Цель: Расширение представления детей о Дедушке Морозе, его вотчине.
Задачи:
- Упражнять в составлении слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Упражнять в употреблении антонимов.
- Пополнять пассивный словарь детей однокоренными словами.
- Упражнять в употреблении предложно-падежных форм: в, на, за, перед, у, около, между.
- Упражнять в согласовании существительного с прилагательным.
- Упражнять в согласовании числительного и существительного.
- Упражнять в составлении сложно-сочиненных предложений с союзом - а.
- Формировать у детей умение составлять фразу с наращиванием, развивать память.
- Упражнять в составлении рассказа по картинно-графическому плану.
- Уточнить и закрепить знание детей о свойствах льда и снега.
- Развивать логическое мышление, ориентировку в пространстве.
- Развивать правильное речевое дыхание.
- Развивать зрительную координацию.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
- Воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи.
Предварительная работа:
- Чтение р.н.сказок «Два Мороза», «Морозко», «Снегурочка».
- Рисование на темы: «Мой любимый праздник», «Новогодняя елка».
- Изготовление новогодних ёлок из разных материалов.
Материал:
- мультимедийное оборудование,
- рукавички для д/игры «Найди пару» на каждого ребенка,
- снежинки на ниточке, лёд, ложка,
- заготовки для изготовления игрушек, мешок с подарком.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал, садятся на места. Воспитатель предлагает отгадать загадку.
Загадка:
Человек немолодой,
С длинной белой бородой.
Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занес,
Изо льда мосты построил.
Кто же это?
Д: Дед Мороз.
Слайд 2
В: Дети, Дед Мороз позвонил в детский
сад, сказал, что получил наше письмо и пригласил
нас к себе в гости на вотчину. Вотчина - это
владения Деда Мороза.
Дети, вы знаете, где живет Дед Мороз?
Д: В лесу.
– На севере
– В Великом Устюге живет дед Мороз.
В: На берегу реки Сухоны рядом с древним городом Великий Устюг, в бору сосновом стоит терем сказочный. А хозяин в этом тереме – Российский Дед Мороз.
Слайд 3
Путь от нашего города Вологды до Великого
Устюга к вотчине Деда Мороза длинный. Мы поедем
туда на машине.
На улице холодно, нужно одеться потеплей и не
забыть про рукавички.
Д/ и «Найди пару»
У каждого ребенка по одной рукавичке, нужно найти вторую, отбирая по цвету и рисунку.
В: Сколько у тебя рукавичек?
Д: Одна рукавичка.
В: На какую руку ты ее наденешь?
Д: На правую (левую) руку.
В: На какую руку нужно найти вторую рукавичку?
В: Дети, найдите пару к своей рукавичке.
В: Оделись тепло, можно отправляться. (имитация: едем на машине)
В: Как красиво за окном, все покрыто белым, пушистым снегом. Смотрите, дети, а вон зайчики на поляне резвятся, в прятки играют.
Слайд 4
В: Найдите, где зайчики?
Д: За пеньком, у ёлки, между деревьями, на пеньке, за ёлкой, под ёлкой.
В: Интересно за зайцами наблюдать, но нам пора ехать дальше.
В: Вот показалась вотчина Деда Мороза. Сам Дед Мороз со Снегурочкой встречают нас у ворот.
Слайд 5
Д.М.: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать к нам на вотчину. Вот какие у меня владения большие, всем места хватит.
Слайд 6
Я приглашаю вас посмотреть мой терем.
Слайды 7-10
В: Это терем, в котором Дед Мороз живет.
Помогают Деду Морозу матушка Зима,
девицы-красавицы – Алёнушка, Марьюшка,
Даринушка, Забавушка. Помощники и сувенирную
лавку гостям показывают, и волшебную перину в
дедушкиной опочивальне взбивают.
Кровать здесь стоит резная: в головах солнце
красное, в ногах – месяц ясный. Семь подушек у
него, для каждого дня недели – своя.
В гардеробной хранятся наряды Деда Мороза. Для
каждого времени года свой наряд. К приему
гостей Дед Мороз тоже наряжается. Много гостей к
Деду Морозу на праздник приедут.
К приходу гостей все готово. Вот только осталось
снеговиков слепить, чтобы дорожки от снега
очищали, да елочку нарядить.
Д: Дедушка Мороз, мы тебе поможем.
Пальчиковая гимнастика
Мы смеялись, мы шутили, хлопают в ладоши
Мы снеговиков лепили.
Все работали с душой, «лепят комок»
Получился ком большой.
Средний - делали мальчишки, соединяют указательные и большие пальцы
А девчонки – ком-малышку,соединяют мизинцы и большие пальцы
Глазки будут из камней,пальцы рук по очереди «здороваются»
Вот две щетки для бровей,с большими пальцами
Рот – из ягод, нос – сучок,
Симпатичный мужичок.выставляют большие пальцы рук
Слайд 11
Д/и «Сравни снеговиков» (фото снеговиков)
– Слева на снеговике шапка, а справа на
снеговике шляпа.
– Слева у снеговика перчатки, а справа у
снеговика рукавички.
– Слева у снеговика в руках - метла, а справа у
снеговика –лопата.
– Слева у снеговика нет носа, а справа у
снеговика нос – морковка.
– Слева у снеговика нет бровей, а справа у
снеговика есть брови.
