Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством композитора, используя современные методы и приемы.
Задачи:
- Формирование музыкально-информационной культуры личности: приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний.
- Освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений.
- Развитие активности восприятия музыкальных произведений и высказывания учащимися собственного мнения о прослушанном. Развитие в процессе занятия творческого потенциала, ассоциативности мышления.
- Воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов.
Форма занятия - календарь жизни знаменитого музыканта.
Оборудование:
- Вывески "Музыкальная мини-типография", "Издательский совет", "Разработчики календаря", "Художники - оформители";
- Календарь, книга, вымпел, брошюра, газета;
- Карточки - мудрые мысли с высказыванием о творчестве В. Моцарта;
- Таблицы: "Слуховой анализ музыкального произведения" и "Цветовая гамма";
- Дырокол, ленточка, степлер, клей, цветные карандаши, ватман - 10 шт., бумага для офисной техники - 20 шт;
- Парики - 2 шт., жабо - 2 шт., бокалы - 2 шт., "яд";
- Доска;
- ТСО: магнитофон, фортепиано.
Музыкальный материал:
- Моцарт В. А. Симфония № 40 соль минор, 1 часть;
- Моцарт В. А. Соната № 11 ля мажор, 3 часть;
- Моцарт В. А. Реквием.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались с вами в музыкальной мини - типографии, чтобы представить жизненный путь Вольфганга Амадея Моцарта в форме:, а в прочем перед собой вы видите типографские издания - сборник, книга, календарь, газета, вымпел.
Прием "Как?"
Данный прием эффективно может быть использован для работы с возникающими проблемами. Решение проблемы решается при помощи вопроса "Как?"
Ход приема:
Как вы думаете, в какой форме лучше нам представить издание, учитывая ограниченное время - 45 минут?
Учащиеся: Предлагают свои варианты.
Педагог: Ребята, я выслушала ваши варианты, и считаю, что нужно согласиться всем нам с :. и выбрать форму календарь жизни знаменитого композитора. (Показ портрета)
Наша музыкальная мини - типография состоит из 2-х цехов:
1 цех - Редакционный. Здесь вам необходимо выполнить задачи:
1.1. Подробно изучить биографию музыканта и выделить факты и события, имевшие особое значение в его жизни.
1.2. Узнать о людях, оказавших самое большое влияние на становление жизненных убеждений, определивших поворот его судьбы.
2 цех - Оформительский. Ваша задача - это оформить календарь, который будет состоять из 6 разделов.
Все вы являетесь разработчиками календаря и художниками - оформителями, а присутствующие гости - издательский совет, который в конце занятия вынесет свою рецензию - понравился календарь или нет.
2. Проверка домашнего задания:
Педагог: Для того чтобы качественно и быстро составить календарь я разделила заранее вас на мини-группы, и вы получили домашнее задание.
Итак, слушаем Настю Бодю и Настю Мехробян. Они получили задание - сделать заготовку "Краткие сведения о композиторе". Эти сведения мы разместим на титульном листе.
Учащиеся: На титульном листе мы оформим: портрет, годы жизни и смерти - 1756-1791 гг. и небольшую информацию - австрийский композитор, клавесинист, органист, дирижер.
Педагог: Хорошо. Приклейте собранный материал на титульный лист. А мы переходим ко 2 - ому листу.
Прием "ПМИ".
Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:
- положительные стороны явления П +;
- отрицательные стороны явления М -;
- а также информацию, которая просто заинтересовала читателя.
Итог приема:
Следующая мини - группа разработчиков календаря получила сложное задание - создать таблицу "Хронология исторических событий и фактов". Давайте послушаем что получилось.
Учащиеся:
Лиля Попова, Настя Ачикасова, Надя Шмидт: Таблица состоит из 3-х блоков - это детство, концертное турне, встреча с интересным музыкантом. (Показ репродукции картин)
Детство: В детстве мальчика называли чудом, волшебником, чародеем. Отец Леопольд был первым его учителем. Он обнаружил талант маленького гения и сразу стал развивать. В 4-е года он сочинял пьесы, а в 7 лет он отправился в концертное турне.
Концертное турне: Они посетили Мюнхен, Вену, Париж, Лондон, Амстердам, Гаагу, Женеву, Италию. В Болонье наравне с взрослыми композиторами он участвовал в состязаниях, победил и в 14 лет стал академиком.
Встреча с интересными людьми: В 1772 году Моцарт познакомился с Йозефом Гайдном. Моцарт увидел в 40-нем Гайдне своего главного учителя и друга. Гайдн после встречи с Моцартом говорил, что "может быть, раз в столетие появляется такой талант". Других таких людей, как Гайдн, рядом с ним не было.
3. Повторение пройденного материала. Практика и обработка умений. Слуховой анализ музыкального произведения:
Педагог: Молодцы. Оформите собранный материал на лист календаря, а мы работаем дальше. Вольфганг Моцарт сочинил много произведений. И одно из них вы уже слышали. Сейчас прозвучит фрагмент. Вы послушаете, и скажите, как оно называется.
Прием Софт - анализ
На большое поле квадрата записываются индивидуальные мнения, а на центральное поле квадрата - общее мнение группы.
