Игра как средство социальной адаптации ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


Современное общество достигло апогея в своем развитии: строятся города-мегаполисы, создаются и воплощаются в жизнь новые технологии. В связи с этим жизнь людей становится насыщенной и в то же время сложной. У них мало времени на то, чтобы провести его вместе со своей семьей, своими детьми. Увеличивается количество стрессогенных факторов, повышающих негативный эмоциональный фон. Поэтому у людей повышается уровень тревожности и агрессивности, они становятся обеспокоенными и нервными. Они испытывают трудности при общении друг с другом. Наблюдается недопонимание, увеличивается количество межличностных конфликтов, наблюдаемых в профессиональной деятельности, личной жизни. Все это главным образом отображается на семейных отношениях: недопонимание родителей и детей друг другом, супружеская измена, разводы. Семья – это социальная ячейка общества. И поэтому процессы, происходящие в семье, так или иначе, отражаются на государстве и наоборот, такие социальные феномены как безработица, нестабильная политическая обстановка в государстве и мире в целом, малообеспеченность негативно отражаются на семье. И потому моя главная задача, как социального педагога ДОУ, заключается в том, чтобы суметь найти источник семейной неурядицы и снизить интенсивность его действия до минимума, налаживая тем самым внутрисемейные отношения и предотвращая распад семьи. Ведь семья – это то единственное место, где ребенок усваивает все общественные нормы поведения, учится находить решения трудных жизненных ситуаций, посредством обогащения жизненным опытом своих родителей.

Социальная адаптация в коллективе сверстников предполагает включение ребенка в сложную систему общественной деятельности и общественных отношений, что требует от него определенной ориентации, перестройки его поведения и структуры деятельности. Но это включение должно каким-то образом быть целенаправленным и относительно контролируемым. Роль такого контроля выполняет образовательный и воспитательный процесс в семье и дошкольном учреждении. Этому может способствовать игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является основной.

В настоящее время к игре обращаются как к части досуга, идеальной форме развлечения, средству коррекции социальных отклонений личности, реабилитации инвалидов. Социокультурное назначение игры – обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Игра – это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Данный вид деятельности является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя условную действительность и в ней – наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей. Помимо этого, игра вносит много нового во взаимоотношения между детьми и взрослыми, побуждает их к сотворчеству, благоприятно сказывается на психической и эмоциональной сферах тех и других.

В начале учебного года для определения уровня адаптации детей использовались следующие методы: изучение исходных документов, наблюдение за детьми, беседы с дошкольниками и родителями, а также изучение результатов творческой деятельности детей.

Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, специалистами ДОУ было решено использовать в комплексе различные адаптационные методики и приемы. Прежде всего, мы стремились создать естественную стимулирующую среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и безопасно, проявлял творческую активность, развивался, приобретал социальные навыки.

Мною была продумана система подбора совместных игр для детей и родителей и методика их проведения. Сконструированная система включает 12 игр (количество взято условно). При составлении учитывалось наличие у детей постоянного предпочтения ряда игр и желания играть в них. В знакомых играх дети сами вспоминают основные правила и ход игры и объясняют их родителям. Новая игра объясняется кратко и четко, выделяются правила и ход игры, показываются отдельные движения.

Вот перечень лишь некоторых совместных игр для детей и родителей (Приложение).

1. “Жмурки с поводырем”.

2. “Да и нет”.

3. “Кто к нам пришел?”.

4. “Необычное сражение”.

5. “Тень”.

6. “Цвет - движение”.

7. “Сова”.

8. “Прилетела птичка”.

9. “Снежный ком” и др.

Результаты работы в данном направлении позволяют говорить о необходимости введения подобных игр в арсенал воспитательных средств педагога, особенно в период адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Из бесед с родителями стало ясно, что дети стали легче общаться, стали послушнее, им нравится в детском саду, малыши многому научились и много узнали, сами пытаются научить членов семьи и других детей новым играм.

Использование игровых методик способствует повышению уровня адаптации детей. Предложенные игровые методики при соблюдении определенных условий – эффективное средство социальной адаптации дошкольников.