Интегрированный урок (обучение грамоте + окружающий мир "Буквы Д, д, обозначающие согласные), звуки [д], [д']"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Форма урока: урок-путешествие.

Цель урока: познакомить с новыми буквами Д, д, обозначающими согласные звуки [д], [д’].

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить с новыми буквами Д, д.
    • закрепить знания учащихся об изученных буквах;
    • закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова;
    • продолжить формировать умения работать с текстом;
    • продолжить формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;
    • формировать творческую активность учащихся;
    • формировать фонематический слух;
  • Воспитательные:
    • показать многообразие, красоту подводного мира;
    • содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
    • содействовать профилактике утомляемости учащихся;
  • Развивающие:
    • развивать наблюдательность;
    • развивать и обогащать речь учащихся;
    • развивать логическое мышление;
    • развивать познавательный интерес к чтению;
    • способствовать развитию эмоциональной сферы.

Оборудование: учебник «Русская Азбука» В.Г.Горецкий, индивидуальные карточки, слоговая таблица, карточки для з/б анализа слов, картинки, иллюстрации, экран, проектор  для показа презентации.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
3. Работа над новым материалом.
4. Продолжение работы.
5. Контроль и самопроверка знаний.
6. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

В плане урока проставлены номера слайдов полной версии презентации.

(Слайд 1)

1. Организационный момент

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

(Слайд 2)

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть нам в прятки,
И недосуг, дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

2. Повторение пройденного

Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация знаний и умений.

Учитель:  Чтобы урок наш прошёл с пользой и интересно, сегодня мы отправимся в морское путешествие по Синему царству – Морскому государству. (Слайд 3)
– А с какой целью мы отправимся в подводный мир узнаем чуть позже. Спускаться на морские глубины мы будем постепенно на батискафе – подводном аппарате с иллюминаторами и прожекторами. (Слайд 4)
– Внимание. Начинается погружение. А чтобы погружение проходило успешно, будем читать слоги-слияния.
– Стоп! Батискаф притормозил.
– Произнесём слово «Ба-тис-каф».
– Какой звук мы слышим вначале слова?
– Вы знакомы с этим звуком?
– Дайте характеристику звукам [б], [б’].

Чтение слогов с буквой «Б».

3. Постановка темы и цели урока

Цель: изучение нового материала . основанного на прежнем опыте и знаниях учащихся.

Учитель: Батискаф опускается всё ниже и ниже  к морскому дну. Произнесём слово «дно». Какой звук мы слышим вначале слова? (Слайд 5)

В процессе погружения
Видим мы изображение.
Стайка дружная дельфинов
Провожает нас в глубины.

– Произносим слово «дельфины»
– Какой звук мы слышим вначале слова?
–Дадим характеристику звукам [д], [д’]
– Итак, новая тема и цель нашего урока: Буквы Д,д, обозначающие согласные звуки [д], [д’].
– Чтобы научиться различать эти звуки в словах, читать слоги, слова с буквой Д, нам будут помогать обитатели дна, которые встретятся нам на пути. Итак, первый, кто попался нам на пути – вот эта красивая рыбка. (Слайд 6) Она называется рыбка-клоун. О ней подготовила рассказ  … ученица нашего класса.

Рассказ ученицы: Рыба-клоун небольшая, поймать её нелегко, она прячется среди ядовитых щупалец актинии, похожей на хризантему. Актиния – хищница. Остатками её обеда и питается  рыба-клоун. Если «клоуну» грозит опасность, он мгновенно ныряет в щупальца актинии, там он в полной безопасности, даже откладывает икру.

Учитель: Рыба- клоун хочет с вами поиграть.

Игра «Узнай звук»

– Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [д] [д’] в словах.

Слова: дырка, дерево, лопата. дача, Дима, дуб, топор, доски, дятел, директор.

– Рыба-клоун благодарит вас за хорошие ответы. А мы отправляемся дальше. (Слайд 7) Вон там вдалеке водолазы. Они ведут подводные и спасательные работы, обследуют морское дно. Они работают всегда в паре, вдвоём. Давайте сделаем звуко-буквенный разбор слова «два».

Дети работают за партой. Для проверки учитель показывает правильный ответ. (Слайд 8)

Вопросы:

– Сколько слогов в слове?
– Как определили?
– Сколько звуков?
– Какой первый, второй, третий?

Физпауза (Слайд 9)

Включить музыку.

– Давайте поплаваем в море, как эти два водолаза.

Дети выполняют плавные движения руками под медленную музыку.

