В 9 классе в рамках предпрофильной подготовки с целью повышения интереса к математике и формирования осознанного выбора математического профиля обучения в старших классах проводятся различные элективные курсы. Я веду элективные курсы по математике с ориентацией на естественно-научный профиль обучения. Мною разработаны несколько элективных курсов. Среди них: “Мир вокруг нас глазами математики”, “Решение систем уравнений”, “Что нам стоит дом построить…”, которые утверждены научно-методическим советом информационно-методического центра и рекомендованы для изучения в школе.
Наиболее интересным для учащихся оказался элективный курс “Что нам стоит дом построить…”. Чем же он заинтересовал ребят? На занятиях дети учатся строить план земельного участка под постройку дома, а также план дома, используя масштаб. В процессе изучения курса ученики видят практическое применение знаний, полученных на уроках черчения, физики, математики.
Элективный курс рассчитан на 17 часов. Первые два урока посвящены повторению темы “Масштаб”. Следующие уроки отводятся на построение плана участка под постройку дома, плана дома, где используются знания, полученные на уроках черчения. Размеры дома выбираются каждым учеником самостоятельно.
Далее следует расчёт количества кирпича, необходимого для строительства, его массы, количества машин, необходимых для вывоза кирпича с кирпичного завода, а также материальных затрат. Цену кирпича и его доставку ученики узнают сами.
Подготовка раствора для кладки стен помимо знания математики требует от учащихся самостоятельности и коммуникативных навыков. В этом случае учащиеся учатся находить нужный материал в учебниках и в беседах со строителями. В каком соотношении готовится раствор, сколько нужно песка, извести, цемента, и сколько машин, чтобы доставить необходимые строительные материалы. Далее переходим к расчёту материальных затрат на кладку дома.
Следующим этапом является построение крыши. Каждый учащийся вправе выбрать вид крыши на своё усмотрение - кто-то захочет проще и дешевле, кто-то красивее и дороже.
Далее следует отделка дома - установка окон, дверей, наклейка обоев, покраска пола. Основным образовательным моментом являются по-прежнему математические вычисления.
Таким образом, в ходе изучения курса большое внимание уделено повторению тем: “Объемы тел”, “Площади фигур” и др. Прослеживаются межпредметные связи: математика - физика, математика - черчение.
На последнем занятии подводятся итоги проделанной работы.
Каждый ученик защищает свой проект, перечисляя его достоинства и указывая итоговую сумму затрат на постройку дома.
Выбираем победителей в каждой номинации: самый дешевый дом, самый удобный, самый красивый.
Цели курса:
1. Социально-психологическая.
- заинтересовать учащихся в выборе курса и помочь в принятии решения о выборе профиля обучения;
- создать условия для приобщения учеников к умственному труду, повышения готовности подростков к получению образования;
- показать межпредметные связи.
2. Академическая.
- расширить представления подростков о практическом применении знаний, полученных в школе;
- Показать реальные затраты для строительства дома.
Задачи курса:
- Способствовать развитию интереса к изучению математики.
- Способствовать развитию творческих способностей.
- Способствовать формированию умения применять свои знания на практике.
Резюме:
В процессе обучения дети научатся:
- Проектировать план дома, земельного участка.
- Рассчитывать количество кирпича, необходимого для строительства дома.
- Делать расчёт количества необходимых материалов на приготовление раствора для кладки дома.
- Определять количество стекла для окон.
- Рассчитывать количество обоев для оклейки стен.
- Рассчитывать количество краски для пола.
Литература
1. А.М.Шепелев, “Как построить сельский дом”.
2. Л.С.Атанасян, “Геометрия”, 7-9 класс, 10-11 класс.
3. А.Д.Ботвинников, “Черчение”, 7-8 класс.
4. И.В.Савельев, “Курс общей физики”.
5. А.П.Савин, “Энциклопедический словарь юного математика”.