Тренинговое занятие с педагогами "О пользе хорошей обуви" из цикла "Грамматика души"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: расширение поведенческого репертуара (по методу Э. де Боно “6 пар обуви образа действия”).

Задачи:

  • развитие креативности, коммуникативных навыков,
  • изучение различных способов действий,
  • выявление и проработка личностных установок, поведенческих стереотипов.

Продолжительность: 60-70 минут

Участники: учителя, педагоги начальной школы (10- 15 человек)

Оборудование: бейджи, фломастеры, мольберт, магниты, макеты обуви, карточки с ситуациями.

Содержание:

1. Приветствие “Цветочное имя”

2. “Узор из цветов”.

3. “Слон на спине”.

4. “Про медведя” (история о стереотипах).

5. Мини-сообщение “6 пар обуви образа действия”

6. Ролевая игра “Примерка”

7. Упражнение “Спасательная шлюпка”

8. “Взаимные комплименты”.

9. “Закончи фразу”

Приветствие “Цветочное имя”

В имени должно быть отражено актуальное состояние участника (по принципу “здесь и сейчас”).

Ведущий напоминает правила группы, когда в течение занятия необходимо с вниманием относиться к новому имени любого участника

“Узор из цветов”

Предлагается построиться так, чтобы образовать букву, цифру или число, слово (при числе участников более 10).

Вопросы для обсуждения: Было ли сложно выполнять задание? Что ограничивало общение?

“Слон на спине”

Необходимо “написать” слово по теме занятия на спине впереди стоящего участника по принципу игры “Глухой телефон”. Можно ввести элемент соревновательности между командами.

Вопросы для обсуждения: Что даёт подобное упражнение?

“Про медведя” (история о стереотипах)

Однажды в зоопарк привезли белого медведя, однако обширный вольер с бассейном был ещё не готов. Пришлось поместить зверя в маленькую тесную клетку – всего шесть шагов в длину. За три недели, проведённые в клетке, медведь привык передвигаться лишь на эти шесть шагов. Прошло время. Медведя переместили в новый большой вольер, но он продолжал двигаться в привычном замкнутом пространстве: шесть шагов туда и шесть шагов обратно.

Есть основания полагать, что, если бы его вновь выпустили на волю, то он бы не изменил своё поведение, к которому привык в клетке.

Вопросы для обсуждения:

  • Что мешает медведю выйти за рамки воображаемой клетки?
  • Бывают ли такие ситуации в жизни людей, которых Вы знаете?
  • В чём заключается их “клетка”?
  • Нужно ли им помогать и как это можно сделать?

Мини-сообщение “6 пар обуви образа действия”

В процессе сообщения уместно использовать изображения видов обуви (из цветного картона, с помощью мультимедиа и пр.)

Данный метод был предложен Эдвардом де Боно – специалистом в области эффективных жизненных стратегий и технологий. Его концепция шести шляп мышления уже более двух десятилетий находит активное применение в сфере бизнеса, политики, образования. Достоинством обоих методов является доступность понимания, простота и эффективность использования. Автор предлагаемого метода считает, что в существующей академической системе образования слишком много времени уделяется описанию и анализу, то есть получению обширного знания о чём-либо. Однако реальный мир включает в себя наравне со знанием также и действие как таковое. Эту способность действовать наилучшим образом в изменяющихся жизненных условиях автор называет операционностью. Данный метод служит воспитанию у людей умения выбирать оптимальный стиль действий и поступать сообразно ему.

Изучив метод шести шляп мышления, каждый человек приобретает необходимые навыки мыслить критично, позитивно, творчески; умению выделять факты и осознавать чувства. Изучив метод шести пар обуви образа действия, он овладевает системой различных поведенческих стратегий и тактических ходов.

Таким образом, метод шести пар обуви образа действия в сочетании с методом шести шляп мышления образует метафоричную систему жизни как путь личности к совершенству. “Знать, размышлять, действовать!” - таким мог бы стать жизненный девиз “совершенного человека”.

Сводные характеристики образов действия (раздаточный материал)

1. Флотские форменные ботинки

Цвет: синий (море, корабли) Форменная обувь.

Действия: по инструкции; действия, доведённые до автоматизма; формальный подход к делу. Режим флотских ботинок – исполнение процедур с максимальным эффектом.

Преимущество: нет необходимости каждый раз обдумывать свои действия, что снижает риск совершения ошибки.

Недостаток: ограничение деятельности.

2. Серые кроссовки

Цвет: серый (туман, изморось, вещество головного мозга).

Действия, связанные со сбором информации и её эффективным использованием. Собираемая информация должна быть по возможности полной и объективной. На последней стадии сбора необходима проверка на состоятельность наиболее вероятной из существующих гипотез (их должно быть не менее двух).

Преимущество: систематичность, целенаправленность, ненавязчивость, бесшумность.

Недостаток: опасность “подгонки” информации под имеющуюся гипотезу.

3. Коричневые башмаки

Цвет: коричневый (земля, грязь).

Действия: приоритетными являются прагматизм и практичность, умение проявлять гибкость и корректировать свои действия, быть чувствительными к изменениям, но стараться держать ситуацию под контролем.

Преимущество: здравый смысл как мера деятельности.

