Технология: развитие критического мышления через восприятие текста.
Тип урока: работа с информационным текстом.
Примечание. Разработка урока может применяться на уроке геометрии в 8-м классе для обучающихся по учебнику Л.С. Атанасяна, а также в 9-м классе для обучающихся по учебнику А.В. Погорелова.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы занятия (слайд 1, см. Приложение), знакомство с планом урока (слайд 2), мотивация познавательной активности, пожелание успехов в работе.
Методы: метод словесный (актуализация); форма обучения: коллективная.
2. Стадия вызова
Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики (слайд 3, на стадии вызова учитель обращается к личному опыту учеников, который поможет подготовиться им к восприятию информационного текста / на всех стадиях учащиеся работают в парах).
Учитель предлагает учащимся составить текст на основе опорных слов (векторы, сумма, треугольник, параллелограмм, свойства) в соответствии с предложенным заглавием текста “Сумма векторов”. При этом им предлагается ответить в создаваемом тексте на следующие вопросы:
– Как можно изобразить перемещение человека из
пункта А в пункт В, из пункта В в пункт С?
– Как изобразить его итоговое перемещение?
– Как изображается перемещение тела из точки А в
точку В в геометрии?
– Если тело перемещается далее из точки В в точку
С, то как можно изобразить его суммарное
перемещение?
Несколько предложенных вариантов текстов заслушиваются учениками класса.
Методы: словесный, эвристический (частично-поисковый) метод, проблемный; форма обучения: коллективная, индивидуальная.
3. Стадия осмысления
Объяснение нового материала происходит с помощью презентации (Презентация).
Учитель предлагает ученикам прочтение текста “с остановками” - чтение небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом его развития.
Учащиеся читают первую часть текста (Приложение 2), просматривают слайд 4, сделав первую остановку отвечают на следующие вопросы (слайд 5)):
– О чем вы узнали в этой части?
– Как понимаете выражение “сумма векторов”?
– Что такое “правило треугольника”?
– О чем пойдет речь дальше?
– Как найти суммарное перемещение, если тело
одновременно испытывает два перемещения (лодка,
пересекающая реку; перемещение лодки слагается
из перемещений поперек реки и по течению реки)?
Далее учащиеся читают следующую часть текста, просматривают слайд 6, делают вторую остановку, отвечают на следующие вопросы (слайд 7):
- Ваш прогноз оправдался?
- Какие новые понятия или определения были в тексте?
- Что такое “правило параллелограмма”?
- В каком случае складывают векторы по правилу треугольника? А в каком случае по правилу параллелограмма?
- Какие вы знаете правила сложения чисел?
- Как вы думаете, применимы ли они к сложению векторов?
- Как находят сумму более двух векторов?
Завершив чтение последней части текста и просмотрев слайды 8–10, ученики отвечают на вопросы (слайд 11):
– Ваш прогноз оправдался?
– Какие новые понятия или определения были в
тексте?
– Какие вы знаете правила сложения векторов?
– Что осталось непонятным?
– Какие вопросы возникли в ходе работы с текстом?
4. Этап проверки понимания учащимися нового материала
Учащимся предлагаются задания по изученной
теме (слайд 12).
Метод: дедуктивно-репродуктивный; форма
обучения: коллективная, индивидуальная.
5. Этап первичной проверки нового материала
Учащимся предлагается выполнить работу по
карточкам трех уровней сложности (Приложение
3).
Метод: репродуктивный; форма обучения:
индивидуальная.
6. Этап закрепления нового материала
Работа в рабочих тетрадях по геометрии: № 119, 120,121 (с.56,57)
7. Стадия рефлексии
(осмысление всего текста как единого целого)Учащиеся выделяют смысловые единицы текста и наглядно графически оформляют их в тетрадях. Результат работы – слайд 13.
8. Этап информирования учащихся о домашнем задании
Инструктаж по его выполнению. П.81; вопрос 11
1-й уровень сложности – № 755,760,761, 118
(рабочая тетрадь по геометрии)
2-й уровень сложности – № 760,
Дополнительные задачи:
1) Даны два параллелограмма MNKP и M1NK1P. Докажите, что .
