Конспект урока по развитию речи в технологии Ю.А. Поташкиной. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: Сочинение-миниатюра “Моя мама”

Цели:

  • формировать умение создавать текст;
  • использовать в письменной речи богатство языка;
  • воспитывать любовь и уважение к маме;

Оборудование: материал разминки на карточках, текст и опорные слова на доске, рисунки детей на тему “Моя мама”.

План:

Мы продолжаем уроки развития речи, для того, чтобы овладеть речевой культурой, чтобы речь стала богатой и точной.

Итак, разминка.

I. Разминка:

1. Акцентология

  • Поставьте ударение в следующих словах:
  • Торты, баловать, красивее, звонит

2. Подбери признак: кофе, тюль, шампунь

3. Разведи по значению: [паласкат'] – полоскать бельё, поласкать ребёнка

  • Кто вас ласкает?

4. Подбери синонимы, антонимы:

  • близкий путь – ......................
  • близкий человек - .............. ..

В каком словосочетании слово “близкий” употреблено в переносном смысле? Кто для вас самый близкий человек?

5. Орфографическая минутка:

Определить в следующих словах орфограммы на слух: взгляд, чудесные, помочь, золотые, на цыпочках.

6. Логическая минутка:

Составить предложение из букв слова: КРОТ

Например: Кирилл рисовал открытку Тане.

7. Найти и исправить речевые ошибки:

Мама любит любимую дочку.

II. Физминутка

Отгадайте, о чём речь:

1. Их мозолят, ими хлопают, в них пускают пыль, их закрывают, иногда в них говорят (глаза).

Выполняем упражнение для глаз.

2. Ёе морочат, ломают, её можно вскружить, потерять, от неожиданности на неё падает снег (голова).

Выполняем наклоны и повороты головой.

III. Подготовка к написанию сочинения

1. Работа с текстом. Найти границы предложений.

Закрой глаза, прислушайся и ты услышишь мамин голос он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной его не спутаешь ни с одним другим голосом даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки (Ю. Яковлев)

- Как показать голосом, что стоит точка?

- Это текст? Докажите. Определите тему текста.

Назовите автора этого отрывка.

Мы читали с вами произведения и других авторов о маме. А хотели бы вы рассказать о своей маме?

Итак, сегодня мы пишем сочинение-миниатюру “Моя мама”

2. Определение типа текста, его структуры. Лексическая подготовка.

- Какой это будет текст? (повествование с элементами описания)

- О чем будем рассказывать, что описывать? (Дети коллективно подбирают опорные слова. Для экономии времени их можно заранее подготовить на доске и открыть после подбора слов детьми. Орфографическая подготовка ведётся по ходу этой работы.)

глаза улыбка руки глаголы
весёлые нежная заботливые переживает
строгие добрая добрые помогает
лучистые светлая любящие ухаживает
печальные счастливая золотые всё понимает
понимающие милая поддерживает  
    прощает  

- Ребята, вы говорите, что мама вас любит. Она никогда вас не ругает?

- Как же вы понимаете, что она вас любит?

- Запомните: главное свойство, проявление любви – способность прощать. Мама - самый близкий человек, к которому можно прийти с любой бедой и тем более с радостью.

Давайте определим, сколько частей будет в тексте и о чём расскажем в каждой из них.

План:

I. Вступление (как зовут маму)

II. Основная часть (как выглядит, что любит, как мне помогает и заботится)

III. Заключение (как я отношусь к маме)

- Итак, начинайте работать. Пишите, выделяя орфограммы.

IV. Написание сочинения (на работу отводится не более 10 минут)

V. Прослушивание сочинений и анализ (дети обращают внимание на структуру текста, на логичность и последовательность высказываний, на правильность употребления слов, на отсутствие или наличие речевых ошибок, определяют, раскрыта ли тема)

VI. Итог урока. Чему учились на уроке? Кто доволен своей работой?