Путешествие к Деду Морозу

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Цель: Расширение представления детей о Дедушке Морозе, его вотчине.

Задачи:

  • Упражнять в составлении слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • Упражнять в употреблении антонимов.
  • Пополнять пассивный словарь детей однокоренными словами.
  • Упражнять в употреблении предложно-падежных форм: в, на, за, перед, у, около, между.
  • Упражнять в согласовании существительного с прилагательным.
  • Упражнять в согласовании числительного и существительного.
  • Упражнять в составлении сложно-сочиненных предложений с союзом - а.
  • Формировать у детей умение составлять фразу с наращиванием, развивать память.
  • Упражнять в составлении рассказа по картинно-графическому плану.
  • Уточнить и закрепить знание детей о свойствах льда и снега.
  • Развивать логическое мышление, ориентировку в пространстве.
  • Развивать правильное речевое дыхание.
  • Развивать зрительную координацию.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи.

Предварительная работа:

  • Чтение р.н.сказок «Два Мороза», «Морозко», «Снегурочка».
  • Рисование на темы: «Мой любимый праздник», «Новогодняя елка».
  • Изготовление новогодних ёлок из разных материалов.

Материал:

  • мультимедийное оборудование,
  • рукавички для д/игры «Найди пару» на каждого ребенка,
  • снежинки на ниточке, лёд, ложка,
  • заготовки для изготовления игрушек, мешок с подарком.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал, садятся на места. Воспитатель предлагает отгадать загадку.

Загадка:

Человек немолодой,
С длинной белой бородой.
Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занес,
Изо льда мосты построил.
Кто же это?

Д: Дед Мороз.

Слайд 2

В: Дети, Дед Мороз позвонил в детский сад, сказал, что получил наше письмо и пригласил нас к себе в гости на вотчину. Вотчина - это владения Деда Мороза.
Дети, вы знаете, где живет Дед Мороз?

Д: В лесу.
– На севере
– В Великом Устюге живет дед Мороз.

В: На берегу реки Сухоны рядом с древним городом Великий Устюг, в бору сосновом стоит терем сказочный. А хозяин в этом тереме – Российский Дед Мороз.

Слайд 3

Путь от нашего города Вологды до Великого Устюга к вотчине Деда Мороза длинный. Мы поедем туда на машине.
На улице холодно, нужно одеться потеплей и не забыть про рукавички.

Д/ и «Найди пару»

У каждого ребенка по одной рукавичке, нужно найти вторую, отбирая по цвету и рисунку.

В: Сколько у тебя рукавичек?

Д: Одна рукавичка.

В: На какую руку ты ее наденешь?

Д: На правую (левую) руку.

В: На какую руку нужно найти вторую рукавичку?

В: Дети, найдите пару к своей рукавичке.

В: Оделись тепло, можно отправляться. (имитация: едем на машине)

В: Как красиво за окном, все покрыто белым, пушистым снегом. Смотрите, дети, а вон зайчики на поляне резвятся, в прятки играют.

Слайд 4

В: Найдите, где зайчики?

Д: За пеньком, у ёлки, между деревьями, на пеньке, за ёлкой, под ёлкой.

В: Интересно за зайцами наблюдать, но нам пора ехать дальше.

В: Вот показалась вотчина Деда Мороза. Сам Дед Мороз со Снегурочкой встречают нас у ворот.

Слайд 5

Д.М.: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать к нам на вотчину. Вот какие у меня владения большие, всем места хватит.

Слайд 6

Я приглашаю вас посмотреть мой терем.

Слайды 7-10

В: Это терем, в котором Дед Мороз живет. Помогают Деду Морозу матушка Зима, девицы-красавицы – Алёнушка, Марьюшка, Даринушка, Забавушка. Помощники и сувенирную лавку гостям показывают, и волшебную перину в дедушкиной опочивальне взбивают.
Кровать здесь стоит резная: в головах солнце красное, в ногах – месяц ясный. Семь подушек у него, для каждого дня недели – своя.
В гардеробной хранятся наряды Деда Мороза. Для каждого времени года свой наряд. К приему гостей Дед Мороз тоже наряжается. Много гостей к Деду Морозу на праздник приедут.
К приходу гостей все готово. Вот только осталось снеговиков слепить, чтобы дорожки от снега очищали, да елочку нарядить.

Д: Дедушка Мороз, мы тебе поможем.

Пальчиковая гимнастика

Мы смеялись, мы шутили, хлопают в ладоши
Мы снеговиков лепили.
Все работали с душой, «лепят комок»
Получился ком большой.
Средний - делали мальчишки, соединяют указательные и большие пальцы
А девчонки – ком-малышку,соединяют мизинцы и большие пальцы
Глазки будут из камней,пальцы рук по очереди «здороваются»
Вот две щетки для бровей,с большими пальцами
Рот – из ягод, нос – сучок,
Симпатичный мужичок.выставляют большие пальцы рук

Слайд 11

Д/и «Сравни снеговиков» (фото снеговиков)

– Слева на снеговике шапка, а справа на снеговике шляпа.
– Слева у снеговика перчатки, а справа у снеговика рукавички.
– Слева у снеговика в руках - метла, а справа у снеговика –лопата.
– Слева у снеговика нет носа, а справа у снеговика нос – морковка.
– Слева у снеговика нет бровей, а справа у снеговика есть брови.
– Слева у снеговика 2 пуговицы, а справа у снеговика 4 пуговицы.
– Слева у снеговика розовый шарф, а справа у снеговика зеленый шарф.
– Слева у снеговика синичка сидит на метле, а справа у снеговика синичка - на шляпе.