Недостаток: при отсутствии опыта и природной интуиции невозможность действовать в данном режиме

4. Оранжевые резиновые сапоги

Цвет: оранжевый (спасательные службы, знак чрезвычайной ситуации, опасности).

Стиль действий: срочные меры, которые предпринимаются с целью сведения к минимуму опасности для жизни людей. Основные этапы: назначение руководителя операции, обеспечение связи между участниками, ознакомление участников с конкретными задачами, сбор информации с участием экспертов, оценка и периодическая переоценка ситуации. В наличии должен иметься основной стратегический план и варианты на случай неудачного разворачивания событий.

Преимущество: быстрое реагирование на чрезвычайную ситуацию

Недостаток: лимит ресурсов (временных, материальных, человеческих и пр)

5. Розовые тапочки.

Цвет: розовый (нежность, забота, тепло, уют).

Действия характеризуются заботливым отношением к людям, что выражается в практической помощи (умение выслушать, оказать поддержку, совершить гуманный поступок). В данном случае забота – цель действия. В других случаях данный режим действия может использоваться с тем, чтобы модифицировать – в сторону более гуманного отношения к людям – действия, совершаемые другими людьми.

Достоинство: люди – основная ценность Недостаток: опасность гиперопекающего поведения

6. Пурпурные наездничьи сапоги.

Цвет: пурпур (в древности цвет власти, праздника). Сапоги наездничьи – обувь для соответствующих выездов, неповседневная.

Действия осуществляются в связи с официальными полномочиями, исполнением возложенной на человека роли. В рамках роли исполняются соответствующие требования, но допустимо проявление гибкости и инициативы.

Достоинство: лидерство, ответственность, стабильность

Недостаток: деспотизм, дегуманизация, тирания.

Ролевая игра “Примерка”

Типичные проблемы предлагаются на карточках. Анализ проблем в микрогруппах (5 мин)

Совместное обсуждение в группе (10 мин)

№1.

Какую пользу может принести использование флотских форменных ботинок

  • в воспитании ребёнка?
  • работе директора школы?

№2.

Каковы действия серых кроссовок в ситуации

  • приобретения компьютера?
  • поездки на автомобиле по шоссе к месту, расположенному на расстоянии 200 км

№3.

Предложите свой план действий по образу коричневых башмаков в следующей ситуации:

Вы терпеливо ожидаете своей очереди, и вдруг вновь прибывшие лица направляются прямиком в кабинет.

№4.

Опишите опасности, могущие возникнуть в этой ситуации, и подумайте, как можно было бы их устранить или минимизировать в режиме “оранжевых сапог”?

Вы гуляете со своим ребёнком возле детского сада и замечаете, что к дороге направляется 3-хлетний ребёнок без взрослого.

№5.

Какими могут быть Ваши действия в “розовых тапочках”, если Вы стали свидетелем следующего факта.

Вы едете в рейсовом автобусе и видите, что сиденья заняты мальчиками 7-8 лет, рядом стоят женщины, мужчины.

№6.

Обозначьте для данной ситуации реальную пользу, которую может принести режим пурпурных наездничьих сапог.

  • в семье возник бурный спор по поводу того, кому следует заниматься уходом за престарелым родителем,
  • в общении с педагогом родитель использует в своей речи нецензурные выражения

Вопросы для обсуждения:

Совпадают ли Ваши обычные действия с указанным видом обуви? Если нет, то в какой “обуви” Вы обычно действуете? Комфортно ли Вам именно в этой обуви? Всегда ли эффективны Ваши действия?

Упражнение “Спасательная шлюпка”

Текст инструкции:

“Вы провели в лодке семь долгих дней. Вы очень устали, вас обожгло солнце, запас воды совсем мал, а еды почти не осталось. Если вы не избавитесь хотя бы от двух человек, то умрёте. Выберите двух человек, которых вы выбросите за борт. Но прежде пусть каждый из вас попробует убедить группу, что пощадить нужно именно его. А вы все будете решать”.

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства у Вас возникали в процессе выполнения упражнения? Были ли трудности выбора? Что Вы ощущаете сейчас?

“Взаимные комплименты”

В начале упражнения ведущий напоминает участникам, что комплимент принимается словом “Спасибо”. Если принимающий участник не согласен с комплиментом, то благодарить не нужно. Для продолжения обмена комплиментами по кругу необходимо изменить комплимент.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие эмоции возникли у вас в процессе этого упражнения?

“Закончи фразу”

Участники записывают на цветных карточках продолжение фраз “Я приобрёл…”, “Я потерял…”, “Я дарю группе…”.

Можно использовать 3 файла для сбора высказываний, которые могут быть озвучены ведущим или участниками (по желанию).

Литература

  1. Ольшанская НА. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. - Волгоград: Учитель.-2005.-74с.
  2. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия: пер. с нем:/ Носсрат Пезешкиан.- 3-е изд.-М.: Институт позитивной психотерапии.- 2007.- 160 с..- (“Позитивная психотерапия”).
  3. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами/авт.-сост.М.И. Чумакова, З.В.Смирнова.-Волгоград: Учитель.- 2008.-135с.
  4. Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя.- 2-е изд.,испр..- М.:Психотерапия.-2006.-192с. (Советы психолога).
  5. Шепелева Л.Н. Программы социально – психологических тренингов.- СПб.: Питер. – 2007. – 160 с.
  6. Э.де Боно Шесть пар обуви образа действия.