Известно, что начало обучения в школе – переломный этап в жизни любого ребенка; резко меняется образ его жизни и тип деятельности. Для первоклассников же с нарушением зрения новая для них роль ученика зачастую становится источником еще больших физических и эмоциональных нагрузок. На общие трудности перехода то дошкольного детства к обучению в школе наслаиваются проблемы, вызванные нарушением зрения. Решение их требует от учителя кропотливой работы.
Наиболее полноценная подготовка детей с нарушением зрения к учебной деятельности ведется в специализированных учреждениях: детском саду для детей с нарушением зрения. Однако более половина детей с патологией зрения вообще не попадают в такие учреждения, что приводит к задержке их развития, а затем недостаточной подготовке к обучению в школе. Это обуславливает отставание в учебе, а постоянный не успех становится тормозом их психического развития.
В начале обучения учителю очень важно предвидеть, какие трудности могут возникнуть у ребенка с патологией зрения, если ему совершенно не оказать необходимую помощь. В связи с вышесказанным важнейшим вопросом, на который необходимо получить ответ педагогу современного образовательного учреждения общего значения при работе с детьми с нарушениями зрения, является вопрос: Чем отличаются результат зрительного восприятия при нарушениях зрения от результата зрительного восприятия в условиях нормального функционирования зрительной системы? Современные научные исследования доказывают, что снижение функций зрения, неизбежно приводят к снижению скорости и точности восприятия:
- дети воспринимают фрагментами, искаженно, как единичные предметы, так и групповые композиции;
- у таких детей затруднено установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленно и нечетко их опознания.
Следующим вопросом, на который необходимо получить ответ учителю общеобразовательного учреждения при работе с детьми со зрительной патологии является вопрос: как влияют нарушения зрения на учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся младших классов? Дети с нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.
Кроме того, недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.
В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для данной категории детей характерными являются:
- низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
- низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);
- низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;
- плохое запоминание букв;
- невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв. Цифр и их элементов;
- пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;
- низкий уровень овладения навыками письма и чтения;
- наличие серьезных затруднений в копировании букв;
- появления зеркального написания букв, носящий стойкий характер и др.
Дети с нарушенным зрением отстают от нормально видящих детей по скорости, точности и полноте восприятия. Восприятие рисунков и картин вызывает у них более значительные трудности по сравнению с тем же процессом у детей с нормальным зрением.
НО, неполноценное зрение остается все-таки у учащихся с нарушенным зрением во всех видах их деятельности ведущим анализатором, как и у нормально видящих сверстников. Они пользуются зрением как основным средством восприятия предметов и явлений окружающей действительности.
Наличие перечисленных трудностей у младших школьников с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, особенно проявляющаяся на начальном этапе обучения, становясь постоянным источником отрицательных эмоций, зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности таких детей.
Таким образом, ребенок с нарушениями зрения в период школьного обучения испытывает значительные трудности, что, в свою очередь, требует от педагога образовательного учреждения поддержки данной категории детей.
Для этого следует определить, на воспитание каких качеств и формирование каких навыков, умений нужно обратить внимание впервые дни, первые недели школьной жизни ребенка.
В первую очередь следует обратить внимание на те компоненты подготовленности к школе, которые ярко проявляются в начальный период обучения и особенно важны для детей с нарушением зрения. К таким компонентам относятся:
- мотивационная готовность к школе;
- умение содержать свое рабочее место в порядке;
- воспринимать инструкцию учителя и действовать соответственно ей;
- создание благоприятных для зрения условий и использование специальных наглядных пособий.
Нарушения зрения часто вызывает отсутствие интереса к учебной работе. Это объясняется вялостью, инертностью, малоподвижностью из-за трудностей в пространственной ориентировке, нарушением моторики и координации движений, бедностью представлений об окружающем мире.
Дети с нарушением зрения чаще (чем нормально видящие) имеют неправильное представление об учебе. Одни приходят в школу с ожиданием чего-то очень интересного, веселого, и, когда их ожидания не оправдываются, у них возникает разочарование, интерес к учебе быстро угасает. Другие, особенно дети, не посещающие дошкольное учреждение, и дети из неблагоприятных семей, идут в школу без желания, иногда с тревогой, страхом.
Очень важно, поэтому большое внимание уделять развитию мотивационной сферы, различными способами стимулируя у детей желание учиться. Прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для того, чтобы они полюбили свой класс, охотно шли на уроки. Уже само внешнее оформление классной комнаты вызывает у детей положительный эмоциональный настрой: приятная для глаз окраска стен, мебели; на классной доске и на стене около нее только самые необходимые (эстетически грамотно выполненные) пособия. Оптимально подобранное освещение.
