Цели:
- Продолжить работу по развитию умений делать вычисления, измерения, анализировать результаты, делать выводы.
- Повторить и проверить уровень усвоения материала.
- Показать, что умение измерять физические величины необходимо в повседневной жизни.
Тип урока: Повторительно – обобщающий.
Оборудование: Картинки, весы (различные виды), разновесы, виды термометров, часы, секундомер, мензурка, тела разной формы, таблицы “Измерение объема тала мензуркой”, “ Определение массы тела на рычажных весах”, мультипроектор, презентация выполненная в Роwеr point, диск “ 2000 задач по физике”, проекты учащихся “Меры длины”, “Ватерпас”
Ход урока
1. Организационный момент
– Бывают ли на свете чудеса?
– Да, нет.
– Я еще не успел удивляться
чудесам, что есть на Земле,
телевизору, голосу рации.
Вентилятору на столе. Самолеты
Летят сквозь тучи.
Мчатся по морю корабли,
Как до этих вещей могучих.
Домечтаться люди смогли?
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам.
2. Актуализация знаний
– Чтобы вплотную приблизиться к чудесам нам помогает наука физика.
Чудеса возможны не только в сказке. Ковер-самолет – самолет. Семимильные сапоги – поезд, автомобиль. Волшебное зеркальце – телевизор, видеомагнитофон. Без этих вещей невозможна современная жизнь.
Но каждое чудо техники имеет свою историю. С чего же начинается создание любой вещи? С вычислений, измерений. С некоторыми видами измерений вы уже знакомы. Сегодня мы их повторим, а тема нашего урока
ИЗМЕРЕНИЕ – ОСНОВА ТЕХНИКИ. (Записывать в тетрадь.)
3. Экскурс в историю. (Сообщения учащихся.)
Измерения люди делали с давних времен. До сих пор бытует выражение “семь пядей во лбу”, “сам с ноготок, а борода с локоток”, “ от горшка два вершка”, “ семь верст до небес”, “семь раз отмерь, один раз отрежь”. Наши предки пользовались такими мерами как пядь, локоть, аршин, верста, сажень и др. У древних булгар – предков татарского народа – одной из разновидностей мер длины был “царский локоть” или аршин. Слово “аршин” проникло из Ирана (“араш” по-персидски – “локоть”) и означало длину, равную части руки от кончиков пальцев до локтя или от кончика пальцев до плеч. Аршин как мера длины упоминается во многих литературных произведениях древних булгар. Аршин как единица длины отражен и в бытующих у татар до наших дней поговорках и фразеологизмах, например: “Кешене нинди аршин белэн улчэсэн, узенне дэ шундый аршин белэн улчэрлэр”.(“Каким аршином меришь других, таким аршином будут мерить и тебя самого”).
В русскую математическую систему “аршин” проник от булгар и поволжских татар в ХУ–ХУ1 вв. и означал расстояние между плечом и вытянутыми по швам кончиками пальцев. Русский аршин был равен 71,8 см или 71,12 см, а булгарский аршин 78–81 см. Аршин широко применялся в торговле тканями. Аршином называли и линейку, которой эти ткани мерили. Если человек пишет большими, крупными буквами, говорят: “пишет аршинными буквами”.
Три аршина составляли одну сажень, она была равна 2,13 м. Такая сажень называется мерною. Кроме мерной была еще маховая сажень – расстояние между вытянутыми в стороны руками. Она была равна 1 м 80 см или 2,5 аршинам. Косой саженью называли расстояние между ступней ноги и пальцами поднятой вверх руки противоположной стороны. Она равнялась приблизительно двум с половиной метрам.
Наиболее крупной мерой длины была верста, она была равна 5000 саженям или 1,067 км. 11 сентября 1764 года был издан указ о введении верстовых столбов. Впервые верстовыми столбами был разделен путь от Москвы до Коломенского, отсюда поговорка “с коломенскую версту”. Верстой часто называли и верстовой столб, он был окрашен в полоску. Дорога, на которой стояли верстовые столбы, называлась столбовой, отсюда “столбовая дорога”.
