Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить.
Одновременно мы считаем, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами, и что от нас ничего не зависит. Такая точка зрения во многом объясняется тем, что длительное время в большинстве образовательных учреждений не находилось места для экологии. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевывать и улучшать по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанных на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по- новому.
В настоящее время экологическое образование дошкольников стало одним из важных направлений дошкольной педагогики.
Данный учебный план дает возможность заложить основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
В процессе освоения знаний дети получают основные понятия экологии, учатся ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.
Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность (природа- среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем - объект человеческого потребления).
Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому, что она самоценна.
Экологическое образование дошкольника базируется на деятельном подходе, поскольку именно деятельность формирует психику ребенка.
Воспитание детей к родному краю невозможно без общения с природой. Дошкольное учреждение МДОУ № 4 “Янтарик” расположен в живописном месте Янтарного Городского округа в непосредственной близости от берега Балтийского моря. По участку ДОУ разработан маршрут экологической тропы.
Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи:
- учить детей правильно взаимодействовать с природой;
- развивать познавательный интерес к миру природы и эстетические чувства
- формировать представление об отличии природы от рукотворного мира;
- учить устанавливать причинно-следственные связи в природе;
- дать представление о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений; животных, независимо от того, нравятся они ребенку или нет; о тесной взаимосвязи объектов живой и неживой природы (на примере поля, участка леса).
Экологическая тропа начинается на территории детского сада и продолжается дальше в лес.
На остановках имеются интересные объекты для наблюдений и закрепления изучаемого материала.
В ходе экскурсий дети наблюдают, как меняется природа в течение года на одном и том же участке и как она перкрастна во все времена года.
При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта в природе есть свое место и свое назначение.