Цели:
- Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках.
- Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость).
- Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении.
- Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.
- Закреплять умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, речи, движений.
- Вызывать чувства сопереживания, воспитывать дружелюбие.
Предварительная работа:
- Беседа о добрых и злых людях.
- Упражнение "Расскажи о своём настроении".
- Ситуации "Сломанная кукла", "Помирись с другом".
- Слушание песни В. Шаинского "Улыбка"; музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского "Если добрый ты".
Подготовка:
Объявления - картинки: "зайчик, промокший на скамейке", "мишка с оторванной лапой".
Фотографии картинки: "девочки - злая, равнодушная, добрая".
Картинки: "зайка", "мишка", "лошадка", "девочки поссорились", "девочки помирились".
Запись музыки Т. Вилькорейской к танцу "Помирились", музыки В. Шаинского "Улыбка".
Ход урока
Дети сидят полукругом на стульчиках и замечают Петрушку рядом с игрушками. На доске развешаны объявления-картинки и фотографии-картинки. Воспитатель обращает внимание детей на Петрушку.
Воспитатель:
Сидит Петрушка, скучает,
Что случилось и сам не знает,
На заборе прочёл объявление,
И испортилось вмиг настроение.
Воспитатель берёт Петрушку.
Петрушка (грустно):
Поиграйте в мои игрушки,
Не мешайте грустить Петрушке.
Воспитатель: Дети, поздоровайтесь с Петрушкой!
Дети здороваются.
Воспитатель: Но как, же Петрушка мы можем играть, если ты не весел?
Петрушка: Здравствуйте ребята! Я очень рад вас видеть, но я не рад объявлению, которое весело на заборе вашего детского сада. Вот, прочитайте сами.
Воспитатель обращает внимание детей на объявления-картинки.
Воспитатель: Посмотрите дети, кажется, эти объявления-картинки об игрушках. Давайте попробуем их прочитать.
<Рисунок 1>
Дети:
Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался зайка
Со скамейки слезть не мог
Весь до ниточки промок.
<Рисунок 2>
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу -
Всё равно его не брошу
Потому что он хороший.
Воспитатель: Да, ребята, не очень хорошая ситуация.
Петрушка: Ребята, а у меня есть фотографии трёх девочек, только я не могу разобраться, какая из девочек бросила зайку, а какая оторвала мишке лапу.
Воспитатель: Хорошо, Петрушка, постараемся тебе помочь.
Воспитатель сажает Петрушку на стульчик и обращает внимание детей на фотографии-картинки.
<Рисунок 3>
Воспитатель: Посмотрите, какая вот это девочка?
Дети: Злая, жестокая, бессердечная, сердитая.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: У неё злое лицо.
Воспитатель: Как вы думаете, что сделала эта девочка?
Дети: Оторвала мишке лапу, бросила его на пол.
Воспитатель: А что ещё может натворить злая девочка?
Дети: Обидеть детей, подраться, отобрать и сломать игрушки.
Воспитатель: Что вы хотите сказать этой девочке?
Дети: Нельзя ломать игрушки, злая девочка - некрасивая девочка, никто не хочет дружить со злой девочкой и т.д.
Воспитатель: Как выручить мишку из беды?
Дети: Надо пришить ему лапу, погладить, обнять, рассказать сказку, поцеловать и т.д.
Воспитатель меняет картинку:
<Рисунок 4>
Воспитатель: Каким стал мишка?
Дети: Весёлым, довольным и т.д.
Воспитатель обращает внимание детей на вторую девочку:
<Рисунок 5>
Воспитатель: Как вы думаете, что сделала вот эта девочка?
Дети: Играла зайчиком, забыла про него и оставила его под дождём.
Воспитатель: Посмотрите на её лицо. На лице полное безразличие, ей всё равно, что зайка остался под дождём, что он намокнет и пропадёт. Такую девочку можно назвать равнодушной.
Воспитатель просит детей несколько раз повторить какая это равнодушная девочка.
Воспитатель: А что может натворить такая равнодушная девочка?
Дети: Не послушаться взрослых, бросит игрушки, бросить подружку в беде и т.д.
Воспитатель: Что вы хотите сказать этой девочке?
Дети: Надо беречь игрушки, любить их, слушаться взрослых, заботиться о людях и т.д.
Воспитатель: Как выручить зайку из беды?
Дети: Надо просушить, отогреть, обнять зайку, спеть песенку и т.д.
Воспитатель меняет картинку:
<Рисунок 6>
Воспитатель: Каким стал спасенный вами зайчика?
