Многозначные числа и операции с ними. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Совершенствовать грамотное чтение многозначных чисел.
  2. Закреплять умения решать задачи и уравнения с многозначными числами.
  3. Тренировать работу с системой координат.
  4. Развивать творческое воображение.
  5. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи на примере литературных героев.

Урок проводится после изучения по чтению (“Литературное чтение” авт. Бунеевы) произведения Джонатана Свифта “Путешествия Гулливера”.

Оборудование:

  1. Карточка для математического домино у каждого ученика, на обратной стороне которой, напечатана задача.
  2. Фотографии или электронная презентация.
  3. На доске или ватмане - оси координат.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня наш урок будет не только математический, но и немного литературный. Давайте вспомним, с каким литературным произведением мы знакомились на уроке чтения.

Учащиеся: “Путешествия Гулливера” Джонатана Свифта.

2. Основной этап урока.

Учитель: Сейчас я расскажу вам краткую биографию Свифта и мы решим первую задачу. (Показ портрета)

Джонатан Свифт родился 30 ноября 1667 года в Дублине в английской семье. Отец Свифта не дожил до рождения сына, и воспитанием Джонатана занимался его дядя. Свифт получил лучшее для того времени образование – сначала в школе, а затем в колледже. Был священником.

В 1710 году уехал в Ирландию, где, не считая двух кратких приездов в Англию, оставался до конца жизни. Какое – то время он уединённо жил в Дублине, однако в 1720 начал интересоваться общественными делами и писать сатирические произведения. В 1720-1736 написаны многие лучшие его стихи, замысел же книги “Путешествия Гулливера” был воплощен в годы, непосредственно предшествовавшие её публикации в 1726 году.

Умер Свифт 19 октября 1745 года.

Сколько полных лет и месяцев прожил писатель?

Учащиеся: 77 лет и 11 месяцев.

Учитель: Кто был героем его самых известных произведений?

Учащиеся: Лемюель Гулливер. Он сначала был хирургом, а потом капитаном нескольких кораблей. Он совершил четыре путешествия, общая длительность которых составляет 16 лет и 7 месяцев. Отплывая каждый раз из вполне конкретного, реально существующего города, он неожиданно попадает в какие – то диковинные страны, знакомясь с теми нравами и образом жизни.

3. Устный счёт.

Учитель: Гулливер как и все моряки любил играть в домино. Для разминки мы тоже сыграем в домино только математическое (ученики по цепочке устно решают примеры, написанные на карточках).

  305•2
610 720:30
24 3500+150
3650 240-130
110 700:100
7 150•3
450 330:11
30 170+110
280 400-5
395 660-635
25 17•4
68 4000-1001
2999 700•11
7700 300-299
1 425•0
0 120:2
60 900:3
300 500:2
250 20•11
220 350+150
500 100-85
15  

4. Работа с системой координат.

Учитель: Каждый моряк умеет хорошо ориентироваться на карте и плане, а также начертить маршрут корабля. Для этого все пользуются системой координат.

Мы тоже умеем работать с координатами и попробуем с их помощью построить небольшой рисунок.

Один ученик работает на доске, а остальные в тетрадях.

Найди и соедини точки (1,2); (2,2); (3,2); (2,3); (2,4); (3,5); (4,6); (4,5); (4,4); (4,3); (4,2); (5,2); (6,2); (5,3); (5,4); (5,5); (6,6); (7,7); (7,6); (7,5); (7,4); (7.3); (7,2); (8,2); (7,1); (6,1); (5,1); (4,1); (3,1); (2,1)

В тетрадях и на доске получается рисунок.

Учитель: Что получилось?

Учащиеся: Корабль.

Учитель: А как назывался корабль, на котором плавал Гулливер? (Показ фотографии или иллюстрации в книге)

Учащиеся: трёхмачтовый бриг “Антилопа”.

5. Решение задачи.

Учитель: Теперь переверните карточки домино и прочитайте задачу на обратной стороне.

Текст задачи:

Выехав из Англии, до первого острова Гулливер проплыл 1200 км за 30 часов. Затем скорость корабля уменьшилась на 5 км\ч, и до второго острова он плыл 20 часов. До третьего острова он проплыл на 150 км больше, чем от первого до второго. До четвёртого острова он плыл 970 км. Какое расстояние преодолел Гулливер?

В результате анализа задачи строится схема

Решение задачи выстраивается в 5 действий.

    1. 1200:30=40 (км/ч) – V1
    2. 40-5=35 (км/ч) – V2
    3. 35*20=700 (км) – S2
    4. 700+150=850 (км) – S3
    5. 1200+700+850+970=3720 (км) – всего.

Ответ: Гулливер преодолел расстояние в 3720 км.

6. Отработка навыка письменных вычислений.

Игра “Путешествие по странам”.

На доске цепочка вычислений, где вместо чисел написаны страны. Цель игры: вычислить результаты и узнать, что за числа скрываются под названиями. Проверку осуществляет последний решивший пример ребёнок. Вычисления выполняются в тетрадях в столбик.

305•708=ИСПАНИЯ

ИСПАНИЯ-11400=ИТАЛИЯ

ИТАЛИЯ+30050=ГРЕЦИЯ

ГРЕЦИЯ:20=ЕГИПЕТ

Расшифровка

ИСПАНИЯ - 215940

ИТАЛИЯ - 204540

ГРЕЦИЯ - 505120

ЕГИПЕТ - 25256

7. Решение уравнений.

Учитель: Продолжая вспоминать путешествия Гулливера, давайте попробуем посчитать рост лилипута и великана, если рост Гулливера - 1м80см, а лилипут и великан в 15 раз меньше или больше?

180:15=12 (см) – рост лилипута.

180•15=2700 (см) или 27 м – рост великана.

Учитель: Каждый день Гулливер съедал столько еды, сколько нужно для … лилипутов. А узнать это можно, решив уравнение (можно сверить получившийся ответ с книгой).

(Х-1228)•13-1000=5500

Х=1728

Учитель: Сколько лилипутских матрасов понадобилось, чтобы сшить одеяло для Гулливера?

(Х:5+750)•4=3480

Х=600

Учитель: Сколько цепей понадобилось, чтобы приковать Гулливера?

(Х+1100):3-100=297

Х=91

8. Подведение итогов урока.

Учитель: Подошло к концу наше путешествие вместе с Гулливером. Давайте вспомним, что мы повторили на этом уроке?

Учащиеся: Чтение многозначных чисел, решение задач, уравнение, примеров. Построение по координатам.

Учитель: Осталось только поставить оценки и сказать вам, как говорят обычно моряки: “Счастливого пути!”.