Дидактическая игра-занятие для детей с нарушением интеллекта II этапа развития "На поиск волшебной шляпы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Закрепить знания об осенних признаках природы.
  • Упражнять в умении различать предметы по цвету. форме и величине.
  • Совершенствовать в составлении целого из частей по образцу.
  • Активизировать словарь детей.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Формировать правильную воздушную струю.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, взаимопонимание во время выполнения совместных задач.

Материал: Воздушный шарик, письмо, карта, дорожки (синяя, жёлтая, зелёная, красная), мольберт, силуэты (диких животных, птиц, деревьев), плоскостное изображение зайца и домика (треугольники и квадраты на каждого ребёнка), сундук, цепь на сундук, замки с прорезями и ключики - вкладыши на каждого ребёнка, шляпа, игрушка - Фунтик, медали на каждого, запись спокойной музыки.

Ход урока

Дети встают в круг и выполняют упражнение "Пробуждение".

"С добрым утром глазки (закрыть ладонями глаза)
Вы проснулись! (Открыть глаза).
С добрым утром ушки, (закрыть ладонями ушки)
Вы проснулись! (Открыть ушки).
С добрым утром пальчики, (ритмично сжимать и разжимать пальцы рук).
Вы проснулись!
С добрым утром солнце, (поднять руки вверх).
Мы проснулись, и друг другу улыбнулись!" (Опустить руки, повороты в стороны).

Дети садятся на стульчики, воспитатель обращает внимание на воздушный шарик, который весит в группе. На конце верёвки - конверт. Воспитатель читает письмо:

"Здравствуйте, ребята! Меня зовут фунтик, я маленький поросёнок. Однажды наш фургончик проезжал по лесу и у меня выпал сундучок. В нём лежала моя шляпа, с помощью которой я показывал фокусы. Я боюсь идти в лес. Помогите и найдите мою шляпу. Для того чтобы вы не заблудились я нарисовал вам карту. Спасибо!"

Дети рассматривают карту. Дорога предстоит не лёгкая и поэтому надо сначала сделать разминку.

"Мы сначала будем топать.
А потом мы будем хлопать.
А потом повернись,
Друг другу улыбнись,
В путь дорогу торопись".

Перед детьми синяя дорога, по ней ребята попадают в осенний лес. На мольберте стоят только одни деревья.

В.: "Ребята, на карте нарисован осенний лес, а здесь никакого леса нет. Как быть?" Дети предлагают сделать с помощью силуэтов осенний лес. Сначала вспоминают, какие признаки природы осени, какие звери живут в лесу. Осенью часто дует холодный ветер и идёт дождь.

Дыхательное упражнение "Подуй на листочки". Речевое упражнение "Капает дождик".

Дети накладывают силуэты на мольберт.

Смотрят на карту, по какой дороге надо идти дальше. По желтой дорожке пойдём, но на ней препятствие, лежат камни, надо выше ногу подымать и камни не задевать - в гости к зайчику.

В: "Зайчик, почему ты такой грустный". У зайки много друзей, но скоро зима, а домиков всем не хватает. Как они зиму перезимуют? ребята предлагают построить домики. Рассматривают, из каких геометрических фигур состоит домик у зайчика. Сколько квадратов нужно для постройки домика? Из какой формы состоит крыша? Перед тем как начать строить домики надо размять пальчики.

Пальчиковая игра

"На поляне дом стоит. (Из пальцев строим крышу)
Вход к домику закрыт. (Показывают ворота перед собой)
Мы ворота открываем, (отводят от себя ладони "открывают")
И гостей всех приглашаем!" (делают опять крышу)

Ребята составляют из силуэтов домики, зайчикам очень нравятся и они благодарят детей.

В.: "По какой дороге нам дальше идти? Посмотрим на карту".

По зелёной - она очень узкая, надо идти очень осторожно, ставить ножку пяточку к носку, руки держать в стороны. На полянке стоит сундук, но его не просто открыть, на нём цепь и много замков. Рядом лежать ключи, их тоже много и они все разные.

В.: "Ребята, сколько замков? Нас сколько? Каждый возьмёт по одному ключику и откроет по одному замку". Но сначала надо разомнём наши пальчики.

Пальчиковая игра "Замок".

"На двери весит замок, кто его открыть бы смог?
Постучали, повертели,
Потянули и открыли".

Дети самостоятельно вставляют ключики в замочки (игра по принципу вкладышей), сундук открыт и от туда ребята достают шляпу.

Смотрят на карту, по какой дороге можно вернуться домой. По красной. Дети возвращаются на свои стульчики.

В.: "Молодцы ребята, со всеми заданиями справились, устали, надо немного отдохнуть. Сядем свободно и слушаем меня". Звучит спокойная музыка.

"Наши ножки шагали, они устали.
Наши руки играли, они тоже устали.
Веки опускаются, глазки закрываются. (Ребята сидят спокойно, слушают музыку, глаза закрыты).

"Веки подымаются, глазки открываются". Дети отрывают глазки и видят, что к ним пришёл фунтик. Он очень рад, что ребята не испугались трудностей и нашли его волшебную шляпу. Он спрашивает ребят: как они помогли зайцам? Смогли ли они изобразить осенний лес, какой он получился, кто живёт в лесу? Трудно ли идти было по дорожкам? Какие ключики смогли открыть замки?

И он сейчас покажет фокус. Ему надо помочь, надо закрыть глаза и честно не подглядывать. Под шляпой появляются медали, которые Фунтик дарит детям, чтобы они всем рассказали, какие они смелые.