Дети: Радостным, весёлым, довольным и т.д.
Воспитатель обращает внимание детей на третью девочку:
<Рисунок 7>
Воспитатель: А эта девочка, какая?
Дети: Она весёлая, добрая.
Воспитатель: Как вы думаете, как она относится к своим игрушкам?
Дети: Любит свои игрушки, бережёт их.
Воспитатель: Какое стихотворение подходит для девочки, которая любит свои игрушки?
Если дети затрудняются, показать картинку:
<Рисунок 8>
Дети:
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Воспитатель обращает внимание детей на Петрушку и берёт его в руки.
Воспитатель: Ну вот, ребята, наш Петрушка повеселел.
Петрушка: Да, вот теперь я спокоен, что в вашем детском саду хорошие, добрые ребята. Они не ломают, не бросают, а берегут игрушки. Я не зря принёс целый мешок игрушек. Ой, только не знаю, как вы будете играть? Вы не будете ссориться из-за них? (ответы детей).
Воспитатель: Знаешь, Петрушка, у нас всё бывает! Но мы можем поссориться и тут, же помириться! Вот так!
Физкультминутка.
Воспитатель сажает Петрушку, приглашает детей на танец "Помирились".
Дети на коврике стоят спиной друг к другу, притопывают одной ногой, руки за спиной. Затем поворачиваются лицом друг к другу, весело кружатся в лодочке, обнимаются и улыбаются.
После танца дети садятся на стульчики.
Петрушка: Вот как хорошо у вас получается!
Воспитатель: Ой, Петрушка, у нас, кажется, непредвиденные обстоятельства. Познакомьтесь с двумя подружками.
Воспитатель обращает внимание детей на картинку:
<Рисунок 9>
Воспитатель: Посмотрите на выражение их лиц. Как вы думаете, что случилось?
Дети: Они поссорились.
Воспитатель:
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга
Помириться нужно нам.
Я её не обижала -
Только мишку подержала
Только с мишкой убежала
И сказала: "не отдам"!
Воспитатель: из-за чего поссорились девочки?
Дети: из-за игрушки, из-за мишки.
Воспитатель: А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями и из-за чего? (ответы детей)
Воспитатель: А как вы потом себя чувствовали?
Дети: Плохо, становится грустно, обидно и т.д.
Воспитатель: Когда поссоришься, то сразу портится настроение. А можно обойтись без ссор? Как?
Дети: Нужно уступать друг другу игрушки, играть по очереди, считалкой выбирать, кто будет играть первым, играть вместе, можно меняться игрушками и т.д.
Воспитатель: Подумайте, как девочки могут помириться?
Дети: Надо уступить игрушку. Обнять. Поцеловать. Погладить по голове. Сказать: "извини, пожалуйста" и т.д.
Воспитатель: А какие ещё слова можно сказать, чтобы успокоить обиженную девочку?
Дети: Прости, пожалуйста. Не грусти. Не расстраивайся, всё будет хорошо. Давай дружить.
Воспитатель: Запомните ребята, тот, кто виноват, должен уметь признавать свою вину и извиняться первым. Вот как это было в стихотворении:
Дам ей мишку, извинюсь
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: "играть давай"!
Воспитатель меняет картинку:
<Рисунок 10>
Воспитатель: Вот так девочки - подружки помирились.
Давайте представим, что вы обиделись друг на друга. Покажите своё настроение.
Дети показывают плохое настроение, воспитатель обращает внимание на лучшие мимические позы.
Воспитатель: А, чтобы помириться, лучше всего улыбнуться друг другу, ведь не зря говорят: "дружба начинается с улыбки".
Включается запись песни "Улыбка".
Воспитатель: Давайте подарим друг другу добрые улыбки. А для этого надо взять соседа за руки, посмотреть в глаза и улыбнуться.
Дети дарят друг другу улыбки.
Воспитатель: Почаще улыбайтесь и вам не придется ссориться. Я вижу, что у всех хорошее настроение и у Петрушки тоже.
Воспитатель берёт Петрушку.
Петрушка: Ребята, вы как добрые волшебники, злых и равнодушных научили быть добрыми, весёлыми и внимательными. Выручили из беды мои любимые игрушки. Помирили девочек подруг. И подняли мне настроение.
Петрушка указывает на мешок с игрушками.
Петрушка:
Поиграйте со мной в игрушки
Я веселый сегодня Петрушка!
Дети благодарят Петрушку и рассматривают содержимое мешка.