– Слева у снеговика 2 пуговицы, а справа у
снеговика 4 пуговицы.
– Слева у снеговика розовый шарф, а справа у
снеговика зеленый шарф.
– Слева у снеговика синичка сидит на метле, а
справа у снеговика синичка - на шляпе.
В: Хорошие снеговики получились, а теперь пойдем, посмотрим, чем занят Дед Мороз.
Слайд 12
В: Дедушка Мороз рисует узоры на окне, а Снегурочка просит, чтобы он лето нарисовал. Дети, давайте расскажем Снегурочке о лете, она о нем ничего не знает.
Д/и « Доскажи словечко»
– Зимой день короткий, а летом … (длинный).
– Зимой ночь темная, а летом … (светлая).
– Зимой ветер холодный, а летом … (теплый).
В: Снегурочке хочется побывать там, где лето. Скажите, дети, хорошо ли будет Снегурочке летом? Что с ней может произойти?
Д: Она растает.
В: Давайте покажем Снегурочке, что происходит со льдом в тепле. (Дети берут в руки кусочки льда). Скажите, что происходит со льдом.
Д: Лед превращается в воду. Он тает.
В: Снегурочка решила остаться дома. Она будет играть в свою любимую игру со снежинками. Давайте и мы поиграем.
(Дети берут снежинку за ниточку, встают в круг)
В: Похвалите снежинку, какая она.
Д: Легкая снежинка, белая снежинка
(сказочная, пушистая, холодная, узорная, нарядная,
воздушная, красивая).
В: Послушайте правило: наберите воздух
носом, не поднимая плечи, не надувая щеки, подуйте
на снежинку. А теперь следите за моей снежинкой
глазами, не поворачивая головы.
Коррекционная гимнастика для глаз
Снежинки вправо полетела –
Глазки вправо посмотрели.
Снежинки влево полетела –
Глазки влево посмотрели.
Ветер вверх их поднимает
и на землю опускает.
В: Снег на ветках, на дорожках,
На носах и на ладошках.
Снежинки падают прямо на вас. Закройте глаза, а
потом расскажите, куда упала снежинка и эту часть
тела назовите ласково.
Д: Снежинка упала мне на ушко.
– Снежинка упала мне на щечку (на шейку, на носик,
на ножку, на ручку)
В: Хлопните в ладоши, когда услышите слово, похожее на слово снег.
Снежинка, рукавичка, снежный, валенки, мороз, снеговик, снегурочка, шуба, снегопад, горка, снегири.
Слайд 13
В: Дети, посмотрите, вот стоит ёлочка. Она еще не украшена, давайте поможем Деду Морозу её украсить.
В: Отгадайте, какие ёлочные игрушки спрятались в рисунке. Какую игрушку вы увидите, та на ёлочке и появится.
Слайд 14
Д: Я вижу шар. Я вижу колокольчик (месяц, лошадку, бантик, звезду, ёлку, шишку, сапожок) . Какая нарядная елочка. Полюбуемся ёлочкой и расскажем, что на ёлке.
Слайд 15
Д: На ёлке – шар.
В: Повтори предыдущий ответ и назови свою игрушку.
Д: На ёлке – шар и колокольчик.
Не ёлке – шар, колокольчик и бантик.
На ёлке – шар, колокольчик, бантик и шишка.
На ёлке – шар, колокольчик, бантик, шишка и месяц.
На ёлке – шар, колокольчик, бантик, шишка, месяц и
сапожок.
На ёлке – шар, колокольчик, бантик, шишка, месяц,
сапожок и ёлочка.
На ёлке – шар, колокольчик, бантик, шишка, месяц,
сапожок, ёлочка и звезда.
В: Как хорошо вы составили фразу. Дедушка Мороз рад вашему рассказу. Он добавил на ёлочку игрушки.
Слайд 16
В: Сколько шишек на ёлке?
Д: 2 шишки на ёлке.
В: Сколько звезд на ёлке?
Д: 1 звезда на ёлке.
В: Сколько бантиков на ёлке?
Д: 3 бантика на ёлке.
В: Сколько снежинок на ёлке?
Д: 5 снежинок на ёлке.
В: На ёлочке много разных игрушек, а гирлянды нет. Давайте сделаем гирлянду из фонариков.
Дети украшают фонарики для гирлянды. Воспитатель занимается индивидуально с 2-3 детьми.
Рассказ об игрушке по картинно-графическому плану.
Слайд 17
Я сделал фонарик. Он красный, треугольный. Я украсил фонарик снежинкой. Мне нравится мой фонарик. Пусть мой фонарик украсит ёлочку.
В: Гирлянда готова. Посмотрите, как она сияет.
Слайд 18
Д.М.: Спасибо вам, дети, за помощь. Проходите в тронный зал. Я там всех гостей принимаю.
Слайды 19-20
В: Самый большой в Доме Деда Мороза тронный зал. Здесь ёлка нарядная круглый год стоит, а возле ёлки – Дедушкин трон. Есть комната подарков. Дедушка Мороз любит получать подарки, но дарить подарки ему нравится больше.
Слайд 21
– Вот и вам Дед Мороз подарки приготовил. Загляните-ка в мешок. Дружно играйте, да Деда Мороза вспоминайте. Пришла пора нам с Дедом Морозом прощаться и домой отправляться. (Имитируют поездку на машине)