4. Знакомство с буквой «Д»

Учитель: Знаете ли вы ребята, что на дне морском много ракушек и раковин. Вот одна из них. (Слайд 10) В таких раковинах люди находят жемчуг. А что же находиться в нашей раковине? Давайте посмотрим. О, да  ней спряталась буква.
– Кто из вас знаком с этой буквой?
– На что она похожа?

«Д» – это домик аккуратный
с высокой крышею двускатной.
Домик для дельфина.

–У вас на парте лежат точно такая же раковина.
– Давайте обведём букву «Д» по контуру, заштрихуем её, а потом пропишем строчку с буквой Б, б. Наше путешествие продолжается.

5. Продолжение работы

Цель: отрабатывать умение и навыки, полученные на уроке. (Слайд 11)

– Внимание, ребята нам на встречу плывёт рыба с названием «бабочка». О ней мы сейчас узнаем, прочитав текст.

Текст читает один из учеников, который на данный момент  умеет хорошо  читать.

Рыба-бабочка – это один из обитателей коралловых рифов. Кораллы для бабочки- и стол, и дом. Среди кораллов она живёт и иногда питается ими.

– Дети, у вас на парте лежат листочки с таким же текстом. Возьмите карандаш, найдите в словах букву «Д» и зачеркните её.
– Внимание, посмотрите на рыбу-бабочку. Возле хвоста у неё есть пятно, похожее на глаз. Это пятно помогает ей обманывать хищников – попробуй разбери, где настоящий глаз, а где – ложный. Внимание, загадка (Слайд 12):

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском, голова и восемь ног
А зовусь я – … (осьминог)

– Это странное существо. Ноги у него растут прямо из головы. Ученые называют их головоногими. Восемь ног у него, они выполняют роль рук-щупальцев с присосками, которыми удобно хватать добычу. Ребята, а что это он захватил своими щупальцами?

Чтение слогов.

– Осьминог приглашает вас в игру «Слоговой аукцион»

де – (дерево, дети, день)
ды – (дым, дыня, дыра, дышать)
до – (дом, добрый, долго, дождь) и т.д.

– Спасибо, осьминогу, что научил нас читать слоги. (Слайд 13)
– А мы отправляемся дальше. И вот навстречу плывёт акула-каракула. Это самая большая рыба, длиной 20 метров. Такая акула не поместиться даже в самом большом автобусе. Ест она маленькую   селёдку  и для людей совсем не опасна. А задание от акулы-каракулы такое. Прочитать в учебнике слова выделенные жирным шрифтом. (Всем вместе читать)

– Что интересного заметили  в этих словах? (Общую часть слова вод, труд)
– Как называются такие слова? (Родственные)

Физпауза «Море волнуется»  (Слайд 14)

(Объяснить, что нужно изобразить)

Море волнуется раз
Море волнуется два
Море волнуется три
Морская фигура на  месте замри.
Раз, два, три
Фигуры отомри.
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!
раз-два, раз-два!
и за парты нам пора.

6. Контроль и самопроверка знаний

Цель: выявление и качество уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Работа с иллюстрацией в учебнике.

– Что вы видите на картинке?

Чтение текста учениками.

– Назовите предметы, нарисованные на картинке,  в которых есть звук [д], [д`].

Слова: деньги, звезда (морская), медуза, сундук, водолазы. (Слайд 15)

– А мы тоже нашли сундучок с  сокровищами. Показать детям красивый сундучок, в котором лежит буква «Д»
– На дне буква «Д».
– Самое  ценное сокровище – клад, буква «Д», которая обозначает звуки [д], [д`].
– А сейчас нам пора возвращаться.
– Давайте возьмём с собой вот эту красивую медузу.
– Ребята, а как вы думаете сможет она жить на суше?
– Нет, ребята, каждое существо приспособлено к определённой среде обитания.

7. Творческая работа детей

– Но мы можем быстро сконструировать, зарисовать медузу.
– Сейчас мы проведем мини-рисование. Дети обводят свою ладошку простым карандашом на чистом листе бумаги. Обыгрывается получившийся рисунок, похожий на медузу .

Домашнее задание: дорисовать медузу дома и придумать рассказ о ней.

8. Итог урока

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

1. С какой буквой вы сегодня познакомились?
2. Какие звуки она обозначает?
3. Какое задание понравилось?

– Ребята, наше морское путешествие подошло к концу. Поднимаемся на батискафе на сушу, читаем: «До свидания». (Слайд 16)