Проблемы:
1. Из-за неблагоприятной экологической обстановки на нашей планете, надо научить детей внимательному и бережному отношению к природе, любить, охранять и беречь ее.
Цели:
1. Формировать бережное отношение к окружающему миру природы.
2. Познакомить с различными семенами и их значением для людей и самих растений.
3. Показать развитие растений на различных этапах.
4. Показать значение света, воды и тепла для развития растений.
5. Развить наблюдательность, заинтересованность, способность к экспериментированию.
6. Способствовать эмоциональному восприятию растительного мира.
Задачи:
1. Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении.
2. Вызывать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, что для роста и развития растений необходимы свет, тепло и вода.
Участники проекта: Воспитатель, дети.
Направление работы: Исследовательская.
Формы работы: Опыт, наблюдение, ухаживание, полив, пересадка.
Перспективное планирование исследовательской работы с детьми.
1. Рассматривание семян растений фасоли и гороха, сравнение их и замачивание для прорастания.
2. Рассматривание проростков и посадка их в горшочки.
3. Наблюдение за прорастанием семян в различных условиях (тепло, свет, вода).
4. Наблюдение за ростом фасоли и гороха в разных условиях (на свету и в темноте, в тепле и в холоде, с поливом и без него).
Оборудование: Семена фасоли и гороха, горшочки с почвой; тарелочки, лейка; коллекция семян; карточки овощей и фруктов.
Ход занятия
Организационный момент.
Потянуло солнышко
Спящее зерно.
За ушко на солнышко.
И, взошло оно.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? (О семенах)
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое семя?
- Какие бывают семена?
- Для чего они нужны растению?
- У всех ли растений есть семена?
- Конечно, семена есть у всех растений и у больших и у маленьких. Семена служат для размножения растений.
- Какие семена растений используются в пищу? (Укропа, фасоли, гороха)
- А все ли семена одинаковые? (Дети с воспитателем рассматривают коллекцию различных семян. Рассказывают о них)
Рис. 1
Перед вами карточки плодов фруктов и овощей, они потеряли свои семена, возьмите каждый по одной карточке, посмотрите, какой у вас плод, я вам буду показывать коллекцию семян, вы по карточкам, которые перед вами, должны найти семя к своему плоду.
Молодцы, ребята! Вы правильно нашли семена. Семена растению нужны для размножения и продолжения вида. В семенах находится много питательных веществ, которые в свою очередь нужны для полноценного роста и развития растения. Если семена будут плохие, неправильной формы или неспелые, то и растение будет слабым или оно совсем не взойдет.
I этап
Предложить детям рассмотреть семена фасоли, гороха.
- Я вам сейчас расскажу сказку о том, почему поссорились фасолька и горошек. Я эту сказку начну, а вы поможете мне ее закончить, но не сегодня, а постепенно, наблюдая за ними. Итак, жили-были семена фасоли и гороха.
- Скажите, ребята, эти семена мы используем в пищу? (Да. Мы их кладем в супы и в салаты).
- И вот между ними произошел спор. Во-первых каждый их них считал себя главнее. Правильно это или нет? (Конечно, не правильно. Все овощи важны и нужны нам для питания). Во-вторых они поспорили о значении воды, тепла и света для своего роста и развития. Горошек сказал, что может обойтись без всего этого, а фасолька, наоборот, что нельзя расти и развиваться без них.
- Как вы думаете, ребята, кто из них прав? (Дети спорят)
- Вот видите и вы тоже спорите.
- Я предлагаю помочь фасольке и горошку, проделав опыты. Мы с вами поместим семена фасоли в воду, а семена гороха оставим без воды. Через несколько дней проверим, что произойдет.
Рис. 2
(Через неделю ребята наблюдают у фасольки проростки, а горошек остался без изменения. Дети делаю вывод, что им нужна вода).
Рис. 3
- Настало время продолженить нашу сказку. Обиделся горошек, что не он оказался правым, расплакался, глядя на фасольку и попросил налить и ему воды.
Воспитатель предложила посадить семена фасольки и горошка в горшочки с землей и полить их.
Как вы думаете, горошек понял свою ошибку, что без воды нет жизни? (Да вода имеет важное значение для всего живого).
Но горошек и тут не унимается. Опять затеял спор. Но уже насчет того что для роста и развития достаточно воды, а тепло ему не нужно.
- Ребята, давайте поставим горшочки с фасолькой в тепло, а горошка выставим на улицу, где холодно. Продолжение сказки будет в следующий раз, после того как мы понаблюдаем за ними.
Рис. 4
II этап
Пришло время продолжить нашу сказку.
- Вспомните, что мы сделали с горохом и фасолькой. Да, мы фасольку поставили в тепло, а горошек в холод. Какие изменения с ними произошли? (Фасоль – выпустила молодые, крепкие и зеленые росточки, а у горошка даже всходы не появились). Вот поэтому горошек снова заплакал от обиды. Ведь фасоль росла крепкая, стройная, зеленая. А горошек из – за холода никак не мог выпустить хоть маленький росточек. Опять просит горошек, чтобы его поставили, как и фасольку, в тепло.
- Сделаем вывод: что всему живому, в том числе и растениям, нужно тепло.
Рис. 5
III этап
Но не унимается наш горошек. Он говорит, что согласен с тем, что для жизни нужна вода и тепло, а вот без света может обойтись. Нам с вами придется горошку доказать, что свет тоже очень важное условие. А для этого поставим его в тень, а фасолька пусть продолжает греться на окошке.
Рис. 6
- Давайте посмотрим, как растут фасолька и горошек. (Фасолька на свету растет крепкая, зеленая и выпускает новые листочки, а горошек только выпустил маленький росточек). Дети делают вывод, что свет является тоже важным условием для роста и развития.
Попросил горошек, чтобы и его поставили на окошко на солнышко, где много света. И тогда горошек признался, что был не прав, что его обуяла гордыня. На самом деле свет тоже очень важное условие. Не стал он больше спорить. Попросил у фасольки прощения и помирился с ней.
Рис. 7
- Повторите, пожалуйста, так какие условия нужны для роста и развития растений? (Вода, свет и тепло)
Дети делают вывод: что для роста и развития растений нужно тепло вода, свет и наша любовь к ним.
- Кто мне по карточке расскажет, как из семени вырастает новое растение?