Знакомство с числом и цифрой 2. Упражнения в счете. Сравнение множеств.
Практика: письмо цифры 2.
5. Число и цифра 3. Сравнение предметов: на сколько больше, на сколько меньше? Знакомство с числом и цифрой 3. Упражнения в счете. Сравнение множеств. Решение задач
Практика: письмо цифры 3, запись примеров.
6. Число и цифра 4. Состав 4. Четырехугольник. Знакомство с числом и цифрой 4. Упражнения в счете. Решение задач. Упражнения в классификации.
Практика: письмо цифры 4, элементов.
7. Число и цифра 5. Состав 5. Пятиугольник. Знакомство с числом и цифрой 5. Упражнения в счете. Решение задач. Упражнения в классификации.
Практика: письмо цифры 5, элементов.
8. Число и цифра 6. Состав 6. Шестиугольник. Знакомство с числом и цифрой 6. Упражнения в счете. Решение примеров и задач. Упражнения в классификации фигур.
Практика: письмо цифры 6, элементов.
9. Число и цифра 7. Состав 7. Знакомство с числом и цифрой 7. Упражнения в счете. Игра «Что изменилось?». Задачи Белоснежки.
Практика: письмо цифры 7, рисование узора. Упражнения в штриховке.
10. Число и цифра 8. Состав 8. Знакомство с числом и цифрой 8. Упражнения в счете. Решение примеров и задач. Упражнения на внимание.
Практика: письмо цифры 8, рисование узора со штриховкой.
11. Число и цифра 9. Состав 9. Знакомство с числом и цифрой 9. Упражнения в счете. Решение примеров и задач. Игра «Найди пару».
Практика: письмо цифры 9, рисование узора со штриховкой.
12. Состав чисел 3-9. Повторение изученных чисел. Решение примеров и задач. Игра «Засели домики»
Практика: письмо изученных цифр, элементов, узоры со штриховкой.
13. Число и цифра 0. Знакомство с числом и цифрой 0. Упражнения в счете и классификации. Решение задач. Игра «Что изменилось?».
Практика: письмо цифры 0, элементов, рисование узоров.
14. Число 10. Состав числа 10. Знакомство с числом 10. Упражнения в счете. Решение примеров и задач. Игра «Пчелки сели на цветок».
Практика: письмо числа 10, элементов, узора.
15. Обобщение. Числа 1-10. Решение примеров и задач. Путешествие в «лесную школу». Отгадывание ребусов.
Практика: письмо изученных цифр, элементов.
Учебно-тематический план
|
Название тем |
Всего часов |
Дата |
1 |
Вводное занятие. Знакомство с детьми. Правила поведения в школе. |
1 |
|
|
Счет до 10 и обратно |
1 |
|
2 |
Слово |
1 |
|
|
Счет предметов. Пространственные отношения «впереди», «позади», «между». |
1 |
|
3 |
Предложение |
1 |
|
|
Число и цифра 1. Пространственные отношения: выше, ниже, слева, справа. |
1 |
|
4 |
Одушевленные и неодушевленные предметы. |
1 |
|
|
Число и цифра 2. Сравнение предметов: больше, меньше, равно |
1 |
|
5 |
Слоги |
1 |
|
|
Число и цифра 3. Сравнение предметов: на сколько больше, на сколько меньше? |
1 |
|
6 |
Ударение |
1 |
|
|
Число и цифра 4. Состав 4. Четырехугольник. |
1 |
|
7 |
Звуки |
1 |
|
|
Число и цифра 5. Состав 5. Пятиугольник. |
1 |
|
8 |
Звуки |
1 |
|
|
Число и цифра 6. Состав 6. Шестиугольник. |
1 |
|
9 |
Гласные звуки |
1 |
|
|
Число и цифра 7. Состав 7 |
1 |
|
10 |
Гласные звуки |
1 |
|
|
Число и цифра 8. Состав 8 |
1 |
|
11 |
Согласные звуки |
1 |
|
|
Число и цифра 9. Состав 9 |
1 |
|
12 |
Согласные звуки |
1 |
|
|
Состав чисел 3-9 |
1 |
|
13 |
Гласные и согласные звуки |
1 |
|
|
Число и цифра 0 |
1 |
|
14 |
Соединение букв, чтение слогов |
1 |
|
|
Число 10. Состав числа 10. |
1 |
|
15 |
Чтение слогов, слов |
1 |
|
|
Обобщение. Числа 1-10 |
1 |
|
|
Всего |
30 |
|
IV раздел Образовательно-воспитательная работа
- В программе указаны тематические беседы по воспитанию любви к природе, родному краю, семье, по воспитанию нравственности;
- Организация тематических выставок: фотовыставка «Моя семья», любимых игрушек, рисунков, сказочных героев, лучших тетрадей;
- С целью проверки знаний, умений и навыков провести обобщенное открытое занятие для родителей (занятие 15).
V раздел. Работа с родителями
- Провести родительское собрание в начале и в конце занятий.
- Посещение занятий родителями.
- Знакомство родителей с методической литературой и учебной программой.
VI раздел. Организационно-методическое обеспечение программы
- Разработать поурочное планирование занятий по развитию речи и математике.
- Подготовить схемы, таблицы, наглядный и иллюстративный материал.
Литература:
- Н. Павлова. Азбука дошкольника.– М.: Эксмо, 2003.
- Н.С. Жукова. Букварь – М.: Эксмо – пресс, 2000.
- С.Е. Гаврилина, Н.А.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М.: Росмэн, 2000.
- А.С. Герасимова, О.С Жукова, В.Г.Куцнецова. Программа развития и обучения дошкольника 6 лет.– М.: Олма-Пресс, 2001.
- Л.А. Белясникова. Весёлые картинки. Прописи в клеточку. Издательский дом «Карапуз»; 2002.
- А.М. Богуш. Обучение правильной речи в детском саду. Киев «Радянська школа», 1990.