Художественная роспись ткани – узелковый батик

Разделы: Технология


Цель: Развить интерес у воспитанников к популярному виду искусства – узелковому батику.

Задачи:

  • познакомить детей с техникой создания узелкового батика;
  • научить создавать декоративные узоры на ткани при помощи завязывания узлов различной сложности;
  • научить применять данную технику в готовых изделиях;
  • самостоятельно выполнять швейное изделие с последующим украшением узелковой техникой;
  • формировать у детей потребность включения в творческую деятельность;
  • формировать качества творческой личности такие как: художественное самовыражение, развитие чувства композиции, эстетическую культуру выполнения изделий для быта и одежды.

Тип урока.

1-я часть урока: Теория. Наблюдение, усвоение нового материала.

2-я часть урока: Практика. Импровизация и фантазия.

Содержание урока.

  1. История возникновения батика.
  2. Виды и способы раскраски ткани с помощью завязывания различных узелков на ткани.
  3. Инструменты и приспособления.
  4. Правила техники безопасности
  5. Определение расположения узора на изделии (эскизы).
  6. Определение цветогаммы для узора.
  7. Определение способа завязывания узлов.
  8. Красители естественные.

Методическое оснащение урока.

  • Швейный кабинет
  • Стол раскроя
  • Манекен
  • Инструменты и приспособления
  • Ткань для узелковой техники
  • Информационный материал в виде иллюстраций
  • Образцы узелковой техники, имитирующие переднюю часть топа
  • Салфетки для самостоятельной работы
  • Схемы завязывания узелков в эскизах
  • Терминология (новые слова)
  • Образцы готовых изделий с применением узелковой техники
  • Стенд с эскизами изделий с различным цветовым решением и расположением узора на ткани
  • Таблица “Изменение цвета путём смешивания двух красителей”
  • Иллюстрации моделей из журналов мод

Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Проверка явки учащихся.
  • Проверка готовности к занятию.
  • Организация рабочих мест.

Изложение нового материала. История возникновения батика.

Родиной искусства украшения тканей красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым и появились разные способы расцвечивания тканей.

Так, например в Индии широко распространился способ “бандхари”.

Перед окрашиванием ткани определённые её участки крепко перевязывались суровой нитью или сама ткань завязывалась узлом. Так на цветном фоне появлялась белая фантазийная узорная линия.

Это название изменилось сегодня и звучит – “бандана”, что означает “обвяжи – окрась”.

Уже в самом переводе заложен смысл узелковой техники. К сведению: знаменитая краска “индиго” в Европу была завезена также из Индии.

Узелковая техника под названием “планги”, что означает “пробел – пятно”, известна в Малайзии и Индонезии.

В Европе этот вид художественной росписи стал известен в ХIХ веке.

В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.

Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.

Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки…

Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире, в том числе и в России.

Существует несколько видов батика:

  • техника горячего батика (парафин);
  • техника холодного батика (резерв);
  • техника набивного батика (штамп, трафарет);
  • техника узелкового батика (узлы).

Сегодня мы изучим технику узелкового батика

С помощью техники батика можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре, которые нельзя купить в магазине.

А главное – узелковая техника доступна любой возрастной группе, учащиеся вообще могут не иметь художественных навыков и при этом создавать неповторимые узоры на салфетках, платках, футболках, топах и т.д.

Главный секрет узелкового батика – это УЗЕЛ.

Часто изделия, выполненные в этой технике, дополняют вышивкой, бисером, жемчужинами, стразами, блёстками…

Расписывать ткань можно в домашних условиях, но обязательно соблюдать технику безопасности.

Красота и своеобразие узора зависят от толщины перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов.

Узел можно завязывать из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура.

Для получения симметричных узоров, ткань складывается в два раза и только потом на ней завязываются узлы.

Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость узора.

Конечный результат будет зависеть от того, насколько крепко был завязан узел.

Иногда результат крашения может огорчить, т.к. ткань может быть неправильно заложена, слабо затянута шнуром или место узора определено неудачно.

Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или старых вещах.

Немного о красках и красителях.

В художественной росписи тканей используются красители, хорошо растворимые в воде, имеющие большую гамму чистых и ярких красок.

В настоящее время существует огромное количество разнообразных красителей, но в зависимости от своего происхождения они делятся на синтетические и естественные. Для текстильной промышленности в основном применяются синтетические красители, однако для росписи ткани предпочтение отдаётся натуральным красителям, которые получают из природных материалов.

Естественные красители бывают растительного происхождения. Они содержатся в корнях, листьях, древесине, коре деревьев, а также в плодах и цветах различных растений.

Так, например:

  Оттенки жёлтого цвета

Растения

Сбор

1 Ярко-жёлтый Листья берёзы Начало лета
2 Тёмно-жёлтый Старые пихтовые шишки Весна
3 Тёмно-жёлтый Луковая шелуха  
  Оттенки коричневого цвета    
1 Светло-коричневый Молодые шишки пихты Весна
2 Коричневый Опавшие листья яблони Осень
3 Чёрно-коричневый Листья и стебли картофеля  
4 Бежевый Крапива Всё лето
5 Ярко-коричневый Опавшие листья осины Осень
  Оттенки зелёного цвета    
1 Зелёный Пихта Весна
2 Светло-зелёный Листья осины Лето
3 Тёмно-зелёный Картофельный стебель и листья Период цветения
  Оттенки синего цвета    
1 Синий Полевой василёк Период цветения
2 Светло-синий Корни пырея Лето
  Оттенки красного цвета    
1 Пурпурно-красный Опавшие листья клёна Осень
2 Ярко-красный Плоды черешни Начало лета
3 Тёмно-красный Корни и листья щавеля Весна
4 Сине-красный Цветы подорожника Лето
  Оттенки чёрного цвета    
1 Чёрный с коричневым оттенком Кожура граната

Техника безопасности:

  • При крашении работать в перчатках;
  • Пользоваться посудой с устойчивым дном;
  • Накрывать стол плёнкой;
  • Не ставить краски на край стола;
  • Вынимать изделие из кастрюли щипцами;
  • Соблюдать осторожность у электроплиты;
  • Волосы убрать под косынку;
  • Осторожно завязывать узлы ниткой, чтобы не поранить пальцы.

Самостоятельная работа

Занятие упражнений и экспериментирования.

Для работы нужны следующие материалы:

  • Однотонная ткань светлых тонов;
  • Крепкие нитки или шнур;
  • Анилиновый краситель;
  • Уксус, соль, свеча.

И приспособления:

  • Эмалированная кастрюля;
  • Деревянные щипцы для помешивания ткани;
  • Резиновые перчатки;
  • Прищепки;
  • Крупные бусины или камушки (для обвязки шнуром).

1-й этап выполнения узелкового батика:

  • Создать эскиз изделия;
  • Определить и наметить расположение узора на изделии;
  • Определить цвет для окрашивания;
  • Определить способ завязывания узла.

Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или старых вещах

Итак, на сегодняшнем занятии будем выполнять узор “солнышко” на хлопчатобумажных салфетках.

Узор “Солнышко”

Для получения узора “солнышко” на ткани карандашом нарисовать круг и по контуру прошить смёточным швом, стянуть и плотно обмотать ниткой. В другом месте можно завязать узел (плотно), чтобы краситель во время крашения не проникал в складки ткани, образуя лучевидные разводы.

Можно в намеченное место для узора вложить крупную бусину и обвязать её шнуром, затем чуть ниже снова обвязать крепко шнуром и так несколько раз.

Можно также самостоятельно придумать узор комбинированный, состоящий из нескольких узоров “солнышко”.

Узлы завязывать необходимо очень туго, чтобы краситель не проник в завязанную часть ткани. Для этого можно шнур или нитки обработать парафиновой свечой. Итак, салфетки с завязанными узлами готовы, теперь необходимо выбрать цвет красителя, можно несколько цветов. Экспериментируйте, создавайте свой неповторимый узор, чтобы придать своей работе выразительность, гармоничность.

Сохраняющие здоровье технологии: Физкультминутка.

Снятие усталости с глаз:

  • Быстро и сильно потереть ладони друг о друга так, чтобы они стали горячими. Затем приложить ладони к глазам и подержать минуту.

Снятие напряжения со спины:

  • Откинуться на спинку стула, медленно поднять руки вверх, делая глубокий вдох и медленно опуская руки – глубокий выдох. Повторить несколько раз.

Подготовка красителя и крашение заготовки (на занятии используем анилиновый краситель).

  • Подобрать краситель.
  • Высыпать порошок в стеклянную банку, добавить 1 стакан горячей воды, размешать.
  • Профильтровать раствор через марлю.
  • Осторожно влить раствор в кастрюлю и разбавить водой (до 2-х литров).
  • Перед окраской нагреть раствор до 40-50%.
  • Намочить ткань и опустить в красящий раствор.
  • Красить на медленном огне 20-30 минут, периодически помешивая ткань.
  • Приподнять щипцами ткань и добавить в раствор 2 столовые ложки соли.
  • Опустить ткань, выключить плиту и оставить в растворе на несколько минут.
  • Осторожно вынуть ткань, прополоскать в тёплой воде, затем в холодной, добавив 1 столовую ложку уксуса на 4-5 л воды.

Следующий этап работы это крашение заготовок.

Дети по очереди подходят к заранее подготовленному красящему раствору, который стоит на электроплите доведённый до необходимой температуры, и осторожно опускают свои работы в определённый цвет красителя.

Инструктаж во время проведения крашения салфеток:

  1. Перед работой надевать резиновые перчатки.
  2. Салфетку держать в растворе не более 1 минуты (только для данного занятия, в целях сокращения учебного времени).
  3. Вынимать салфетки из раствора щипцами. ОСТОРОЖНО!

Главный этап работы – развязывание узлов!

Прополоскать в холодной воде, отжать и осторожно развязать узлы!

  • Анализ завязанных узлов.

После того, как все дети окрасили свои салфетки, приступаем к анализу завязанных узлов и получившихся узоров.

  • Удовлетворение результатами крашения.

Вопрос педагога: Все ли довольны полученным узором?

  • Разбор типичных ошибок.

В тех салфетках, где узор нечёткий, расплывчатый, узлы были недостаточно туго завязаны.

  • Заинтересованность техникой узелкового батика.

Вопрос педагога: Понравилось ли вам заниматься узелковым батиком? Появилось ли желание окрасить для себя банданы, топы, футболки?

  • Благодарность воспитанникам за работу.

Молодцы! Сегодня вы все активно, заинтересованно и результативно поработали!

И самое главное – рационально использовали рабочее время.

Актуализация полученных знаний по теме.

Фронтальный опрос.

  • В чём секрет техники узелкового батика?
  • Какие бывают красители?
  • Что такое естественные красители?
  • Где и когда появилась техника узелкового батика?
  • Чем можно дополнять узелковый узор?
  • Техника безопасности при работе с нитками во время окрашивания изделия?

Подведение итогов занятия:

  • Сообщение о достижении целей занятия,
  • Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда воспитанников.
  • Сообщение темы следующего занятия.

Домашнее задание.

  1. Выпарить краску из луковой шелухи.
  2. Покрасить салфетки.
  3. Подготовить старые топы, платки, футболки для выполнения узоров на них.

Уборка рабочих мест.

 Мы сможем любую вещь сделать уникальной.