Важным моментом в формировании положительного эмоционального настроя является ситуация успеха. Для этого учитель умело использует такой педагогический инструмент, как оценка.
В первый год обучения первоклассники отметок не получают. Но в то же время учитель не должен оставлять без внимания ни одного шага учащегося на уроке. Педагог должен замечать и поощрять каждый, даже небольшой, успех, малейшее их продвижение: ровно проведенную линию, красиво написанную букву, удачное соединение букв и т. д. Подробно останавливаясь на положительных сторонах в работе учащихся, учитель тут же показывает конкретно, при каком условии он может выполнить задание еще лучше. Например, справился первоклассник с заданием – получил оценку “хорошо”; очень красиво, правильно выполнил – оценка “молодец”; но если пока ребенок не сумел, допустил ошибки, педагог не должен ругать его, а спокойно, доброжелательно добиваться, чтобы ученик сам понял свои недочеты и стремился их исправить.
Наличие положительной мотивации к учебной, а будущем трудовой деятельности является основой уверенного, оптимистического отношения к жизни, что особенно важно для детей с отклонением в развитии, в частности для детей, имеющих нарушения зрения.
С первых дней учебы у ребенка с нарушением зрения возникают трудности в ориентировке на его рабочем месте. Количество учебных пособий возрастает с каждым уроком: касса букв, касса цифр, счетные палочки, математический набор, указка, линейка-светофор и пр. к тому же первокласснику трудно управлять своими движениями: недостаточно развита мелкая моторика рук, нет точности и скоординированности в работе глаз и рук (особенно при монокулярном характере зрения).
Поэтому очень важно научить школьника рационально располагать учебные пособия, отводя для каждого из них определенное место. Ученик смахнул рукой с парты арифметический ящик, содержимое которого рассыпалось по всему полу. Учитель спокойно выясняет с ним причину случившегося: ящик был поставлен со стороны невидящего глаза. Ученик наглядно убеждается в значении правильного расположения своих вещей на парте.
В начале урока учитель напоминает, какие пособия необходимы для данного урока, где должны находиться тетрадь, учебник, сигнальные карточки; все лишнее должно быть убрано с парты.
Большую трудность для детей с нарушением зрения представляет овладения такими способами умственных действий, как восприятие, запоминание и умение следовать инструкции учителя. Слабовидящие и дети с амблиопией и косоглазием, особенно из них, которые не посещали дошкольное учреждение, часто не реагируют на вопрос, заданный всему классу. Они отвечают только в том случае, если к ним обращаются лично. Несмотря на сохранность слуха, эти дети не слышат и не понимают учителя при объяснении нового материала или при проверке учителем усвоенного. Это затрудняет их участие в коллективной работе.
Привычка пропускать речь учителя мимо ушей может закрепиться и в дальнейшем стать серьезной преград в учебе. Для этих учащихся будут весьма неэффективными такие формы получения информации, как рассказ учителя, беседы, передачи по радио и телевидению. В дальнейшем, чтобы усвоить и суметь передать, например, содержание статьи по истории и другим предметам, ученик должен будет многократно перечитать нужный материал, напрягая свое дефектное зрение. А поскольку в старших классах объем печатного текста с каждым годом нарастает, то неграмотное использование зрения приводит к его ухудшению, учащиеся надолго теряют работоспособность и переходят в ряды отстающих.
Из сказанного следует, что умение слушать, понимать объяснения, задания учителя и точно действовать в соответствии с ними – очень важное качество для любого ребенка, а для ученика с нарушением зрения оно просто неоценимо. Хорошо поняв смысл высказываний педагога, его требования, ученик сможет правильно выполнять их.
При организации любого вида деятельности учитель должен приучать действовать строго по заданию, добиваться, чтобы дети хорошо усвоили ее главную мысль: “Будьте внимательны, выполняйте точно, ничего не упуская, ничего лишнего не добавляя”. Не следует детей подгонять, не убыстрять темп, чтобы ученики работали ровно, спокойно и в то же время понимали, что отвлекаться нельзя, надо быть внимательным, сосредоточенным, держать необходимые вещи под рукой и на отведенных для них местах.
Как уже отмечалось выше, дети с нарушенным зрением отстают от нормально видящих школьников по скорости, точности и полноте восприятия. Восприятие окружающего мира вызывает у них более значительные трудности по сравнению с теми же процессами у детей с нормальным зрением.
Неполноценное зрение остается все-таки у учащихся с нарушенным зрением во всех видах их деятельности ведущим анализатором, как и у нормально видящих сверстников. Они пользуются зрением как основным средством восприятия предметов и явлений окружающей действительности.
