Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей России эпохи дворцовых переворотов. Дать представление о насущных общественных проблемах.
- Охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I.
- Сравнить характер правления Петра I и его преемников.
План проведения урока:
- Борьба за власть после смерти Петра I.
- Социальная политика самодержавия в период дворцовых переворотов.
Основные понятия:
- дворцовый переворот,
- Верховный тайный совет,
- фавориты,
- "бироновщина",
- аристократические группировки,
- временщики.
Оборудование урока:
- портреты основных действующих лиц дворцовых переворотов
- схема династии Романовых.
Тип урока: Итоговый урок по изученной теме, урок по методу критического мышления
Ход урока
1. Борьба за власть после смерти Петра I.
Учащиеся класса делятся на три группы (по 7человек), каждая группа получает индивидуальное задание и соответствующий набор учебных и литературных источников (Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России.17 - 19 века. Учебник для 10 класса; Анисимов Е.В.В борьбе за власть: страницы политической истории XVIII века; Выдержки из текста кондиций).
Задание для первой группы:
1. Заполните таблицу:
Преемники Петра I | Фавориты, ближайшее окружение, временщики | Высшие органы управления |
Екатерина I (годы правления) | ||
Петр II (годы правления) |
2. Ответьте на вопрос: Каковы были цели и пути осуществления планов "верховников"? Назовите причины, по которым потерпели неудачу составленные ими "Кондиции"?
Задание для второй группы:
1. Заполните таблицу:
Преемники Петра I | Фавориты, ближайшее окружение, временщики | Высшие органы управления |
Анна Иоанновна (годы правления) | ||
Иван Антонович. Регенты - Э.И.Бирон, Анна Леопольдовна (годы правления) |
2. Ответьте на вопрос: Что такое "бироновщина"? Назовите ее причины и характер.
Задание для третьей группы:
1. Заполните таблицу:
Преемники Петра I | Фавориты, ближайшее окружение, временщики | Высшие органы управления |
Елизавета Петровна (годы правления) | ||
Петр III (годы правления) |
2. Ответьте на вопрос: Почему дворцовые перевороты в рассматриваемый период были так легки? Определите общее и особенное в дворцовых переворотах.
На выполнение данного задания отводится 10 минут. На заслушивание ответа по каждому вопросу отводится по 3 минуты.
По окончании заслушивания, разобравшись в причинах и сущности дворцовых переворотов, учащиеся совместно с учителем делают заключительный вывод:
Решающую роль в дворцовых переворотах играла гвардия.
Ближайшие преемники престола после Петра I не отличались государственным мышлением, поэтому многое зависело от их непосредственного окружения, от временщиков, получивших всю полноту власти,
Засилье иностранцев у престола, борьба аристократических группировок за власть осложняли внутриполитическую ситуацию.
Особого внимания заслуживает анализ деятельности Верховного тайного совета, действия которого получили неоднозначные оценки: от олигархической "затейки" верховников до первой в русской истории попытки ограничения самодержавной власти.
Учащиеся соединяют отдельные элементы таблицы в одну, которая наглядно демонстрирует все этапы эпохи дворцовых переворотов.
Преемники Петра I | Фавориты, ближайшее окружение, временщики | Высшие органы управления |
Екатерина I (1725 - 1727гг.) | А.Д.Меншиков, П.А.Толстой, Г.И.Головкин | Верховный тайный совет (1726 - 1730гг.) |
Петр II (1727 - 1730гг) | В.Л., В.В.Долгоруковы, Д.М., М.М.Голицыны | Верховный тайный совет (1726 - 1730гг.) |
Анна Иоанновна (1730 - 1740гг.) | Э.И.Бирон, А.И.Остерман, Б.К.Миних | Кабинет министров (1731 - 1741гг.) Канцелярия тайных розыскных дел (1731 - 1762гг.) |
Иван Антонович. Регенты - Э.И.Бирон, Анна Леопольдовна (1740 - 1741гг.) | Б.К.Миних, А.И.Остерман | Кабинет министров (1731 0 1741гг.) |
Елизавета Петровна (1741 - 1761гг.) | А.Г., К.Г. Разумовские, А.И., И.И., П.И. Шуваловы, М.И.Воронцов, А.П.Бестужев-Рюмин |
Восстановление власти Сената (с1741г.) Конференция при высочайшем дворе (1756 - 1762гг) |
Петр III (1761 - 1762гг.) | Б.К.Миних, М.И.Воронцов, Д.В.Волков | Императорский совет (1761 - 1762гг.) |
2. Социальная политика самодержавия в период дворцовых переворотов.
Каждая группа учащихся получает новое задание.
Задание для первой группы:
- На основе анализа указов и других источников покажите процесс расширения привилегий российского дворянства в период дворцовых переворотов.
Задание для второй группы:
- На основе анализа указов и других источников установите менялось ли положение крестьян в эпоху дворцовых переворотов? Какие данные говорят об усилении крепостного строя?
Задание для третьей группы:
Можно ли говорить о преемственности социально - экономической политики самодержавия в 1726 - 1762гг. и петровскими преобразованиями? Наблюдались ли отступления от реформ Петра I?
На выполнение данного задания отводится 10 минут. На заслушивание ответа по каждому вопросу отводится по 3 минуты. Задания могут быть выполнены в виде схем и таблиц.
Ответ на задание для первой группы может иметь вид:
Расширение прав и привилегий дворянства |
|||||
Отмена указа о единонаследии (1731) | Право заводить мануфактуры | Раздача казенных предприятий | Основание Дворянского банка (1754 г.) | Монополия на винокурение (1754 г.) | Облегчение и сокращение сроков военной службы (Указы1727, 1732, 1736 гг.) |
Ответ на задание для второй группы может иметь вид:
Усиление крепостничества |
|||
Прикрепление навечно работников к заводам (Указы 1736,1755 гг.) | Расширение пожалований земли и крестьян участникам дворцовых переворотов | Подтверждение монопольного права владения землей и крепостными (Указы 1730, 1740, 1758 гг.) | Возрастание судебно-полицейской власти и хозяйственной опеки помещиков над крестьянами (Указы 1731, 1736, 1758, 1760 гг.) |
Ответ на задание для третьей группы должен быть строго аргументированным, ибо вопрос о том, чем была вторая четверть XVIII века - полным отходом, замедлением или продолжением Петровских реформ является спорным.
По окончании заслушивания, проанализировав содержание указов эпохи дворцовых переворотов, учащиеся совместно с учителем делают заключительный вывод:
1. Основным результатом социальной политики стало окончательное укрепление права собственности дворян на землю, монопольного права владения крестьянами, облегчение несения военной службы.
2. Внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества.
3. Манифест о вольности дворянства (1762 г.) должен был стать логическим завершением принятых в эпоху дворцовых переворотов указов, закрепляющим привилегированное положение дворян в российском обществе.
Резюме: Данный урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии.
В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества.