Качественно иная, в сравнении с простой системой образования, атмосфера инновационной экспериментальной деятельности, предполагает новые, усложнённые требования не только к психофизической конституции и интеллектуальным возможностям участников экспериментальной деятельности, но и к их социально-психическому уровню. Различные аспекты возможных проблем приспособления ребёнка и взрослого к этим требованиям, и служат основой для психологического сопровождения организации опытно-экспериментальной деятельности (ОЭД) с самых первых её этапов.
В качестве первостепенных задач психологического сопровождения подготовительного этапа ОЭД мы выделили:
- определение комплекса показателей, отражающих воздействие эксперимента на качество образовательного процесса;
- разработка критериев и подбор необходимых диагностических методик для проведения психолого-педагогического мониторинга экспериментальной деятельности;
- разработка практических рекомендаций и развивающих мероприятий по результатам проводимых диагностических исследований.
Реализацию указанных задач психологического сопровождения осуществляем в следующих направлениях:
- исследовательско-аналитическое (предполагает анализ научно-методической литературы, опыта других экспериментальных площадок, психологических служб, обеспечивающих сопровождение экспериментальной деятельности);
- диагностическое (предполагает проведение психолого-педагогического мониторинга ОЭД);
- консультативное (предполагает оказание консультативной поддержки взрослых участников эксперимента, работу по повышению их профессиональной компетентности);
- коррекционно-развивающее (предполагает проведение психологических коррекционно-развивающих мероприятий).
Исходя из обозначенных основных задач и направлений деятельности психологического сопровождения, в ДОУ был разработан стандарт психологического сопровождения организации опытно-экспериментальной деятельности:
Показатели, отражающие воздействие ОЭД на качество образовательного процесса в ДОУ | Задачи | Психолого-методическое обеспечение | Научно-методическая и консультативная работа |
Готовность педагогов к ОЭД | Выявление уровня мотивационной, технологической, креативной, коммуникативной, личностной, рефлексивной готовности | Диагностический комплекс исследования готовности педагогов к экспериментальной деятельности, разработанный в ДОУ | Отчёт о результатах диагностики; тематическое выступление на педагогическом совете с предоставлением индивидуальных результатов личностной диагностики педагогам; включение полученных данных в материалы мониторинга ОЭД. |
Профессио-нальная компетентность педагогов в процессе ОЭД | - Выявление уровня
педагогической, психологической,
социально-коммуникативной компетентности
педагогов ДОУ. - Составление профессионально-психологического профиля компетентности педагога |
Опросник “Список компетентностей педагогической деятельности” Ю.А.Тукачёв; методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС); личностный опросник К.Томаса; “Изучение профессионального мастерства педагогов” И.Ю.Соколова; методика определения эффективности работы педагога ДОУ с семьёй на основании методологии МПЦУ И.К.Шалаева. | Отчёт о результатах диагностики, тематическое выступление на педагогическом совете; участие в заседании Совета эксперимента по проблеме повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ; индивидуальные консультации педагогов, развивающие мероприятия. |
Психическое развитие воспитанников в период ОЭД (уход от традиционного развития психических процессов к поведению) | - Выявление уровня адаптации к
эксперименту. - Диагностика эмоциональной сферы. - Исследование процессов становления гражданско-патриотического поведения. - Определение готовности к школьному обучению |
Применение диагностического минимума ДОУ; пакет диагностических материалов по исследованию процессов становления гражданско-патриотического поведения, накопленный в ДОУ. | Отчёт о результатах диагностики; периодические тематические выступления на пед.советах, заседаниях Совета эксперимента; разработка программы коррекционно-развивающих мероприятий; включение полученных данных в материалы мониторинга ОЭД. |
Психолого-педагогическая компетентность родителей-участников ОЭД | - Выявление удовлетворённости
родителей жизнедеятельностью ДОУ. - Определение степени информи-рованности о процессе ОЭД. - Определение позиции участия родителей в ОЭД. |
Анкета для родителей, разработанная в ДОУ; методика выявления степени удовлетворённости родителей жизнедеятельностью ДОУ Е.Н.Степанова; | Отчёт о результатах диагностики; выступление на педагогическом совете; участие в работе круглого стола “Семья – участник экспериментальной деятельности в ДОУ”; консультирование, проведение тренингов, мастер-классов по развитию партнёрского общения, эмоционально-личностной сферы, педагогической компетентности родителей. |