Цель: коррекция агрессивного поведения и снятие эмоционального напряжения через игру.
Задачи:
- Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции;
- Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции;
- Закрепление положительного эффекта, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
Каждая фаза в занятии содержит свои подзадачи:
I фаза. Мимический и пантомимический этюд. Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом.
II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой: упрямство, капризы, радость, агрессия их моральная оценка. Фаза носит психопрофилактический характер.
III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
IV фаза. Психомышечная тренировка. Снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
В группе не должно быть более 6 детей. Не должно быть более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерике ребенка. Не имеет смысла составлять группу по какому – то одному признаку: только амимичных или только с неустойчивым вниманием. Желательно включить в группу одного – двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (фон).
Например:
Катя – отгороженность;
Эмиль – робость;
Никита - агрессия;
Рафаэль – агрессия;
Саша – фон;
Алина – пониженное настроение.
Педагог. Ребята, смотрите, как много народу в гости к нам пришло. Давайте, раз гости к нам пришли, поздороваемся с ними, кто как может. А теперь ребята, давайте встанем с вами в наш круг дружбы, радости, который поможет оказаться нам в новой стране. Но что это за страна, я пока не скажу. А сейчас посмотрите друг на друга и ласково, нежно улыбнитесь. Как приятно, как тепло сразу стало. А теперь погладьте друг друга по голове ласково, чтобы было приятно.
Вопросы детям:
- Ребята, у кого дома есть котята или кошка? (Ответы детей)
- Как ее зовут? (Ответы детей)
- А как проявляете свою любовь к ней? (Ответы детей)
Педагог. Я вижу, что вы очень любите своих маленьких друзей. А хотите попасть в сказочную страну кошек? (Ответы детей). Я ведь волшебница и могу это сделать. Сейчас я произнесу волшебное заклинание, и мы попадем в сказочную страну кошек.
“Бом-бом, кис-кис, вокруг себя повернись, и в сказочной стране очутись!”
Ну, вот ребята мы с вами и очутились в сказочной стране кошек. А мне кажется, здесь живут добрые и злые кошки. Сейчас мы с вами поиграем в злых кошек.
Игра “Злые – добрые кошки” (снятие общей агрессии)
Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Педагог. Это “волшебный круг”, в котором будут совершаться “превращения”.
Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу педагога (звук колокольчика) превращается в злющую – презлющую кошку: шипит и изображает как царапается. При этом из “волшебного круга” выходить нельзя.
Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют за педагогом: “Сильнее, сильнее, сильнее…” - и ребенок, изображающий кошку, делает все более “злые движения”.
По второму сигналу педагога “превращение” заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок, и игра повторяется.
Когда все дети побывают в “в волшебном круге”, обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. Правило: не дотрагиваться друг до друга! (каждому проговорить кто добрая, а кто злая кошка)
Педагог. А сейчас кошки превращаются по сигналу, в добрых, которые ласкаются друг к другу: “Не хотим быть злыми. Будем добрыми и дружными!”
- Как добрые кошки смеются? (Дети изображают)
- А как добрые кошки мурлычут? (Дети изображают)
Педагог. Ребята, нельзя быть злыми. Если вы злитесь, вы не только доставляете неприятности окружающим, но и вредите себе. Нужно быть добрыми. Если вы будите добрыми, то и люди, окружающие вас, будут доброжелательно относиться к вам.
Ребята, в страны, в которой мы гостим, нам дали волшебную бумагу и волшебные карандаши и попросил нас нарисовать добрых и злых кошек. Давайте нарисуем. (Дети рисуют). Какие злые кошки у вас страшные, что можно испугаться, давайте их с прячем их в коробочку, мы же с вами добрые, хорошие. (Дети отрывают от листа “злых” кошек и кладут в “волшебную” коробку)
А сейчас пойдемте, присядем в кружек, на ковре, мы устали немного отдохнем. Как кошечки разляжемся, потянемся как ласковые котятки, добрые кошечки, ласковые. Славные, нас любят добрых и ласковых. Замурлычем, тихонечко помурлычем. А сейчас все закрыли глазки:
“А теперь все отдыхаем,
Отдыхаем и мечтаем
О волшебных берегах,
О невиданных краях”.
Нам снится сон, что мы живем в доброй стране, стране вежливости. Так приятно общаться с добрыми ребятами. Когда зазвенит колокольчик, все ребята медленно открывают глазки и просыпаются. (Пауза)
Звучит колокольчик (не резко). Дети присаживаются.
Вопросы детям:
- Ребята вам понравилось в сказочной стране? (Ответы детей)
- А кому что понравилось? (Ответы детей)
- Артем тебе понравилось быть злой кошкой? (Ответы детей)
- А доброй? (Ответы детей)
- А что ты испытывал? (Ответы детей)
- Тебе было хорошо или не очень? (Ответы детей)
- А вам ребята понравилось, когда Артем был злой кошкой, а доброй кошкой, когда был? (Ответы детей)
- А как вы думаете лучше быть добрыми или злыми? (Ответы детей)
- А иногда надо быть злыми кошками? (Ответы детей)
Педагог. Не забудьте свои “добрые” рисунки. Встаем в наш круг дружбы и сейчас мы покинем нашу сказочную страну кошек: “Бом-бом, кис-кис, вокруг себя повернись, и в нашем садике очутись!”.
На этом наше занятие окончено, все спасибо, все были молодцы, старались на занятии, давайте скажем нашим гостям до свидания.
Литература
- Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. – Изд. 2-е перераб., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
- Микляева Н.В., Слободняк Н.П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду: Методические рекомендации для специалистов для специалистов и воспитателей ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
- Панфилова М.А. Игротирапия: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2002. – 160 с.