Ход приема:
Вашему вниманию на доске в большом квадрате предлагаются варианты: Симфония № 40 соль минор, 1 часть, Соната № 11 ля мажор, 3 часть, Реквием; вам необходимо выбрать верныйответ. (Звучит Соната № 11 ля мажор, 3 часть.)
Педагог: Как называется произведение?
Учащиеся: Соната № 11 ля мажор, 3 часть.
Педагог: Правильно, записываем в маленький квадрат.
Педагог: Ребята дайте краткую характеристику 3 части соната ля мажор.
Учащиеся: 3 часть финал. Указание композитора "Alla turca", что означает "в турецком роде". Финал имеет 3-х частную форму с припевом. Повторяющийся припев придает форме черты рондо.=
Педагог: Хорошо. В таком случае, дайте определение форме рондо.
Учащиеся: Рондо в переводе с французского слова означает круг, хоровод. Состоит из эпизодов и рефрена. Рефрен - важная неизменяемая тема, которая повторяется несколько раз, чередуясь с новыми эпизодами, т.е. новыми темами.
Стратегия "Фишбон" (автор Д. Белокс)
В переводе с английского языка fishbone - рыбья кость, рыбий скелет. Работа со схемой, таблицей.
Ход стратегий:
А теперь мы создадим модель музыкального произведения. На столах у вас находятся листы №4. Вам необходимо во время звучания сделать полный слуховой анализ рефрена и краткий слуховой анализ эпизодов. (Звучит Соната №11 ля мажор, 3 часть.)
Учащиеся: Выполняют слуховой анализ произведения. (Смотрите приложение 1)
Педагог: Вот и получился 4 лист календаря, и мы оформляем 5 лист календаря.
- Гипотеза.
- Обоснование гипотезы.
- Доказательства гипотезы.
- Проверка правильности решения гипотезы.
Педагог: Еще древние мыслители говорили, что: "Слушать прекрасное, видеть прекрасное - значит улучшаться". Самой полезной для здоровья специалисты считают музыку В.А. Моцарта. Произведения универсальны: улучшают настроение, самочувствие, повышают творческий импульс. Выдвигаю гипотезу: Если мы послушаем любое произведение Моцарта, то у нас повысится творческий импульс.
Итак, доказательство: Вашему вниманию предлагается музыкальное произведение, которое вы слышали. Вам необходимо послушать, вспомнить, как оно называется. Перед вами в большом квадрате все те же варианты, выберите верный ответ. (Прием Софт - анализ) Звучит Симфония №40 соль минор, 1 часть.
Педагог: Ваши варианты?
Учащиеся: Симфония №40 соль минор, 1 часть.
Педагог: Правильно. Записываем в маленький квадрат. Ребята давайте вспомним и заполним схему "Состав 1 части симфонии". На столах у вас находятся лист № 5. Здесь вы видите пустые квадраты, заполните их.
Учащиеся: Главная партия - побочная партия - разработка - реприза.
Педагог: Правильно, а сейчас мы каждую часть изобразим в цвете.
Упражнение "Музыкальная палитра".
Активизирует процесс слушания музыки, способствует цветовому восприятию музыки.
В процессе слушания выберите цвет, который созвучен ощущению в данный момент и раскрасьте квадрат. (Звучит Симфония №40 соль минор, 1 часть.)
Педагог: Уважаемые художники - оформители у вас получилась очень красивая музыкальная палитра. Какие вы выбрали цвета?
Учащиеся: Главная партия - синяя, красная; побочная партия - желтая, оранжевая, зеленая; разработка - синяя, красная, коричневая; реприза - фиолетовый, желтый.
Педагог: Данные цвета вы выбрали неслучайно. Если посмотреть таблицу "Цветовая гамма" и сравнить ваши "шедевры", то можно сделать вывод, что вы подошли к работе творчески, что и следовало доказать.
Педагог: За 35 лет своей жизни он создал 626 произведений. Существует масса легенд о создании похоронной мессы "Реквием" и о смерти Моцарта. И одну из них описал в своей трагедии А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери". Давайте посмотрим фрагмент из этой трагедий. Выступают Настя Бодю и Настя Орленко. Звучит реквием Моцарта + сценка. (Смотрите приложение № 2)
Подведение итогов:
Педагог: Моцарт был похоронен в общей могиле бедняков. Мы сегодня не знаем, где покоится прах гения, но лучшим памятником ему является музыка.
Прием "Ассоциативные гроздья".
Учащимся предлагается подобрать к исходному слову несколько ассоциативных значений. Таким образом, составляется логическая цепочка. (Смотрите приложение 3)
Уважаемые разработчики календаря у вас на столах находятся карточки с мудрыми мыслями о музыке Моцарта, прочитайте и выделите главные слова, таким образом, мы составим ассоциативные гроздья. (Один зачитывает, другой приклеивает на лист календаря.)
Учащиеся: Моцарт - художественный гений - солнечный свет - сила созидания - величайший композитор - молодость музыки - юный родник.
Педагог: Вот и получился последний лист календаря. Пришло время собрать листы календаря вместе и завязать красивой ленточкой. (Учащиеся: собирают календарь.)
Оценки за занятие:
Педагог: Вы очень хорошо поработали. Полученное издание мы передаем в издательский совет и слушаем вердикт. (Слушаем издательский совет.)
Педагог: Все вы получаете за занятие "5". Работа в музыкальной мини-типографии закончилась.