Современные процессы общественного развития обусловливают изменение приоритетов образования — все большее значение приобретает поиск новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности ребенка, на создание условий, способствующих его социальной адаптации.
Исследователи утверждают, что адаптация ребенка к детскому саду должна рассматриваться как процесс двусторонний. С одной стороны, это биологическое приспособление, а с другой - адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет ломка привычных форм жизни ребенка, перестройка его отношений с людьми.
Авторы подчеркивают, что адаптационный период протекает по-разному, зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, характера семейных отношений, условий детского сада. Доказано удлинение сроков и продолжительности адаптации по мере взросления детей. Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и с малым социальным опытом. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умениями произвольно-волевой регуляции поведения, легче адаптируются к новым условиям.
На сегодняшний момент достаточно полно изучены вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада: выделены степени адаптации ребенка, раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ. Однако многие дети начинают посещать детский сад только со старшей группы, но, к сожалению, особенности процесса адаптации детей 5-6 лет на сегодняшний день практически не изучены. Более того, многие педагоги-практики считают, что у ребенка старшего дошкольного возраста вообще не должно быть особенных проблем, ведь “он уже взрослый, знаком с правилами поведения, любит и умеет общаться со сверстниками и взрослыми и т.д.”.
Попытки рассмотреть проблему социальной адаптации старших дошкольников в группе ДОУ реализуются преимущественно на уровне теоретических исследований и общих практических рекомендаций, смысл которых обычно сводятся к рекомендации перед приходом ребенка в сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.
Тем не менее, в первую очередь ребенок 5-6 лет, впервые пришедший в детский сад, зачастую испытывает серьезные проблемы во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, у него ярко проявляются нарушения поведения и т.д., что не всегда рассматривается педагогами, как проблема социальной адаптации, скорее они склонны считать, что ребенок просто плохо воспитан. На самом деле, подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют о серьезных проблемах и заслуживают пристального внимания со стороны взрослых.
В данной статье мы предприняли попытку описания портрета современного ребенка старшего дошкольного возраста в процессе адаптации к группе ДОУ, основанного на результатах, проведенного нами исследования.
Итак, ребенок старшего дошкольного возраста с проблемами социальной адаптации к группе ДОУ может отказываться от еды, сна, негативно относиться к ситуации пребывания в детском саду, у него наблюдается снижение общего эмоционального фона (плаксивость, беспокойство). Это происходит потому, что ситуация вокруг ребенка кардинально меняется: распорядок дня, питание, правила, постоянное присутствие рядом с ним множества, пока еще, посторонних людей, которые тоже постоянно чего-то хотят и требуют от него. То есть все, что теперь окружает ребенка, абсолютно не похоже на то, что совсем недавно окружало его дома. Именно на домашние привычки ссылается такой ребенок, отказываясь принимать новые условия жизни. Например: “Я дома никогда не сплю днем”, “Я ем дома кашу, вместе с мамой”, “Я кашу вообще не люблю, я дома ем только сухие завтраки”, “Мне не нравится здесь, я бы лучше дома побыл”. Негативное отношение к детскому саду также может быть продиктовано тем, что реальность не соответствует ожиданиям ребенка. Многие родители, сообщая ребенку, что он пойдет в детский сад, говорят: “Там будет весело, будешь все время играть с ребятами…”, “Там будет как дома, только веселее…” Но ребенок сразу же понимает, что все далеко не “как дома” и вовсе не получается “все время играть”, а нужно еще выполнять разные поручения, у всех есть какие-то обязанности, нужно заниматься и соблюдать разные правила множество других отличий от того как все происходит дома. Например: “Мне говорили, что в саду хорошо. Меня обманули”, “Дурные воспитатели – все заставляют меня делать”, “Мама никогда не заставляет сразу убирать игрушки, а иногда сама убирает. А если я еще захочу поиграть, что же все заново доставать?” и пр.
Одним из факторов, приводящих к проблемам социальной адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении, могут быть и личностные особенности дошкольника, такие как снижение или повышение уровня тревожности, неадекватная самооценка, повышенный уровень агрессии.
Ребенок старшего дошкольного возраста вполне способен адекватно оценивать свои поступки, достижения в разных видах деятельности, обосновывать положительные характеристики самого себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Для старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка. Это связано с потребностью ребенка в одобрении окружающих взрослых, поэтому он может наделять себя различными положительными качествами (даже если это не соответствует действительности) и категорично отвергать возможность совершения им какого-либо негативного действия. Однако ребенок с проблемами адаптации, как правило, либо занижает свою самооценку, считая, что он все делает неправильно, он плохой, либо наоборот слишком завышает, считая, что только он один хороший, а все остальные плохие и просто завидуют и придираются. Например: “Хорошо играю, рисую. Я вообще всё делаю хорошо, лучше, чем другие”, “Я всегда слушаюсь. Я всегда всё делаю правильно, никогда не нарушаю ничего”, “Я знал, что я неправильно сделаю, у меня всегда не получается хорошо сделать”, “Все плохое всегда со мной случается, никогда ничего хорошего”.
Также для этого ребенка характерно испытывать излишнее беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают. Любое задание (даже то, с которым он вполне может справиться) вызывает у него тревогу. Ребенок не может спокойно переносить ситуацию ожидания. Он волнуется, часто они ожидает самого худшего, начинает нервничать, суетиться, много раз задавать один и тот же вопрос: “Когда уже я буду?…”, “Скоро уже полдник? Сколько осталось?”, “А что мы будем делать? А я умею это?”, “Я правильно делаю? А у меня так?” и др.
Ребенок может даже заплакать, в случае, если он попадает в неизвестную для него ситуацию, если он не уверен в своей успешности при выполнении нового задания.
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие.
Чаще всего и физическая и вербальная агрессия направлена на других детей, ребенок может: ломать постройки других детей, портить или прятать игрушки, затевать драки. Иногда агрессия может быть направлена не только на сверстников, но и на взрослых людей. Ребенок ярко проявляет негативизм, открыто говорит взрослым грубые слова “Вы плохая! Ненавижу Вас! Вы всегда что-то требуете!” и пр.
У ребенка с трудностями социальной адаптации агрессия проявляется как защитная реакция, причем даже в ситуациях, когда ему ничего не угрожает. Просто он не знает, не умеет иначе отстаивать свою позицию, вступать в контакт с другими людьми. Кроме того, в самый первый день в детском саду все люди, которых он здесь встречает, являются для него посторонними, чужими, незнакомыми и, если не удается сразу наладить какие-то положительные контакты, то эта ситуация сохраняется довольно долго и только обостряется со временем. Ребенку кажется, что все кто его окружают, хотят сделать ему что-то плохое, поэтому на любую попытку контакта отвечает агрессией. Иногда агрессивное поведение может быть связано с родителями. Они обещают ребенку замечательную жизнь в “новом доме”, но ничего замечательного ребенок поначалу здесь не видит, он может думать, что родители хотели от него избавиться, поэтому он злится на них, чувствует себя некомфортно от этих чувств и вымещает все это на тех, кто оказывается поблизости, что еще больше затрудняет для такого ребенка возможность наладить доброжелательные взаимоотношения с окружающими и положительное общение.
В ситуациях взаимодействия ребенок с проблемами социальной адаптации, как правило, впадает в две крайности: либо он проявляет себя как лидер, но довольно жесткий, бескомпромиссный, несговорчивый и довольно агрессивный, либо как безиннициативный, согласный на любые предложения или указания, ведомый. Например: “Это я придумал, значит, будет, как я сказал, или вообще не будем играть!”, “Это моя игрушка, значит я – главный, а вы должны меня слушаться!”, “Я не знаю как. Давай, как ты сказал”, “Мне сказали, что я грудной ребенок и не могу выходить из дома, поэтому я здесь сижу, как будто сплю в кроватке”.
Безусловно любой ребенок стремится к общению и со сверстниками и со взрослыми, однако несформированность коммуникативных умений не позволяют ему наладить положительное конструктивное взаимодействие. Основные проблемы у детей в период адаптации возникают при самостоятельной организации совместной с товарищами по группе деятельности: неумение высказать просьбу, оказать поддержку, договориться, согласовать свои действия с действиями других детей и так далее, зачастую приводят либо к возникновению конфликтов, либо к тому, что ребенок замыкается в себе и отказывается от общения. Ребенок может бояться обратиться к взрослому за помощью, при обращении к воспитателю не называть его по имени - отчеству, а дергать за рукав, стучать по плечу и пр. Отказ воспитателя на какую-то просьбу может вызывать бурный протест, обиду или агрессию, не смотря на то, что отказ был аргументирован.
Таким образом, ребенка с проблемами адаптации к группе ДОУ характеризует неуверенность в собственных силах, отсутствие мотивации достижений, особенности эмоционально-волевой сферы, недостаточная сформированность коммуникативных умений. К последним относится: неумение войти в игру, обратиться к сверстнику или взрослому; неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности; проявление агрессии; уход от ситуации; негативно окрашенный стиль общения (грубость, обзывание, дразнение, упрямство и пр.); авторитарный стиль общения со сверстниками (использование приказов, установление своих правил); агрессивная реакция на обоснованный отказ педагога.
Успешная социальная адаптация в дошкольный период обусловливает, в том числе, и успешность ребенка в дальнейшем школьном обучении: овладение нормами культуры, принятие социальных требований, освоение способов совместного поиска и принятия решений, формирование рефлексивных представлений о себе на основе внутренних ценностей, интересов и потребностей. Поэтому современные дошкольные образовательные учреждения нуждаются в специально разработанной педагогической технологии работы с детьми старшего возраста, которая станет эффективным средством социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ.
Литература
- Бабаева Т.И. Диагностика взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками. / Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: в 3 ч. Ч. 2. Педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. – СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
- Проблемы дошкольного детства в исследованиях молодых ученых: Сборник научных статей по материалам международного форума молодых ученых, 22-24 апреля 2009 г. – СПб.: Изд – во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.