2) В треугольнике АВС М – точка пересечения медиан. Докажите, что .
Методы: словесный, наглядный; форма обучения: индивидуальная.
9. Подведение итогов
Беседа:
– Что нового и интересного вы сегодня узнали на
уроке?
– Что нужно знать и уметь, для того, чтобы сложить
два вектора? Несколько векторов? Какие правила
сложения векторов вы узнали?
– Как вы думаете, пригодится ли изученное вами
сегодня на уроке в вашей дальнейшей жизни?
– Где это может пригодиться?
– Подведем итоги урока. Прошу изложить
результаты урока, вопросы по теме, выводы
письменно - синквейн (слайд 14).
Методы: словесный, проблемный; форма обучения: коллективная.
Методическая часть
Элемент ИКТ (слайд) | Тема слайда | Как (приемы и методы) используется элемент в уроке? | Какие цели преследуются применением конкретно этого элемента на уроке? | Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей? |
№ 1 | тема урока | словесный метод | привлечение внимания, подготовка учащихся к изучению новой темы | источник новой информации помогает восприятию |
№ 2 | план урока | словесный, наглядный и проблемный методы | постановка цели и учебных задач | помогает восприятию информации |
№ 3 | конструирование текста | словесный, эвристический (частично-поисковый), проблемный методы | развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на "открытие" детьми нового знания | акцентирует внимание учащихся на опорных словах и теме урока |
№ 4 | правило треугольника | метод наблюдения | усиление содержательной части, помощь в восприятии наиболее сложных вопросов | наглядно представляет и акцентирует
внимание учащихся на новой информации, развивает у учащихся самообразовательную активность, направленную на "открытие" детьми нового знания |
№ 5 | первая остановка | эвристический (частично-поисковый) метод | усиление содержательной части, помощь в восприятии наиболее сложных вопросов | акцентирует внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения |
№ 6 | правило параллелограмма | метод наблюдения | усиление содержательной части, помощь в восприятии наиболее сложных вопросов | наглядно представляет и акцентирует
внимание учащихся на новой информации, развивает у учащихся самообразовательную активность, направленную на "открытие" детьми нового знания |
№ 7 | вторая остановка | эвристический (частично-поисковый) метод | усиление содержательной части, помощь в восприятии наиболее сложных вопросов | акцентирует внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения |
№ 8 | свойства операции сложения векторов | метод наблюдения | усиление содержательной части, помощь в восприятии наиболее сложных вопросов | наглядно представляет и акцентирует внимание учащихся на новой информации |
№ 9 | правила многоугольники и цепочки | метод наблюдения | усиление содержательной части, помощь в восприятии наиболее сложных вопросов | наглядно представляет и акцентирует
внимание учащихся на новой информации, развивает у учащихся самообразовательную активность, направленную на "открытие" детьми нового знания |
№ 10 | сложение с нулевым вектором | метод наблюдения | усиление содержательной части, помощь в восприятии наиболее сложных вопросов | наглядно представляет и акцентирует
внимание учащихся на новой информации, развивает у учащихся самообразовательную активность, направленную на "открытие" детьми нового знания |
№ 11 | вопросы по теме | словесный метод | помощь в восприятии наиболее сложных вопросов, развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на "открытие" детьми нового знания | акцентирует внимание на поиск ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения |
№ 12 | фронтальная работа с классом | метод упражнений (дедуктивно-репродуктивный) |
наглядное предоставление тренировочного материала, экономия времени | акцентирует внимание учащихся на тренировочных заданиях |
№ 13 | кластер | эвристический (частично-поисковый) метод | усиление содержательной части, анализ и обсуждение услышанного и прочитанного | развитие у учащихся самообразовательной активности, выделение смысловых единиц текста и наглядное графическое оформление |
№ 14 | Синквейн | словесный, проблемный методы | синтез информации в лаконичной форме | усиление содержательной части,
развитие у учащихся способностей интерпретировать, оценивать, систематизировать учебный материал |