Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость
Сервантес
Актуальность
В словаре Ожегова термин “воспитание” - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации религиозные институты, общественные организации и др. В “Концепции модернизации Российского образования до 2010 года”, которая реализуется в наши дни, подчёркивается что “воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать ограниченной составляющей педагогической деятельностью, интегрированной в общий процесс обучения и развития”, это направление является приоритетным.
Программа внеклассной деятельности “Азбука нравственности” рассматривает воспитание как целенаправленный процесс управления, формирования, организации воспитательного воздействия на обучающихся, усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются общественно значимые черты личности.
Объект воспитания: обучающиеся 1-4 классов.
Цель воспитания: формирование гармонически развитой личности.
Основным механизмом воспитания является система комплексных воспитательных воздействий на обучающихся.
Суть программы “Азбука нравственности”: формирование представлений об истинных человеческих ценностях и толерантной модели поведения на основе психо-возрастных особенностей личности младшего школьника.
Теоретическая основа программы “Азбука нравственности”: убеждение в том, что переход от одного типа ведущей деятельности к другому способствует позитивным изменениям в поведении младшего школьника и предупреждает формирование отклоняющегося поведения.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Поэтому актуальность программы связана, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: “Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания”. (29, с.431).
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Основной функцией программы является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач программы должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.
Вот почему нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Психолог А.З. Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело - этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности. Теряя нравственные ценности, мы нарушаем принципы общежития. А это для ребёнка любое отклонение от нормы - потенциальная возможность сформировать модель поведения, не принимаемая в обществе (отклоняемая в поведении).
Особенности программы
Осознанию общечеловеческих ценностей способствуют занятия по воспитанию нравственности, расширяющие возможности педагогического влияния на ребенка, позволяющие формировать целостное представление о нравственно ценном опыте предшествующих поколений. Главная особенность программы – сформулировать у ребенка четкую цель и помочь ему достичь ее.
Другой особенностью является то, что реализацию программы можно начать с любого класса младшей школы. И каждый последующий год реализации программы начинается на более продвинутом уровне.
Начальный этап нравственного образования в школе строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения.
Для каждого класса начальной образовательной ступени разработано свое содержание программы, учитывающее возрастные и индивидуальные особенности детей. Данная программа предполагает в процессе реализации обобщение, систематизацию, интеграцию материала, который можно найти в содержании разных учебных дисциплин, включает и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения.
Школьники первого года обучения в школе отличаются такими психологическими особенностями как: эмоциональность, преобладание наглядно-образного мышления, его конкретность. Именно в этом возрасте уместно говорить о формировании у детей, прежде всего, нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил.
Обучающиеся I класса уже имеют определенный уровень нравственного развития. Но, попадая в новую, непривычную для них среду, они в первую очередь ориентируются на учителя, обращают пристальное внимание на его поведение, манеру общения, замечания. Это дает возможность, использовать сензитивные возможности возраста, сформировать у ребят основы нравственных убеждений; умение осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение; умение пользоваться этическим знанием; определять добро; применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации;
Еще одной особенностью программы является
нравственное воспитание не как совокупность
определенных качеств, а нравственное развитие с
опорой на положительное представление о себе.
Эта особенность реализуются и в содержании
программы:
Содержание программы направлено на воспитание:
- культуры общения и поведения (способность правильно себя вести и общаться);
- культуры мышления (способность “ морального суждения”, умение пользоваться этическим знанием, определять добро, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации);
- культуры чувств (способность к сочувствию, к переживанию, к сопереживанию)
Основные разделы программы:
- 1. Культура речи.
- 2. Личная гигиена, аккуратность и опрятность.
- 3. Культура общения, или искусство диалога.
- 4. Правила поведения в школе, на улице и в общественных местах.
Цель: формирование у школьников представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.
Задачи:
- обогатить эмоциональный мир обучающихся нравственными переживаниями;
- сформировать нравственные чувства;
- вооружить знаниями о морали, раскрыть ее сущность;
- привить культуру, формировать навыки и привычки нравственного поведения;
- систематически накапливать и обогащать опыт нравственного поведения обучающихся путем организации их практической деятельности;
- организовать нравственное самовоспитания детей.
Программа реализуется на протяжении всех лет обучения на первой образовательной ступени и рассчитана на 101 час:
33 часа в 1 классе,
34 часа во 2 классе,
34 часа в 3 классе.
Ожидаемые результаты:
- освоение обучающимися правил этикета и этических норм отношений с окружающим миром;
- умение выводить конкретные правила поведения;
- умение оценивать, что хорошо и что плохо в своих и чужих поступках;
- умение управлять своими эмоциями;
- быть дисциплинированным, регулярно посещать школу и не опаздывать;
- помогать товарищам лучше учиться и трудиться;
- бережно относиться к школьному имуществу, к своим вещам и вещам других;
- всегда быть чистым и опрятным;
- выполнять требования учителей, других работников школы;
- оказывать носильную помощь больным, инвалидам, нуждающимся;
- не допускать дурных поступков и удерживать от них других;
- вести себя хорошо на переменах;
- быть честными и правдивыми;
- не делать другому того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе;
- бороться с вредными качествами и привычками личности: ленью, жадностью, безразличием, завистью, злобой курением, сквернословием и др.
Сроки и форма реализации программы, особенности занятий
Программа рассчитана на обучающихся 1-3 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, речевая игра, викторина, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия-утренники. В большинстве своем они содержат элементы тренинга. Заключительные занятия по разделам переходят в дела класса. При переходе из одного класса в другой объем? и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется. Программа может быть использована для проведения клубных часов в группе продленного дня, во внеклассной работе, в проведении классных часов, кружковой работы и факультативных занятий.
Занятие в начальных классах эмоциональные, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Активно и обильно используется наглядность. В качестве домашнего задания детям рекомендуется завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребенок не выполнит задания, то порицать его строго не следует (так же, как и ставить двойки), главное — отметить тех, кто домашнюю работу выполнил. На занятиях по воспитанию нравственности важна активность школьника, его включенность в занятие. Это уроки-разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач образовательного, нравственного и воспитательного характера.
Воспитательный процесс на занятии строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Поведенческие ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.
В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности во время занятий, учитывая возраст школьников.
На занятиях происходит постоянное общение учителя и ученика, через это формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не только так называемые воспитательные моменты.
В процессе этических бесед ребята активно участвуют в обсуждении нравственных проблем, сами подходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, убеждают своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.
Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т.е. идти от морального понятия проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.
Особенностью проведения этических бесед в начальных классах является и то, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.
Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю.
Приложение 1. Планирование материала программы “Азбука нравственности” на 3 года обучения.
Приложение 2. Календарно-тематическое планирование.
Приложение 3. Список использованной литературы.