Пядь – это расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки = 16–23 см.
Локоть – расстояние от среднего пальца до локтя = 50 см.
Предки татар – булгары имели развитую метрологическую культуру, в том числе и свои меры веса. Основной единицей в мерах веса был мискаль, который равнялся 4,095 или 4,26 граммам. Пользовались такими мерами веса, как:
Данник – “зерно” с персидского, шестая часть мискаля;
Кират – червертая часть данника или 24-я часть мискаля;
Хабба – четверть кирата или 96-я часть мискаля.
Более крупной единицей веса был кадак, равный 100 мискалям, т.е. 426 граммам.
В повседневной быту русских минимальной единицей измерения был золотник, он равен 4,266 грамма. Это слово сохранилось и в пословицах: “ мал золотник да дорог”. 96 золотников составляли фунт. Русский фунт был равен 409,51 г.. Это уже более поздняя мера веса, на что указывает и происхождение слова “ фунт” из западноевропейских языков. Среди мер веса следует упомянуть еще пуд. Он был равен 16,38 кг.
4. Проверка усвоения изученного материала.
Задание 1: Сколько пядей в длине вашего стола?
(У всех результат получится разный).
– Какой можно сделать вывод?
Длина стола зависит от того, какая длина пяди у разных людей.
Т.е. эта мера не совершена, поэтому в 1790 году в Париже была принята единая система мер и объемов. “Декрет о введении единых мер длины и веса”.
В настоящее время принята международная система единиц – СИ.
В нашем кабинете есть таблица, которая напомнит вам, в каких единицах измеряется та или иная физическая величина.
Чтобы правильно измерить физическую величину и выполнить следующее задание мы должны знать переводы из одной системы измерений в другую.
Устный диктант “ Переводы физических величин”
5. Выполнение практических заданий.
Задание 2:
Определение объема тела правильной формы. (Слайд.)
Как это мы делаем? Линейкой V = а.в.с.
V = 8 см3 ., а = 4 см., в = 2,5 см., с = 0,7 см.
Задание3:
Определение объема тела неправильной формы. (Слайд.)
Как определить Vт неправильной формы?
Мензуркой, объясняют по таблице.
С этими заданиями вы справились. А сейчас задание, требующее терпения и аккуратности.
Любой предмет или тело в природе можно охарактеризовать особой величиной. С ней мы часто встречаемся, когда заходим в магазин или медицинский кабинет. (Слайд.)
– О какой величине я говорю?
– Масса.
– В каких единицах измеряется масса.
– Кг.
– Каким прибором?
– Весы.
– Какие виды весов вы знаете?
– Медицинские, аптекарские, бытовые, рычажные, электронные, продуктовые.
(Слайд.)
Задание 4:
Определение массы тела. (Слайд.)
Определите массу тела неправильной формы.
Устали! Давайте отдохнем. (Слайд.)
6. Физкультминутка.
Давайте покажем:
пядь (руки вверх, пальцы расставлены),
локоть (показываем локоть руки),
аршин (ведем противоположной рукой по руке от кончиков пальцев до плеча),
маховая сажень (разводим руки в разные стороны),
косая сажень (рука вверх и противоположная нога в сторону).
Вот мы и приближаемся к концу нашего урока. Много еще замечательных приборов (слайд.), которыми мы измеряем физические величины. С ними вы познакомитесь в курсе физики. Все они находят применение в жизни.
7. Закрепление.
Задание по карточкам. (Слайд). Проверка .
8. Подведение итогов урока.
Мы хорошо поработали. А сейчас подведем итоги урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Оценивание.
9. Домашняя работа. (Слайд.)
Повторить все формулы для расчета физических величин, которые мы сегодня использовали.
До свидания, урок окончен.