Все особенности состояния зрения детей необходимо учитывать в педагогическом процессе. Только создания благоприятных условий в классе, наличие соответствующего оснащения на уроках, применение особых методов в работе могут сделать обучение школьников с нарушенным зрением успешным.
Создание в классе благоприятных условий облегчает зрительную работу для учащихся с нарушенным зрением. Большое значение приобретает вопрос правильного освещения класса. Как показывают исследования, наилучшей нормой освещения класса, в котором занимаются дети с неполноценным зрением, является освещение 700-1000 люкс, что превышает освещение обычного класса в два раза. Свет должен быть рассеян по всей комнате. Необходимо позаботиться, чтобы в классе не было яркого ослепляющего блеска. С этой целью на окнах должны быть специальные занавески, позволяющие регулировать поступление в комнату дневного света.
Для правильной посадки и удобств в работе очень важны размер и конструкции парты. Наиболее удобны парты, у которых крышка поднимается и ставится под нижним углом. Это дает возможность ребенку при чтении сидеть относительно прямо, не слишком наклоняя голову и туловище. В тех случаях, когда парта не имеет поднимающейся крышки, необходимо использовать подставку для книг особенно для детей у кого высокая близорукость, нистагм и сходящееся косоглазие. При расходящемся косоглазии наглядный материал лучше положить на стол.
Классные доски рекомендуется иметь серо-зеленого цвета. Следует обращать внимание на то, чтобы на этих досках не было меловых и световых бликов для более четкого восприятия изображения или предлагаемой информации.
Применяемый в школьной практике учебный материал должен быть максимально приспособлен к особенностям ослабленного зрения школьников. Используемые на уроке тетради, учебники, мел, картины, карты и др. должны быть подобраны или специально сделаны в соответствии с нуждами детей с нарушением зрения.
Некоторые авторы рекомендуют использовать для письма бумагу бледно-кремового цвета, без блеска, так как этот цвет хорошо, без излишней резкости контрастирует с черными и синими чернилами. В последнее время было предложено использовать бумагу для тетрадей бледно-зеленого цвета с темно-зелеными полосками для письма.
Обычно в школах используется белый мел, который должен быть мягким, благодаря чему получаются ясные широкие линии, и при письме такой мел не крошится, что дает возможность избежать пыли, вредной для глаз.
Не рекомендуется линовать доску белым мелом, так как при восприятии таких линий глаза напрягаются, особенно у детей, страдающих астигматизмом. Эти линии утомляют глаза и у других детей с нарушенным зрением.
Карандаши следует употреблять мягкие. При выборе учебников, по которым сбираются обучать школьников, следует учитывать цвет бумаги, размер шрифта, расцветку и качество иллюстраций.
Правильно подобранный учебный материал способствует сохранению зрения учеников, а также облегчает им использование слабого зрения в учебном процессе.
Основные требования, предъявляемые к наглядным пособиям для слабовидящих детей.
Размеры пособий должны соответствовать остроте зрения.
При остроте зрения 0.05-0.1 (1 группа зрительной нагрузки) занятия проводятся для близи с расстояния 33 см, размер объекта 1.5-3 см. Шрифт контура различения 3-5 мм. Контур четкий. Шрифт при 0.05-13 мм (интервал между строками 1 см), при 0.1-7.5 мм (интервал тот же). Для дали, расстояние проводится 1,5 м, размер объектов 7-10 см.
При остроте зрения 0.15-0.2 (2 группа) размер объекта для близи 1.0-2.5 см. Ширина контура различения 2-3 мм. Контур выражен слабо. Шрифт 5-6 мм (интервал между строчками 1.0 см). Для дали занятие проводится с расстояния 1.5-3.0 м, размер объектов 5-7 см.
При остроте зрения 0,25-0,5 (3 группа) размер объекта для близи 0.5-1.0 см. Ширина контура 1-2 мм, контур выражен слабо. Размеры пособий для дали 3-5см. Шрифт обычный.
При остроте зрения 0.5-0.8 (4 группа) размер объекта для близи до 0.5 см без контура, для дали – 1-3 см. Шрифт обычный.
Раздаточный материал при сходящемся косоглазии (направление взора вверх и вдаль), высокой близорукости, нистагме нужно располагать обязательно на подставке, при расходящемся косоглазии (направление взора вниз и вблизи) наглядный материал лучше положить на стол.
- Нельзя использовать пособия с блестящей поверхностью. Картины, висящие в классе, должны быть размера, удобного для обозрения слабовидящими, и (во избежание блеска) лишены стекол. Картины нужно вешать на уровне глаз, чтобы детям было удобно их рассматривать.
- Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму.
- Наглядные пособия должны быть с повышенной насыщенностью (оранжевого, красного, зеленого цветов). Демонстративный материал нужно показывать на контрастном с цветом фоне, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (красный рядом с желтым часто воспринимается ребенком с нарушенным зрением как оранжевый; синий с красным – фиолетовый; фиолетовый с коричневым – черный и т. д.)
- Следует избегать излишнего загромождения картины или карты деталями, затрудняющими их обозрение и понимания.
- На одном уроке используют 3-4 одинаковых объекта для более точного их восприятия.
- При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их по группам по 5-6 объектов.
- Если ребенку врач назначает окклюдор, то ученик стоит у доски со стороны открытого глаза (Наклейка на левом глазу, ребенок стоит справа. Наклейка на правом глазу, ученик стоит от доски слева).
- При фронтальном демонстрировании настенных картин детям со зрительной патологией предлагают выйти к доске для полного и правильного восприятия картины.
- Если у учителя есть комплект небольших картин в количестве, необходимом для обеспечении каждого ученика с нарушенным зрением, то это дает возможность одновременного, индивидуального обозрения картины данными школьниками.
- Некоторые рисунки требуют специального приспособления, доработки их для применения в общеобразовательном классе, имеющих детей с нарушением зрения. Если же доработать рисунок почему-либо нельзя, то лучше отказаться от его употребления в качестве наглядного пособия. (Если на рисунке на фоне снега изображен белый медведь, то детям трудно его различить. Чтобы приспособить для восприятия такой рисунок для школьника со слабым зрение, следует обвести контуры изображения медведя черной тушь. При этом условии он будет ясно выделяться.)
- В работе со слабовидящими рекомендуется использовать силуэтные рисунки. Эти рисунки удобны тем, что они просты, обладают минимумом деталей и хорошо воспринимаются слабым зрением. Силуэты рисунков легко изготавливаются. Это дает возможность учителю иметь их в нужном количестве и использовать в качестве раздаточного материала.
В школах в связи с быстрой утомляемостью зрения особая необходимость возникает в уменьшении зрительной нагрузки и охраны зрения слабовидящих детей. Небрежное отношение к неполноценному зрению может привести к ухудшению, а иногда и к потере зрения. В целях охраны зрения учеников нужно ограничивать объем зрительной работы. Для этого должен осуществляться так называемый режим охраны зрения, согласно которому учебный процесс планируется так, чтобы по возможности сокращать виды работ, требующих большого участия зрения, и как можно больше опираться на слух. Кроме того, необходимо чередовать письменные упражнения с устными формами деятельности, давая, таким образом, отдых глазам. Сокращение количества письменных упражнений не должно отрицательно влиять на выработку навыков счета и не должно снижать активность детей.
В массовой школе овладение учебными навыками достигается большим количеством письменных упражнений (выработка навыков решения примеров и задач, а это требует значительной зрительной нагрузки).
Перед учителем стоит задача найти такие приемы работы, которые давали бы детям возможность получать нужные знания, может быть, несколько замедленным темпом, но без излишнего зрительного напряжения. Следует обратить внимание на то, что применение на уроке в большом объеме устных форм работы может привести к снижению активности детей. В самом деле, когда ученик самостоятельно выполняет письменное задание, то он находится в условиях, при которых должен быть активным, т.е. делать вычисления, решать примеры, думать над постановкой вопросов к задаче.
При сокращении количества письменных заданий по математике и при соответственном увеличении устных заданий, когда задание выполняется учащимися в уме, контролируются лишь отдельные дети. Есть опасность, что часть учеников более слабых, медлительных и инертных выпадает из работы. Эти дети в какой-то мере станут лишь пассивными свидетелями того, что делается в классе; они будут главным образом выполнять задания только тогда, когда вопрос будет обращен непосредственно к ним. Во избежание активности детей, учитель должен тщательно продумывать формы и методы работы, чтобы обеспечить максимально активное участие в учебной деятельности каждого ребенка.
Учителя, работающие с детьми со зрительной патологией, пользуются в основном методикой массовой школы. Однако они требуют известных изменений и переработки, сообразуясь при этом с особенностями неполноценного зрения у слабовидящих.
Список литературы
- Демирчоглян Г.Г. Профилактика близорукости у детей. -М.: 2000.
- Малеева З.П. Учение и зрение: Методическое пособие по охране, гигиене и профилактике зрения. – Челябинск, “Околица”, 2002.
- Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002.
- Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2007.