Программа рекомендуется для работы с детьми 4–7 лет в дошкольных учреждениях и адресована воспитателям, педагогам дополнительного образования.
Программа «Лучик» содержит опыт работы МДОУ детского сада «Сказка» пгт Демьяново Подосиновского района, Кировской области по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
«Велика святорусская земля, а везде – солнышко»
Солнце, согревающее всё живое лучами, русский народ величал самыми разными именами. Оно является для него добрым и многомилостливым, праведным и вечным. Посылая тепло и свет, осыпая мир щедрыми дарами, оплодотворяя не только землю, но и недра земли, оно, в то же время, грозный судья и каратель всякой тёмной силы – нечисти.
Лучик солнца сможет осчастливить своими благодеяниями детей наших. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. На наш взгляд именно система знаний, представленных в программе, поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.
Цель программы:
Формировать у детей первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа.
Задачи:
- формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
- формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
- воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа.
Ожидаемый результат:
- сформированность навыков адекватного восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа;
- применение полученных знаний в жизни через отражение детьми в продуктивных видах деятельности своего отношения к народному искусству;
- творческая активность и самостоятельность старших дошкольников при проведении детских праздников, выставок, развлечений.
Принципы построения программы:
- Мы по солнышку живём,
Мы за солнышком идём.
Планомерности – планирование работы на основе русского земледельческого календаря «Круглый год», помогающего упорядочить её и дающего возможность освоить ориентиры во времени, используемые нашими наблюдательными и мудрыми предками. - Систематичности – 1 раз в неделю в каждой возрастной группе.
- Учёта возрастных особенностей: средние группы – работа через сказку, старшие и подготовительные – через драматизацию и настольный театр.
- Учёта половых особенностей: девочки – украшают кокошники, мальчики – доспехи.
- Наглядности – обстановка и оборудование горницы.
- Познавательной активности – практическое исследование в старинных предметах, сравнение их с современными образцами.
- Повторения – игры повторяются в нескольких занятиях, планирование сквозное: изобразительная деятельность, физическая культура и др.
- Комплексности в постановке и решении задач эстетического, нравственного, интеллектуального и трудового воспитания, а также интегрированности специфически дошкольных видов деятельности и областей знаний (особенно на занятиях как организованной форме обучения с включением произведений фольклора, русских народных игр, хороводов, актуальной и доступной познавательной информации по проблеме и др.).
Содержание программы включает:
- Фольклор как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей: сказки, потешки, считалки, загадки, поговорки пословицы, заклички, частушки и т.д.
- Народные праздники и традиции – как средство выражения национального характера и как яркая форма отдыха.
- Народное искусство – развивает вкус, бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
- Русская народная игрушка – как одно из направлений художественного прикладного творчества. При изготовлении игрушек дети приобретают навыки работы с материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
- Русские народные игры – как умение преодолевать трудности, умение постоять за себя и за справедливость; как залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.
Содержание программы реализуется, прежде всего, через организованную форму обучения – занятия. Поэтому целесообразно, не перегружая детей, гармонично вплести содержание данной программы в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Расширение кругозора детей проходит в процессе познавательно-исследовательской деятельности (исторические представления). Взаимодействие с детьми предполагает форму сотрудничества и партнёрства.
Кроме того, здесь весьма желательна слаженная работа всех участников образовательного процесса: педагога по народной культуре, группового воспитателя, музыкального руководителя, физрука, руководителей кружков. Важно «заразить» ею и родителей.
Для организации занятий в данном детском саду создана горница. В ней собраны предметы русского народного быта, одежды, мебели, посуды. Здесь есть всё необходимое для того, чтобы дать детям почувствовать не только особую атмосферу русского народного быта, но и талант предков, их мудрость, целесообразность предметов обихода и т.д. А главное – попробовать себя в роли носителей русской народной культуры.
Виды и формы проведения занятий разнообразны: познавательные беседы, встречи с интересными людьми, практические занятия, театрализованные представления, экскурсии, викторины, досуги, целевые прогулки по улицам посёлка, развлечения, праздники, мини-выставки, посиделки.
Принципы построения занятий помогают решению задач программы в соответствии с местными условиями и особенностями детей:
- отбор знаний, наиболее доступных и актуальных для ребёнка данного возраста;
- непрерывность и преемственность ОП;
- дифференцированный подход к детям, учёт их психологических особенностей, возможностей и полоролевых интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- развивающий характер обучения, основанный на детской познавательной активности;
- деятельностный подход.
Особенностью занятий является то, что дети знакомятся не с бутафорскими аналогами, а только со старинными, поистине уникальными, подлинниками предметов быта. Все они есть в нашей горнице.
Посещая горницу, воспитанники знакомятся с ее обитателями: бабушкой Валей, дедушкой Васей, внучкой Машенькой, котом Мурлушей. Все они – большие куклы, выполненные в стиле рукотворной народной игрушки. Хозяйка горницы – педагог по народной культуре, всегда одетая в русский национальный костюм, и её гости – дети воспринимают обитателей живыми, настоящими. Этот приём позволяет познакомить детей с достаточно сложными понятиями, явлениями, взаимосвязями.
Предлагаемое сквозное планирование помогает увидеть систему работы в каждой возрастной группе по определённой теме, наиболее точно определить задачи, выстроить структуру занятия. Кроме того, подобрать необходимые приёмы и методы.
