Все профессии важны

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  • Познакомить детей с новыми отраслями экономики: культурой и образованием.
  • Учить видеть необходимость в определении профессии и ориентироваться в этом мире.
  • Развивать умение объективно оценивать свои знания.
  • Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
  • Воспитывать уважение к трудовой деятельности, к людям любой профессии. Бережного отношения к продуктам труда.

Оборудование.

  • Учебник “Окружающий мир” 2 класс, А.А. Плешаков.
  • Мультимедийный проектор и презентация к уроку.
  • Цветки и лепестки к ним с именами детей.
  • Таблички со словами к каждой профессии по 15 штук.
  • Домики для рефлексии.
  • Жетоны.

Ход урока

1. Орг. момент. Проверка дом. зад.

- Я очень надеюсь, что сегодня здесь собрались любители и знатоки окружающего мира. Сегодня на уроке у вас очень много гостей, а ещё к нам гости пришёл Волшебный экран, он будет нам помогать на уроке.

- А как вы думаете, что объединяет все эти слова: поезд, метро, автобус? (Cлайд 1)

Транспорт. (Cлайд 2)

- Эту тему мы изучали на прошлом уроке.

- Какие виды транспорта бывают? (Слайд 3)

- К какому виду транспорта из этих 4-х относится метро?

- А какой бывает транспорт по назначению? (Слайд 5)

- Вы очень хорошо подготовили домашний материал, молодцы!

2. Постановка целей и задач урока.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми понятиями, совершим небольшое путешествие и поиграем. И многое сможете рассказать то, что вы уже раньше знали.

- Недавно на уроке мы познакомились с экономикой. Какие части экономики вы запомнили?

(Промышленность, с/х, транспорт, строительство, торговля) Слайд 7- отрасли экономики.

- Сегодня мы познакомимся еще с 2-мя отраслями. Рассмотрите рисунки (слайд 8).

- Что на них изображено? Это тоже части экономики: культура и образование. (Слайд 9 культура и образование)

- А сейчас мы отправляемся в путешествие, но не так далеко, а на улицы своего города.

- Закройте глазки, так вам легче будет представить то, о чём я расскажу.

Наступило раннее утро. Показалось на небе солнышко. Просыпается наш город Альметьевск. На улицах города появились машины, люди. Дети спешат в школу, взрослые торопятся на работу. Мария Ивановна идёт в аптеку. Елена Сергеевна и Наталья Михайловна – в больницу. Две Татьяны Николаевны, встретив Анну Алексеевну, идут в детский садик “Буратино”. Людмила Сергеевна идет на урок. Рабочий день начинается.

Откройте глаза. Давайте оживим картину. Расскажите о том, куда ваши родные отправились на работу. (Проверка сочинений на тему: “Мои родные”)

Взрослые разошлись на работу. А куда бы вы хотели пойти на работу, когда вырастите?

- У нас в классе будущие продавцы, учителя, доктора, милиционеры, певицы, водители. Все эти профессии нужны, важны?

- Кто догадался, какая тема урока? (Слайд 11 - тема урока: “Все профессии важны”)

- У вас на парте желтые лепестки с вашими именами, а на доске 3 цветка.

- Прикрепите свои лепестки к серединке того цветка, который, по-вашему мнению, будет правильным ответом на мой вопрос! (Слайд 12)

  1. Кто считает, что он мало знает о профессиях, и хотел бы ещё больше узнать?
  2. Кто знает профессии. Но не все?

- Вы знаете о профессиях немало, но их существует гораздо больше. Мы сегодня поговорим о некоторых из них.

- Что же обозначает слово “профессия”? (Ответы детей)

- Если мы обратимся к толковому словарю русского языка, то прочтём… (Слайд 13)

Это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования, это то, чем человек занимается, по-другому, это его работа.

- Ребята, обратите внимание на слово “трудовая”. Что это значит?

- Какие пословицы про труд вы знаете?

- Ребята, а профессии друг без друга могут обойтись? (Например врачу помогает фармацевт, швея, химик и другие)

- А теперь попробуйте сравнить труд рабочего на заводе с трудом учителя, директора школы. Сделайте вывод.

