Цель:
- познакомить учащихся с понятиями “рассказ” и “сказка”;
- учить отличать рассказ от сказки;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать интерес к чтению.
Оборудование.
- Выставка книг со сказами, где один из героев – Волк, портрет Б.Заходера,
- сборник сказок, созданный детьми “Сказка с ладошку”,
- фразеологический словарь,
- толковый словарь, созданный детьми.
Ход урока
1. Организационный момент.
Игра “Чье это прозвище?”
На доске записаны прозвища:
- кумушка, сестричка (лиса)
- косолапый, толстопятый (медведь)
- норушка (мышка)
- квакушка (лягушка)
- дереза (коза)
- ряба, пеструшка (курица)
- косой, трусишка (заяц)
- хватыш, “зубами щелк” (волк).
Сказок на земле много. В них разные герои, обычно, это животные.
– О каком животном мы говорили в конце нашей игры. (О волке.)
– Назовите сказки, где одним из героев является волк. (Ответы детей.)
2. Постановка целей урока.
– Прочитайте название темы сегодняшнего урока.
– Как вы считаете, по названию произведения можно определить о каком герое пойдет речь?
– Подумайте, какой здесь волк?
– Спишите с доски те слова, которые, по-вашему, будут относиться к этому волку?
На доске запись: страшный, глупый, сильный, хитрый, умный, забавный.
– А это сказка или рассказ? Почему? Докажите.
– Да, ребята, это сказка.
Сказка
– вид устных повествований с фантастическим вымыслом.Рассказ
– художественное произведение, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героев.– Кто пишет сказки? (Ответы детей.)
– Да, сказки могут быть русские народные, зарубежные, авторские.
– Какая это сказка? (Авторская.)
– Почему?
3. Рассказ учителя о Б.В.Заходере.
– Посмотрите на портрет Бориса Владимировича Заходера.
Он родился в Молдавии 9 сентября 1918 года в семье юриста и переводчицы. Школьные годы провел в Москве, отличался неугомонным озорным характером. Учился в Литературном институте и с отличием его закончил.
Сначала вышли в свет первые веселые стихи Бориса Заходера для детей “На задней парте”, “Кто на кого похож”, “Школа для птенцов”. Писал он и сказки “Русачок”, “Добрый носорог”, “Жил-был Фип”. Борис Заходер опубликовал книгу переводов “Веселые стихи польских поэтов”. Затем последовали полюбившиеся юным читателям переводы А. Милна “Вини-Пух”, А. Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, Л. Кэрролла “Приключения Алисы в стране чудес” и др. Б.В. Заходер был одним из постоянных авторов программы “Радионяня”, сотрудничал с журналами “Веселые картинки” и “Мурзилка”.
Чтение сказки Б. Заходера “Как волк песни пел”.
4. Изучение нового материала.
1. Словарная работа. Как вы это понимаете?
– Кругом всем житья не было
– плохо всем жилось.– Донять
– довести до крайности.– Продрал он глаза
– только что проснулся.– Своему слову хозяйка
– человек, который держит свое слово.– Милость
– доброе, человеческое отношение.2. Подготовительная работа перед чтением текста.
– Ребята, в тексте много слов, которые трудны в чтении. Вы их сначала прочитайте по слогам, а потом целыми словами.
голодуха | помчался | сесть-съесть |
разбойничал | одинешеньки | |
известно | голосистый | |
спросонья | подголоски |
В каждой сказке есть старинные слова, которые мы употребляем редко, но их надо знать, иначе сказка будет непонятна. Все эти слова вы запишите в свой словарик.
– Посмотрите, какой словарь я создала с детьми, которых учила раньше.
В этом словаре мы растолковывали все непонятные слова и назвали его “Толковым словарем”. Приложение 1
3. Работа над содержанием.
1) Почему закончилась Волчья песня?
Выбери правильный ответ.
– Волку надоело петь.
– Волк охрип.
– Люди поймали волка.
2) Как автору сказки удалось передать звучание Волчьей песни? Какие звуки часто повторяются в пении и речи Волка?
3) Что можно сказать об овцах?
5. Физкультминутка.
Ловко прыгают зайчата:
Прыг да прыг, скок да скок!
Быстро бегать зайцам надо,
Чтоб не скушал серый волк!
(Прыжки на месте)Медвежонок не боится
Волка, кабана, лисицы.
Мишка по лесу идет:
“Где здесь пчелы, где здесь мед?”
(Ходьба на месте)А по небу ходят тучи
Вот пробился солнца лучик.
(Потягивания – руки вверх)А вокруг запели птицы
(Потягивания – руки в стороны)Ну а нам пора учиться
(Дети садятся за парты).
6. Работа с выставкой книг.
– Посмотрите на сказки, в которых один из героев – Волк.
“Красная шапочка”, “Волк и лиса”, “Волк и семеро козлят”, “Три поросенка”.
– Что объединяет все эти сказки?
(Это сказки и главный герой – Волк)
– Каким изображен волк в сказке Б.Заходера? Подтвердите примерами из текста. (Глупым.)
– Что можно сказать об овцах?
– Какие слова использует автор, чтобы передать настроение Волка? (Рычит, кричит, умилился.)
– Подчеркните слова – действия, которые подскажут, как надо читать слова Волка.
– Как надо читать всю сказку? (С иронией.)
– Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
– Подготовьтесь читать этот отрывок по ролям (самостоятельная работа).
– Каким голосом будете читать слова Волка, Лисы, Овцы, овец?
7. Чтение сказки вслух по ролям. (Автор, Волк, Овца, овцы.)
8. Инсценирование сказки у доски (в масках).
Выходят только те дети, которые запомнили сказку.
9. Подведение итогов урока.
– С какой сказкой познакомились на уроке?
– Есть ли у этой сказки автор?
– Сравните сказку Б.Заходера “Как волк песни пел” с русскими народными.
– Чем похожа?
– Каков волк в этой сказке? (Глупый, жадный.)
Сравните свои записи в начале урока и допишите характеризующие его слова.
– Какова Овца? (Хитрая, мудрая, умная.)
– Чему учит эта сказка?
У каждой сказки есть чему поучиться. А хотите вы написать свою сказку? Я предлагаю назвать наш сборник “Сказка с ладошку”. Вот такой сборник составлен при помощи учащихся, которые сейчас уже учатся в 6 классе, а писали они свои сказки еще во 2–3-м классе. Поэтому придумывайте сказки и мы их напечатаем в сборника “Сказка с ладошку”. Приложение 2
10. Оценки (с комментированием).
Домашнее задание. Читать по ролям и пересказывать стр. 23–25.
Литература
- Учебник “Литературное чтение”, 2-й класс. О.В.Кубасова, 2009 г.
- Поурочные планы по учебнику О.В.Кубасовой, С.В. Николаева, 2008 г.
- Дидактическое пособие к урокам литературного чтения “Писатели в начальной школе”, О.Н. Тишурина, 2008 г.