В: Хорошие снеговики получились, а теперь пойдем, посмотрим, чем занят Дед Мороз.

Слайд 12

В: Дедушка Мороз рисует узоры на окне, а Снегурочка просит, чтобы он лето нарисовал. Дети, давайте расскажем Снегурочке о лете, она о нем ничего не знает.

Д/и « Доскажи словечко»

– Зимой день короткий, а летом … (длинный).
– Зимой ночь темная, а летом … (светлая).
– Зимой ветер холодный, а летом … (теплый).

В: Снегурочке хочется побывать там, где лето. Скажите, дети, хорошо ли будет Снегурочке летом? Что с ней может произойти?

Д: Она растает.

В: Давайте покажем Снегурочке, что происходит со льдом в тепле. (Дети берут в руки кусочки льда). Скажите, что происходит со льдом.

Д: Лед превращается в воду. Он тает.

В: Снегурочка решила остаться дома. Она будет играть в свою любимую игру со снежинками. Давайте и мы поиграем.

(Дети берут снежинку за ниточку, встают в круг)

В: Похвалите снежинку, какая она.

Д: Легкая снежинка, белая снежинка (сказочная, пушистая, холодная, узорная, нарядная, воздушная, красивая).
В: Послушайте правило: наберите воздух носом, не поднимая плечи, не надувая щеки, подуйте на снежинку. А теперь следите за моей снежинкой глазами, не поворачивая головы.

Коррекционная гимнастика для глаз

Снежинки вправо полетела –
Глазки вправо посмотрели.
Снежинки влево полетела –
Глазки влево посмотрели.
Ветер вверх их поднимает
и на землю опускает.

В: Снег на ветках, на дорожках,
На носах и на ладошках.
Снежинки падают прямо на вас. Закройте глаза, а потом расскажите, куда упала снежинка и эту часть тела назовите ласково.

Д: Снежинка упала мне на ушко.
– Снежинка упала мне на щечку (на шейку, на носик, на ножку, на ручку)

В: Хлопните в ладоши, когда услышите слово, похожее на слово снег.

Снежинка, рукавичка, снежный, валенки, мороз, снеговик, снегурочка, шуба, снегопад, горка, снегири.

Слайд 13

В: Дети, посмотрите, вот стоит ёлочка. Она еще не украшена, давайте поможем Деду Морозу её украсить.

В: Отгадайте, какие ёлочные игрушки спрятались в рисунке. Какую игрушку вы увидите, та на ёлочке и появится.

Слайд 14

Д: Я вижу шар. Я вижу колокольчик (месяц, лошадку, бантик, звезду, ёлку, шишку, сапожок) . Какая нарядная елочка. Полюбуемся ёлочкой и расскажем, что на ёлке.

Слайд 15

Д: На ёлке – шар.

В: Повтори предыдущий ответ и назови свою игрушку.

Д: На ёлке – шар и колокольчик.
Не ёлке – шар, колокольчик и бантик.
На ёлке – шар, колокольчик, бантик и шишка.
На ёлке – шар, колокольчик, бантик, шишка и месяц.
На ёлке – шар, колокольчик, бантик, шишка, месяц и сапожок.
На ёлке – шар, колокольчик, бантик, шишка, месяц, сапожок и ёлочка.
На ёлке – шар, колокольчик, бантик, шишка, месяц, сапожок, ёлочка и звезда.

В: Как хорошо вы составили фразу. Дедушка Мороз рад вашему рассказу. Он добавил на ёлочку игрушки.

Слайд 16

В: Сколько шишек на ёлке?

Д: 2 шишки на ёлке.

В: Сколько звезд на ёлке?

Д: 1 звезда на ёлке.

В: Сколько бантиков на ёлке?

Д: 3 бантика на ёлке.

В: Сколько снежинок на ёлке?

Д: 5 снежинок на ёлке.

В: На ёлочке много разных игрушек, а гирлянды нет. Давайте сделаем гирлянду из фонариков.

Дети украшают фонарики для гирлянды. Воспитатель занимается индивидуально с 2-3 детьми.

Рассказ об игрушке по картинно-графическому плану.

Слайд 17

Я сделал фонарик. Он красный, треугольный. Я украсил фонарик снежинкой. Мне нравится мой фонарик. Пусть мой фонарик украсит ёлочку.

В: Гирлянда готова. Посмотрите, как она сияет.

Слайд 18

Д.М.: Спасибо вам, дети, за помощь. Проходите в тронный зал. Я там всех гостей принимаю.

Слайды 19-20

В: Самый большой в Доме Деда Мороза тронный зал. Здесь ёлка нарядная круглый год стоит, а возле ёлки – Дедушкин трон. Есть комната подарков. Дедушка Мороз любит получать подарки, но дарить подарки ему нравится больше.

Слайд 21

– Вот и вам Дед Мороз подарки приготовил. Загляните-ка в мешок. Дружно играйте, да Деда Мороза вспоминайте. Пришла пора нам с Дедом Морозом прощаться и домой отправляться. (Имитируют поездку на машине)