В своей работе я выбрала технологию проблемно-диалогического обучения. Так как для примера был выбран 7 класс, необходимо учитывать психофизические особенности подросткового возраста. Именно в 12-13 лет учащиеся готовы задавать вопросы, искать свои собственные решения, именно в этом возрасте общение является главной потребностью. Абстрактное мышление только начинает формироваться и поэтому дети с большим удовольствием выполняют практические задания, и им более понятны наглядные примеры.
Из большого количества современных технологий именно проблемно-диалогическая позволит удовлетворить потребности детей в поиске ответа на интересно поставленный вопрос. На таком уроке, с использованием этой технологии, в отличие от традиционного занятия, учащиеся сами достигнут знаний, и у них сформируется умение работать как практически с приборами, так и с литературой.
Традиционный урок требует объявления темы, повторения ранее пройденного материала, изучения нового в тех или иных формах, заключительного этапа и домашнего задания. Такой же урок с использованием современной технологии не обязывает объявлять тему, ее сформулируют сами ученики в ходе творческой работы.
Использовать проблемно-диалогическую технологию имеет смысл на начальном этапе развития урока: не объявляя темы, показать детям противоречивый факт или явление, с целью вовлечь учащихся в обсуждение проблемы, применяя ранее изученный материал.
Структура урока по теме «Плавание тел». 7 класс.
Цели урока:
- образовательная – выяснить условия, при которых тело в жидкости тонет, всплывает и плавает;
- развивающая – развитие речи, мышления, способности наблюдать и делать выводы;
- воспитывающая – формирование представления о физических явлениях и взаимосвязи между ними.
Оборудование к уроку на каждую парту:
- сосуд с водой,
- кусочек фольги,
- набор тел одинаковой формы из различных веществ.
Этап урока |
Применяемая технология |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
Риски |
1. |
|
Организация начала урока, приветствие учащихся. |
Концентрация внимания |
1 мин |
1-2 мин |
2. |
Проблемная постановка вопроса |
Детям предлагается выполнить следующие действия: Из фольги сделать кораблик и опустить на воду. Затем, скомкать кораблик и опять опустить в воду. Учитель задает вопрос: «Кто готов объяснить данное явление? Разве сила Архимеда действует не всегда?» |
Выполняют предложенные действия. Дети убеждаются, что кораблик плавает Дети убеждаются, что кораблик тонет Будут варианты ответа, возможно нечеткие и неточные. Дети будут выдвигать различные гипотезы. |
6 мин |
5-10 мин
3 мин, если найдется ученик, заранее открыв нужный §, выкрикнет ответ. |
3. |
Выстраивание диалога |
Учитель задает вопрос: «Что мы знаем о силе Архимеда?» |
Дети отвечают, что эта сила зависит от плотности жидкости и объема погруженного тела |
4 мин |
|
4. |
Проблемная постановка вопроса |
Учитель предлагает взять 2 тела одинакового объема из разных веществ и снова погрузить в воду Учитель задает вопрос: «Почему?» |
Дети наблюдают, что брусок из дерева всплывает, а из железа тонет. Дети выстраивают гипотезу, что раз объемы одинаковые, значит, плавание зависит от плотности. |
3 мин
2 мин |
|
5. |
Построение беседы |
В ходе беседы учитель систематизирует полученные факты и спрашивает: «А какая сила еще действует на тела?» |
Дети говорят, что это сила тяжести |
3 мин |
|
6. |
|
Учитель демонстрирует различные ситуации плавания тел: железный гвоздь, пробка и воск. |
Дети объясняют это явление различной плотностью веществ, находят в учебнике таблицу плотностей различных веществ, сравнивают плотности. |
2 мин |
|
7. |
Проблемная постановка вопроса |
Учитель говорит: «Почему железный гвоздь тонет, а корабль с металлической обшивкой плавает?» Учитель задает вопрос: «Разве внутри корабля одно железо?» Учитель знакомит с понятием «средняя плотность». |
Дети выдвигают гипотезу, что объем корабля - большой, и сами делают вывод – что и сила тяжести больше. Дети сами находят ответ – внутри много воздушного пространства! |
2 мин
2 мин |
|
8. |
|
Учитель предлагает детям систематизировать выдвинутые гипотезы и полученные ответы. |
Дети выясняют, что плавание тел зависит от соотношения плотности тела и жидкости. |
3 мин |
|
9. |
|
Учитель предлагает сформулировать тему урока |
Дети предлагают: «условия плавания тел» |
1 мин |
|
10. |
|
Учитель предлагает зафиксировать в тетради тему урока и составить таблицу. |
Учащиеся выполняют предложенные действия. |
3 мин |
|
11. |
|
Учитель задает домашнее задание: § 50, упр. 25 и творческое задание 15, по желанию |
Ученики записывают домашнее задание |
2 мин |
|
12. |
|
Учитель подводит итоги, задавая вопросы: «Что мы нового сегодня узнали, при каких условиях тело всплывает, тонет и просто плавает, а как будут располагаться в сосуде жидкости с разными плотностями?»
На заключительном этапе учитель спрашивает: «Ребята, вам понравился наш урок? Мы ответили на все вопросы, стоящие перед нами?» |
Дети отвечают на поставленные вопросы и выясняют, что жидкости с меньшей плотностью всегда находятся вверху, например: растительное масло и вода. ρводы = 1000 кг/м3, ρмасла = 900 кг/м3. Дети в ответ подводят итоги урока. |
5 мин
1 мин |
|
Для конспекта ученика: Условия плавания тел.
Неоднородное тело |
Однородное тело |
Результат действия |
FA < FT |
ρж < ρт |
тонет |
FA > FT |
ρж > ρт |
всплывает |
FA = FT |
ρж = ρт |
Плавает внутри жидкости |
FA = FT |
ρж > ρт |
Плавает на поверхности жидкости |
Заключение.
Преимущество использования различных технологий в образовательном процессе несомненно, так как ученик становится активным участником при получении знаний. Традиционная форма предполагает передачу готовых знаний, а проблемно-диалогическая заставляет учеников думать, искать ответ на поставленный вопрос.
Конечно, использовать проблемно-диалогическую технологию на каждом уроке нецелесообразно. Для эффективности достаточно одного, двух уроков при изучении одной темы, поскольку такая технология требует затраты времени. При отработке умения решать задачи, проводить лабораторные работы, учиться писать выводы по проделанной работе требуются другие виды деятельности учащихся, а следовательно и другие технологии.
Даже при оптимальном использовании проблемно-диалогического метода обучения возникают риски. Например: всегда найдутся в классе дети, не готовые вступать в диалог, и даже не желающие отвечать на вопрос, обращенный конкретно к ним. Можно для эффективности создать в классе группы, где будут обсуждаться проблемные вопросы, однако и это не гарантирует вовлечение всех без исключения учащихся в диалог.
Таким образом, цель, которую поставила перед собой, я считаю достигнутой. Современное образование не может и недолжно базироваться на догмах. Для качественного образования необходимо использовать все новое и современное, что появляется или переосмысливается в ходе развития системы обучения.
Список литературы:
- Перышкин А.В. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
- Елкин В.И. Необычные учебные материалы по физике: учебное пособие. – М.: Школа – пресс, 2001.