Единицы времени. Век. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока.

Систематизировать знания учащихся о единицах времени, развивать умение преобразовывать крупные единицы в мелкие и наоборот; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи; познакомить с новой единицей времени век.

Оборудование. Карточки с заданиями для учащихся, модель циферблата часов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель.

Внимание, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка.

Сегодня на уроке у нас присутствуют знатоки, почемучки и исследователи.

2. Устный счёт.

Учитель. Мы сегодня продолжим работу с единицами времени, будем совершенствовать свои вычислительные навыки. А главное будем учиться мыслить. А здесь не обойтись без тренировки.

Учитель. Да, ребята, время движется вперёд, а у нас продолжается учебный год.

3. Повторение. А когда начинается учебный год? А когда заканчивается? А сколько длится? А сколько месяцев вы знаете? Назовите их по порядку. А сколько в месяце суток? А недель? А год, сколько длится дней? А знаете почему?

4. Знатоки. Новая тема. Мы знаем, что Земля вращается вокруг Солнца. Она делает круг за 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд. Это длина солнечного года. В нашем календаре 365 дней и нет дополнительного листочка. Куда же исчезает это время? Оно не исчезает, а копится в течение четырёх лет. Каждый четвёртый год длиннее на один день, с числом 29 февраля и в нём 366дней - он называется високосным.

Учитель. Вот у нас с Вами сейчас какой год? (2008 г.) В феврале - сколько дней? (29) Значит он високосный (366 дней)

Работа в тетрадях. Запишем 21 октября 2008 год 21 век. Что вы услышали новое, что мы не записывали на уроке? А что такое век?

На доске тема урока.

1 век = 100 лет

Учитель.

Вот сегодня мы и будем о нем говорить и узнавать новое.

5. Почемучки. А почему в записи 2008 года отсутствуют сотни?

Учитель. Может мы что-то напутали? Нет, всё верно. В этом нам разобраться помогут исследователи.

Рассказ исследователей. Много веков назад люди выбрали условную точку отсчёта времени. Её наличие не говорило о том, что до этого момента ничего не происходило и время стояло на месте. На уроках окружающего мира мы слышали о годах нашей эры и годах до нашей эры. Покажем на числовом луче.

1 век, а 1 января 101 года начинался 2 век.

- Часть луча, который охватывает ближайшие к нам века. Какой век заканчивается 31 декабря 1900 г.? (19 в.) А 31 декабря 2000 г.? (20 в.) Какой век начался 1 января 2001 г.? (21 в.)

Вывод. Значит - мы дату записали верно: 21 век ещё идёт и нельзя сказать, что прошло 2100 лет.

6. Физминутка.

Наши глазки - это часики.

Которые идут по кругу, поэтому мы сделаем упражнения для глаз круговые движения по кругу циферблата.

7. Почемучки. А почему мы жили в 20 в. И в 21 в.? Значит - мы проживём 200 лет? Нет, мы родились в конце 20 в. И живём в начале 21 в. Продолжительность жизни человека не более 150 лет. А вот деревья могут жить несколько столетий.

ЕЛЬ 300 ЛЕТ – 3 В. ПИХТА 350 ЛЕТ - 3,5 В.

СОСНА 350 ЛЕТ - 3,5 В. ЛИСТВЕННИЦА - 600 ЛЕТ-6 В.

- Вот видите, живут деревья столетия, а срубить можно за 5 минут. Знатоки. Учёные подсчитали на Земле каждую минуту, вырубают 20 га лес, длиной 2 км, шириной 100 м. А за 10 мин. – 200 га, за 1 час – 1200 га, за сутки – 28800 га. А за год? за век? Очень страшная картина получается. Давайте беречь и охранять наши леса!

8. Практичесаая работа. Давайте, исследуем, узнаем, ответим почему.

Карточки для самостоятельной работы. (Приложение 1)

9. Работа над задачами. Исследователи приготовили нам задачи.

Задача-1.

60 кг макулатуры сохраняет от вырубки одно дерево, которое растёт 100 лет или век. А решите, сколько деревьев сохранят учащиеся одной школы, собрав 600 кг макулатуры? (600:60=10 (д.)) А сколько макулатуры надо собрать, чтобы сохранить 20 деревьев? (60*20=1200 (кг))

Этим мы можем сохранить наш лес.

Задача-2. За сутки семья одного муравейника ловит 15000 насекомых.

Сколько насекомых не съели муравьи, если в лесу были разорены три муравейника. (15000*3=45000 (нас.)) Вот какой вред может нанести человек.

Задача-3.Ондатры впервые завезены в Россию в 1928 г. Сколько лет прошло с тех пор, как первые ондатры появились в нашей стране.(2008-1928=80 (лет)) А в каком веке это было? (20 в.)

10. Закрепление.

Учитель. А теперь пользуясь знаниями, своими исследованиями, давайте подведём итоги и закрепим наши знания.

Самостоятельная работа. Заполни пропуски. (Приложение 2)

11. Итог урока.

Учитель. С какой целью мы выполняли все эти задания?

Дети. Научиться определять какой идёт век и год.

Учитель. Молодцы! Вы показали хорошие знания. Спасибо за работу!

12. Домашнее задание.

Приложение 1

Сколько веков составляют:

300 лет -        1500 лет -

1000 лет -      1900 лет -

К какому веку относится:

862 год - в.,    1613 год - в.,

988 год - в.,    1703 год - в.,

1147 год - в.,  1812 год - в.,

1380 год - в.,  1941 год - в.

Приложение 2

Заполни пропуски.

Мы живём в веке. Сейчас______год________месяц,_____число.

Часы показывают____часов______минут. Через ____минут начнётся новый час.

Через ____часов _____минут начнутся новые сутки. До следующего____года осталось_______дней.

Заполни пропуски.

Я родился в ____веке,_______году,______месяце,______числа. Мой город родился в _______ веке, ________году.