Труд бывает умственный и физический.

- Каким видом труда вы занимаетесь в школе? (Умственный)

Физминутка

Игра “Царь-горох” - выбрать водящего.

- Царь-горох, прими нас на работу.

- А что вы умеете делать?

- Мы не скажем, а покажем, чтобы легче угадать! (Дети показывают различными жестами занятия человека, а водящий отгадывает)

3. Продолжение изучения темы.

- А какие профессии вы знаете? (Ответы детей)

- Я вам буду говорить буквы алфавита, а вы назовёте профессию человека на эту букву.

А – аптекарь, архитектор.

Б – бетонщик, булочник.

В – врач, водитель.

- Вот, оказывается, сколько существует профессий! Перечислить все профессии и специальности невозможно.

- Да. И сегодня у нас парад профессий. Вы хотите в нём поучаствовать?

- Тогда устраивайтесь поудобней и слушайте.

Кто на стульчике сидел,
Кто на улицу глядел,
Боря пел,
Олег молчал,
А Сергей ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
Я хочу стать программистом – это клева,
Ну, а я не знаю - кем
Все профессии нужны,
Все профессии важны!
Сегодня день – особенный!
Собрались мы сюда, друзья,
Работать будем в группах,
И ты, и он и я!

- Сейчас мы с вами разобьёмся на три группы – три ряда: 1, 2, 3! За правильные ответы вы будете получать жетоны.

У каждого на столе конверт. Возьмите картинки и попробуйте узнать профессию (работа в группах). Всё это вы делаете вместе, дружно.

(С каждого ряда выходит группа ребят для объяснения своего выбора)

- А к каким отраслям они относятся? (Медицина, образование и правоохранительные органы)

а) Сейчас я буду называть слова – предметы, слова – признаки, слова – действия предметов. Если вы услышите слово, относящееся к вашей профессии, то хлопайте в ладоши. А если слово не относится к вашей профессии, то должна быть тишина. Таким образом, мы проверим, хорошо ли вы знаете эти профессии. (Слова говорить в разброс)

Учитель: школа, школьник, звонок, портфель, букварь, тетрадь, дневник, пенал, учит, строгая, добрая, читает, пишет, рисует, внимательная.

Врач: больница, поликлиника, лекарства, укол, градусник, бинт, таблетки, лечит, добрый, ловкий, перевязывает, чуткий, капли, слушает, банки.

Милиционер: свисток, тротуар, переход, транспорт, регулирует, расследует, следит, внимательный, вежливый, строгий, значок, наручники, светофор, дети, жезл.

б)- А теперь буду называть отрасль экономики, а вы – профессии, с которой они связаны.

Промышленность. (Сталевар, металлург, ткачиха, кузнец.)

Сельское хозяйство. (Доярка, пчеловод, комбайнёр, агроном.)

Строительство. (Каменщик, сварщик, маляр.)

Торговля. (Продавец, кассир.)

Игра “Доскажи словечко”

Трактор водит… (тракторист),

Электричку - … (машинист)

Стены выкрасил… (маляр)

В доме свет провёл… (монтёр)

В шахте трудится… (шахтёр)

В жаркой кузнице - … (кузнец)

Кто всё знает – молодец!

- Сейчас для каждой команды загадки, отвечайте по очереди. Мы проверим, как вы знаете и другие профессии.

Загадки про профессии:

В небе звёздочка искрится,
Спит клубком усатый кот,
А ему всегда не спится –
Всегда он затемно встаёт.

Каша булькает легонько,
И яичница шипит,
И под вкусный шум и гомон.
В спальни входит аппетит. (Повар)

Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз – и помнит вас. (Фотограф)

Он красит перила на лестничной клетке,
Я очень спешу, говорил он соседке,
Мне нужно скорее докрасить перила,
Покуда не кончились в банке белила. (Маляр)

Почту, письма и журналы –
Он по домам разносит,
Ходит он во все кварталы,
В каждый дом заходит. (Почтальон)

Встаём мы рано, ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Водители)

Сидит, склонившись за столом,
Он час, два, и три
И водит тоненьким пером
До утренней зори. (Писатели)

- А теперь попробуйте узнать профессии по-другому, я назову несколько вещей-предметов, которые нужны людям определённой профессии, а вы вспомните эти профессии.