На основе полученных знаний и умений, а также наблюдений за живой и, так называемой, неживой природой, (п.ч. даже валуны, коими богата земля Подосиновская, это весьма колоритные природные образования с особым значением в укладе селянина), дети получают возможность проявить самостоятельность и творческий подход в изобразительной деятельности. На занятиях по ИЗО и художественному труду придерживаемся принципов народного искусства: повтор, вариации, импровизации.
Принципы предполагают:
- повтор – рисование на основе изделия мастера (образца);
- вариация – рассматривание нескольких изделий и выбор по желанию ребёнка;
- импровизация – придумывание своего узора на основе полученных знаний, самостоятельный выбор цвета, материала, формы, сюжета, составление композиции.
В своём большинстве программа предусматривает в занятиях по изобразительной деятельности именно детскую импровизацию.
На занятиях по физической культуре разучиваем новые и закрепляем уже знакомые русские народные игры. А на музыкальных – слушаем русские народные песни и колыбельные, водим хороводы, поём частушки, знакомим с русскими народными инструментами.
В средней группе занятия по народной культуре мы строим на основе хорошо знакомых детям с раннего возраста сказках, учим новые потешки, заклички, отгадываем загадки. Занятия посещают персонажи этих фольклорных произведений: петушок-золотой гребешок, курочка-ряба и др. Постоянными гостями являются куклы-зернушки (театр зернушек), это с их участием мы рассказываем и показываем сказки. Дети здесь знакомятся с предметами быта, их названиями и основными частями, с их назначением и со способами действия с ними.
В старшей группе основное место на занятиях занимает более широкий спектр народных сказок, а также пословиц, поговорок, примет, считалок. Дети 5 -6 лет называют и демонстрируют способы действий со старинными предметами (например, такими как валёк, ухват и т.п.), участвуют в викторинах, пересказе, драматизации сказок; учатся понимать и объяснять содержание пословиц и поговорок.
В подготовительной группе мы продолжаем знакомить детей с предметами быта, подводим детей к выводу об исторической преемственности с современными аналогами (камень – сковорода – чугунный утюг – утюг на углях – электрический утюг). Кроме того, здесь дети встречаются с местными мастерами – умельцами по работе с берестой, сосновым корнем (корневушки). Дети с огромным интересом наблюдают за работой этих народных умельцев: как они умеют делать красиво, прочно, добротно…
Того, кто душу вкладывает в труд,
Кто делу отдаётся с пылом страсти,
В народе уважительно зовут
Старинным и прекрасным словом Мастер!
Постепенно подводим детей к пониманию зависимости места проживания людей и созданных ими предметов быта: в лесной местности – даже посуда деревянная, а в местах, богатых глиной, – глиняная и т.д. В этой группе широко используем познавательные беседы, развивающие мышление ребёнка и помогающие осмысленному восприятию им каких-либо исторических событий.
Характерной особенностью работы в этом возрасте является знакомство детей с народными праздниками. На посиделках затеваем хороводы, игры. Наши питомцы проживают собственные представления о празднике, как о содержательном отдыхе после большого труда.
Завершает изучение темы комплексные занятия, вечера развлечений, праздники в ритме народного календаря. Они обобщают все виды детской деятельности и дают ощущения целостности и законченности определённого календарного периода.
Основными критериями результативности являются:
- Проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории русского народа:
- задаёт познавательные вопросы (почему? зачем? как?);
- знает различные источники информации;
- владеет элементарными навыками их использования для реализации своих познавательных интересов и потребностей;
- обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение «потому что»;
- стремится к упорядочиванию, систематизации фактов и представлений.
- желание активно участвовать в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках;
- умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.
Показатели выявления теоретических знаний и интереса детей по разделу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (диагностика).
- Проявляет интерес к русской национальной культуре.
- Умеет играть в русские народные игры.
- Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки, заклички.
Узнает героев русского народного фольклора, произведений изобразительного искусства.
- Принимает осмысленное участие в русских народных праздниках, знает название праздника, некоторые его традиции.
- Имеет представление о русской национальной одежде и обуви.
- Имеет представление о старинных предметах быта и их назначении.
- Бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества.
Литература:
- Некрылова А.Ф. «Круглый год», Москва 1989 г. Изд-во «Правда».
- Миронов В.А. «Народный календарь», Москва 2005 г., АСТ-Астрель.
- Рожнова П.К. «Русский народный календарь», АиФ-Принт. Москва 2001 г.
- Петров В.И., Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. «Осенние праздники, игры, забавы для детей», Москва 2001 г. «Сфера».
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Изд-во «Детство-Пресс» 2000 г. Санкт-Петербург.
- Перминова Н. «Дымковская расписная», ВВКИ 1979 г. Горький.
- Ветошкина Н.В. «Надежда» 1999 г. Киров.
- «Энциклопедия земли Вятской» 1994 г. Киров.
- Радынова О.П. «Баюшки-баю», Москва «Владос» 1995 г.
- Рондели Л.Д. «Народное декоративно-прикладное искусство», Москва «Просвещение» 1984 г.
- Федотов Г. «Дарите людям красоту», Москва «Просвещение» 1985 г.
- Богуславская И.Я. «Дымковская игрушка», Ленинград «Художник РСФСР» 1988 г.
- Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду», Москва «Просвещение» 1972 г.
- Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», Москва «Просвещение» 1984 г.
- Аникин В.П. «Русские пословицы и поговорки», Москва. Художественная литература 1988 г.
- Русские: семейный и общественный быт. Москва, «Наука» 1989 г.
Примерное планирование занятий по программе «Лучик» в средней, старшей и подготовительной группах (Приложение 1).