Тема: Сочинение-миниатюра “Моя мама”
Цели:
- формировать умение создавать текст;
- использовать в письменной речи богатство языка;
- воспитывать любовь и уважение к маме;
Оборудование: материал разминки на карточках, текст и опорные слова на доске, рисунки детей на тему “Моя мама”.
План:
Мы продолжаем уроки развития речи, для того, чтобы овладеть речевой культурой, чтобы речь стала богатой и точной.
Итак, разминка.
I. Разминка:
1. Акцентология
- Поставьте ударение в следующих словах:
- Торты, баловать, красивее, звонит
2. Подбери признак: кофе, тюль, шампунь
3. Разведи по значению: [паласкат'] – полоскать бельё, поласкать ребёнка
- Кто вас ласкает?
4. Подбери синонимы, антонимы:
- близкий путь – ......................
- близкий человек - .............. ..
В каком словосочетании слово “близкий” употреблено в переносном смысле? Кто для вас самый близкий человек?
5. Орфографическая минутка:
Определить в следующих словах орфограммы на слух: взгляд, чудесные, помочь, золотые, на цыпочках.
6. Логическая минутка:
Составить предложение из букв слова: КРОТ
Например: Кирилл рисовал открытку Тане.
7. Найти и исправить речевые ошибки:
Мама любит любимую дочку.
II. Физминутка
Отгадайте, о чём речь:
1. Их мозолят, ими хлопают, в них пускают пыль, их закрывают, иногда в них говорят (глаза).
Выполняем упражнение для глаз.
2. Ёе морочат, ломают, её можно вскружить, потерять, от неожиданности на неё падает снег (голова).
Выполняем наклоны и повороты головой.
III. Подготовка к написанию сочинения
1. Работа с текстом. Найти границы предложений.
Закрой глаза, прислушайся и ты услышишь мамин голос он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной его не спутаешь ни с одним другим голосом даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки (Ю. Яковлев)
- Как показать голосом, что стоит точка?
- Это текст? Докажите. Определите тему текста.
Назовите автора этого отрывка.
Мы читали с вами произведения и других авторов о маме. А хотели бы вы рассказать о своей маме?
Итак, сегодня мы пишем сочинение-миниатюру “Моя мама”
2. Определение типа текста, его структуры. Лексическая подготовка.
- Какой это будет текст? (повествование с элементами описания)
- О чем будем рассказывать, что описывать? (Дети коллективно подбирают опорные слова. Для экономии времени их можно заранее подготовить на доске и открыть после подбора слов детьми. Орфографическая подготовка ведётся по ходу этой работы.)
глаза | улыбка | руки | глаголы |
весёлые | нежная | заботливые | переживает |
строгие | добрая | добрые | помогает |
лучистые | светлая | любящие | ухаживает |
печальные | счастливая | золотые | всё понимает |
понимающие | милая | поддерживает | |
прощает |
- Ребята, вы говорите, что мама вас любит. Она никогда вас не ругает?
- Как же вы понимаете, что она вас любит?
- Запомните: главное свойство, проявление любви – способность прощать. Мама - самый близкий человек, к которому можно прийти с любой бедой и тем более с радостью.
Давайте определим, сколько частей будет в тексте и о чём расскажем в каждой из них.
План:
I. Вступление (как зовут маму)
II. Основная часть (как выглядит, что любит, как мне помогает и заботится)
III. Заключение (как я отношусь к маме)
- Итак, начинайте работать. Пишите, выделяя орфограммы.
IV. Написание сочинения (на работу отводится не более 10 минут)
V. Прослушивание сочинений и анализ (дети обращают внимание на структуру текста, на логичность и последовательность высказываний, на правильность употребления слов, на отсутствие или наличие речевых ошибок, определяют, раскрыта ли тема)
VI. Итог урока. Чему учились на уроке? Кто доволен своей работой?