1. Чек, весы, касса… (продавец)

2. Шланг, вода, костюм… (пожарный)

3. Ножницы, шампунь, лак… (парикмахер)

- С какой буквы начинаются все эти слова? (П)

- А какие ещё профессии на букву п вы знаете? (Повар, писатель, портной, певец, птичница, пастух, пчеловод, пожарный, продавец, прачка и т.д.)

- А чем занимаются люди этих профессий?

- А по одному предмету (показ рисунков: корова, туфли, алмаз, торт, планета, телевизор, футбольный мяч, телефон).

- Смотрю, вам очень много знакомо профессий, а скажите, что вы знаете о профессии кинолога? Чем занимаются люди с такой профессией?

- А оказывается, это человек, который занимается изучением и разведением собак.

- Очень важная и другая профессия, соберите слово, оно поможет нам угадать эту профессию. (Слайд 15). (Инспектор ГБДД)

- Кто это такой? Чем занимается?

Инспектор ГБДД управляет дорожным движением, следит за соблюдением ПДД водителями, пешеходами и пассажирами, обеспечивает безопасность на проезжей части дороги. Он идёт в форменную одежду. Сзади на куртке у него 3 большие буквы “ДПС”, что означает “Дорожно-патрульная служба”. Впереди на куртке прикреплён нагрудный знак, где написано “милиция” “ДПС”, изображён двуглавый орёл и есть номер, по которому можно узнать, где работает инспектор. (Слайд 16)

- У него есть свисток, чтобы привлекать внимание водителей и пешеходов, и жезл – это такая палка с чёрными и белыми полосами, которую инспектор держит в руках. Жезлом инспектор управляет дорожным движением, то есть регулирует его.

- А вот ещё об одной важной профессии, что за профессия, угадайте?

Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)

- Но, только он участвует в появлении хлеба на прилавках?

- Давайте, почитаем об этом в учебнике на стр. 128.

- Люди, каких профессий ещё помогают пекарю испечь хлеб?

- Так какую работу они выполняют? Зачитайте из текста.

- Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока ещё не знакомы!

- И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно. Ведь с каждым годом появляются всё новые и новые.

- Людей различных профессий можно назвать волшебниками, так как руки мастера создают предметы необыкновенной красоты и очень нужные людям. Без чего невозможна нормальная жизнь людей.

- Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь. В заключение послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно:

Мы всей семьёй дружною
В одной стране живём,
И каждый трудится
На месте на своём.

- О чём оно заставило вас задуматься? (Все профессии важны, и все люди работают на благо других людей.)

- Вот и подходит к концу наш урок, но напоследок хочу вам сказать:

“Помните, все профессии хороши – выбирай на вкус!” Неважно, какую профессию выберет каждый из вас, лишь бы она была вам по душе.

4. Итог урока. Рефлексия.

- А теперь посчитайте свои жетоны, у кого сколько?

- Какие чувства вы испытывали во время урока?

- Что понравилось?

- А что нового вы узнали?

- Чему удивились?

- А вам нравится работать в группах? Почему?

- Я очень рада, что вам понравилось, а ещё хочу вас попросить раскрасить.

(Слайд 17). Рефлексия. Окошки домика.

- Если задание, которое я назову, вам понравилось, и было легко его выполнять, то зелёным цветом, а если было трудно и неинтересно – красным.

1 окошко – проверка дом.зад.

2 окошко – путешествие, закрыв глаза.

3 окошко – определять много ли вы знаете о профессиях, крепить лепестки.

4 окошко – работать по группам.

5 окошко – отгадывать загадки, отгадывать профессии людей.

6 окошко – знакомиться с новыми профессиями, или узнавать о них больше.

- Спасибо вам, детки, за этот замечательный урок!

Мне было с вами интересно и приятно работать.

(Слайд 18). Спасибо!

5. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок на тему: “Кем я буду, когда вырасту?”.