Цели урока.
Систематизировать знания учащихся о единицах времени, развивать умение преобразовывать крупные единицы в мелкие и наоборот; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи; познакомить с новой единицей времени век.
Оборудование. Карточки с заданиями для учащихся, модель циферблата часов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель.
Внимание, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка.
Сегодня на уроке у нас присутствуют знатоки, почемучки и исследователи.
2. Устный счёт.
Учитель. Мы сегодня продолжим работу с единицами времени, будем совершенствовать свои вычислительные навыки. А главное будем учиться мыслить. А здесь не обойтись без тренировки.
Учитель. Да, ребята, время движется вперёд, а у нас продолжается учебный год.
3. Повторение. А когда начинается учебный год? А когда заканчивается? А сколько длится? А сколько месяцев вы знаете? Назовите их по порядку. А сколько в месяце суток? А недель? А год, сколько длится дней? А знаете почему?
4. Знатоки. Новая тема. Мы знаем, что Земля вращается вокруг Солнца. Она делает круг за 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд. Это длина солнечного года. В нашем календаре 365 дней и нет дополнительного листочка. Куда же исчезает это время? Оно не исчезает, а копится в течение четырёх лет. Каждый четвёртый год длиннее на один день, с числом 29 февраля и в нём 366дней - он называется високосным.
Учитель. Вот у нас с Вами сейчас какой год? (2008 г.) В феврале - сколько дней? (29) Значит он високосный (366 дней)
Работа в тетрадях. Запишем 21 октября 2008 год 21 век. Что вы услышали новое, что мы не записывали на уроке? А что такое век?
На доске тема урока.
1 век = 100 лет
Учитель.
Вот сегодня мы и будем о нем говорить и узнавать новое.
5. Почемучки. А почему в записи 2008 года отсутствуют сотни?
Учитель. Может мы что-то напутали? Нет, всё верно. В этом нам разобраться помогут исследователи.
Рассказ исследователей. Много веков назад люди выбрали условную точку отсчёта времени. Её наличие не говорило о том, что до этого момента ничего не происходило и время стояло на месте. На уроках окружающего мира мы слышали о годах нашей эры и годах до нашей эры. Покажем на числовом луче.
1 век, а 1 января 101 года начинался 2 век.
- Часть луча, который охватывает ближайшие к нам века. Какой век заканчивается 31 декабря 1900 г.? (19 в.) А 31 декабря 2000 г.? (20 в.) Какой век начался 1 января 2001 г.? (21 в.)
Вывод. Значит - мы дату записали верно: 21 век ещё идёт и нельзя сказать, что прошло 2100 лет.
6. Физминутка.
Наши глазки - это часики.
Которые идут по кругу, поэтому мы сделаем упражнения для глаз круговые движения по кругу циферблата.
7. Почемучки. А почему мы жили в 20 в. И в 21 в.? Значит - мы проживём 200 лет? Нет, мы родились в конце 20 в. И живём в начале 21 в. Продолжительность жизни человека не более 150 лет. А вот деревья могут жить несколько столетий.
ЕЛЬ 300 ЛЕТ – 3 В. ПИХТА 350 ЛЕТ - 3,5 В.
СОСНА 350 ЛЕТ - 3,5 В. ЛИСТВЕННИЦА - 600 ЛЕТ-6 В.
- Вот видите, живут деревья столетия, а срубить можно за 5 минут. Знатоки. Учёные подсчитали на Земле каждую минуту, вырубают 20 га лес, длиной 2 км, шириной 100 м. А за 10 мин. – 200 га, за 1 час – 1200 га, за сутки – 28800 га. А за год? за век? Очень страшная картина получается. Давайте беречь и охранять наши леса!
8. Практичесаая работа. Давайте, исследуем, узнаем, ответим почему.
Карточки для самостоятельной работы. (Приложение 1)
9. Работа над задачами. Исследователи приготовили нам задачи.
Задача-1.
60 кг макулатуры сохраняет от вырубки одно дерево, которое растёт 100 лет или век. А решите, сколько деревьев сохранят учащиеся одной школы, собрав 600 кг макулатуры? (600:60=10 (д.)) А сколько макулатуры надо собрать, чтобы сохранить 20 деревьев? (60*20=1200 (кг))
Этим мы можем сохранить наш лес.
Задача-2. За сутки семья одного муравейника ловит 15000 насекомых.
Сколько насекомых не съели муравьи, если в лесу были разорены три муравейника. (15000*3=45000 (нас.)) Вот какой вред может нанести человек.
Задача-3.Ондатры впервые завезены в Россию в 1928 г. Сколько лет прошло с тех пор, как первые ондатры появились в нашей стране.(2008-1928=80 (лет)) А в каком веке это было? (20 в.)
10. Закрепление.
Учитель. А теперь пользуясь знаниями, своими исследованиями, давайте подведём итоги и закрепим наши знания.
Самостоятельная работа. Заполни пропуски. (Приложение 2)
11. Итог урока.
Учитель. С какой целью мы выполняли все эти задания?
Дети. Научиться определять какой идёт век и год.
Учитель. Молодцы! Вы показали хорошие знания. Спасибо за работу!
12. Домашнее задание.
Приложение 1
Сколько веков составляют:
300 лет - 1500 лет -
1000 лет - 1900 лет -
К какому веку относится:
862 год - в., 1613 год - в.,
988 год - в., 1703 год - в.,
1147 год - в., 1812 год - в.,
1380 год - в., 1941 год - в.
Приложение 2
Заполни пропуски.
Мы живём в веке. Сейчас______год________месяц,_____число.
Часы показывают____часов______минут. Через ____минут начнётся новый час.
Через ____часов _____минут начнутся новые сутки. До следующего____года осталось_______дней.
Заполни пропуски.
Я родился в ____веке,_______году,______месяце,______числа. Мой город родился в _______ веке, ________году.